Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы

Прежде всего, учащимся рекомендуется изучить и проанализировать материалы и требования к изучению дисциплины, содержащиеся в данном Учебно-методическом комплексе по дисциплине «Философские проблемы науки», что позволит им понять алгоритм изучения дисциплины и подготовки к экзамену по ней.

Освоение лекционного материала

Лекционный материал содержит всю необходимую информацию и понятийный аппарат, которым необходимо владеть при сдаче теоретического раздела дисциплины на зачёте (см. Вопросы к зачёту). Регулярное посещение и конспекты лекций создадут все необходимые основания для успешной сдачи этой части материала.

Подготовка к семинарским занятиям

Практические занятия (семинары) по дисциплине «Философские проблемы науки» проводятся по определенному плану. Тематика занятий, план и количество часов, предлагаемые в данном учебно-методическом комплексе, соответствуют требованиям учебной программы.

Подготовка к семинарским занятиям заключается в самостоятельной проработке основных вопросов плана в ходе изучении указанной в списке литературы. При изучении произведений отдельных авторов необходимо руководствоваться правилом: знание непосредственного источника, или оригинала, всегда предпочтительнее любого комментария, который (даже если он достаточно профессионален) уже выражает некоторую тенденцию своего времени и тем самым сужает поле зрения. Вместе с тем в изучении ключевых проблем следует обращать особое внимание на мировоззренческий и ценностный аспект. Такой подход позволяет сформировать собственные критерии оценки современного состояния научных знаний в этой области. Мастерство научного анализа состоит в умении находить и мысленно выделять (абстрагировать) в текстуальном материале общее и особенное: то, что объединяет те или иные идеи, концепции, и то, что придает им своеобразие. Лишь при таком подходе возможно понять направление и перспективы социально-политической проблематики и возможного дальнейшего развития проблем политической культуры и политической социализации.

Самостоятельная работа студентов по чтению первоисточников

Самостоятельная работа студента заключается в чтении и конспектировании текстов. К таким текстам относятся первоисточники, т.е. произведения крупнейших учёных и мыслителей, специально исследовавших философскую проблематику науки. В этом случае учащиеся вступают в общение непосредственно с авторами произведений, а не с посредниками, и берут у выдающихся исследователей то, что интересно, важно им самим, что важно нынешнему поколению, а не предшествующему.

При работе с текстами (их конспектировании) необходимо соблюдать следующие правила: В конспекте указать: 1. Фамилию, имя автора и полное название произведения с подзаголовком. 2. Указать, где опубликовано произведение: книга, журнал, год, номер, страницы? Когда было написано данное исследование? Для этого надо смотреть примечание.

При конспектировании записывать: О чем пишет автор? Какие проблемы он рассматривает и решает? Далее: Что пишет автор по данной проблеме? Какое свое решение он предлагает?

Не следует превращать конспектирование в работу простого переписчика. У такого переписчика работают глаза и руки. Важно, чтобы работала голова. Поэтому ксерокопии и распечатки на принтере не признаются в качестве конспектов. Умения и знания студентов раскрываются на выходе, т.е. когда на экзамене или зачете студенты излагают прочитанное, как они его поняли.

Хорошо, если при чтении возникают вопросы, а тем более свои мысли – обязательно необходимо их записывать. Важно оставлять поля и место для дополнений.

Для того, чтобы успешно справиться с заданием, рекомендуется при подборе литературы выбирать те исследовательские тексты, проблематика которых вызывает личный интерес, содержание которых доступно пониманию.

Работа над творческими работами (ээсе) и докладами

Важной формой самостоятельной работы студентов является написание рефератов, подготовка творческих работ (эссе), докладов и сообщений по философии. Отличие реферата и творческой работы (эссе) от доклада состоит в том, что реферат (эссе) должны быть выполнены в письменном виде, тогда как доклад готовится в устной форме.

Реферат является начальным этапом студенческой научной работы. Реферат (от лат. reffere – докладывать) - самостоятельное письменное исследование студента на определенную тему. Главной целью реферата является обзор существующих в современной литературе точек зрения по данной теме. В конце реферата его автор излагает сложившиеся в ходе работы свои оценки прочитанного, свое мнение по выбранной теме.

Работа над рефератом начинается с выбора темы. Следует ознакомиться со списком тем рефератов, которые предложены в учебно-методическом комплексе. Можно выбрать одну из них, по согласованию с преподавателем уточнить, изменить тему или предложить свою. При выборе темы надо предусмотреть возможность продолжения работы над ней в других учебных дисциплинах, в последующих семестрах. Для этого студент должен обратиться к справочно-библиографической литературе, каталогам, периодике. при этом надо учитывать следующее. Иногда список тем рефератов предлагает лишь несколько названий возможной литературы. В этом случае студент должен самостоятельно дополнить список литературы.

Текст реферата, как правило, должен содержать следующие разделы: план, введение, основное содержание, заключение и библиография. Во введении обосновывается выбор темы, ее значимость и причины интереса к ней студента, дается общая характеристика проблемы. План – это перечень вопросов, которые будут раскрыты в реферате. Эти вопросы, обычно 3–4, фиксируют центральные идеи темы, то, о чем будет писать автор.

Необходимо продумать план реферата до начала работы над ним. По завершению работы план реферата уточняется. Подготовленный первичный план и список литературы согласовывается с преподавателем. После этого студент приступает к изучению и обработке литературы, в частности, конспектированию прочитанного. После получения представления о теме реферата в целом и завершении сбора материала можно приступать к его написанию.

Изложение материала в содержательной части работы следует вести в логической последовательности, придерживаясь плана реферата. Принципиальные положения, определения можно цитировать, делая библиографические сноски. При оценке реферата учитывается не только, ”что” излагается, но и то, “как” излагается материал, то есть литературность языка.

Реферат не следует подменять развернутой аннотацией одного произведения. Не следует превращать свое научное исследование в работу переписчика.

Объем студенческого реферата (эссе) по курсу «Философские проблемы науки» должен составлять в среднем 20 страниц машинописного текста стандартной писчей бумаги (формат А 4) или около 30 страниц рукописного текста. Если используется бумага в мелкую клетку, то писать следует через клетку. Почерк должен быть разборчивым. Необходимо оставлять поля. Страницы должны быть пронумерованы. в конце работы приводится список использованной литературы, который должен быть оформлен в соответствии с принятыми правилами.

В работе над рефератом следует избегать бездумной компиляции различных сведений и мнений из источников, лишь внешне связанных общей проблемой. Вообще при работе над рефератом или докладом лучше избегать «случайных» авторов и книг. Литература должна быть подобрана по вкусу, но обязательно со знанием дела. В этом необходимую помощь окажет преподаватель. К написанию реферата можно приступать тогда, когда Вы чувствуете, что вполне освоились с материалом и у Вас сложилось собственное видение проблемы.

Творческая работа (эссе) отличается от реферата тем, что в ней высказывается точка зрения на прочитанную и осознанную научную и философскую литературу, свое видение решения философских проблем науки. В творческой работе в большей степени, нежели в реферате, присутствует авторская точка зрения, когда у автора эссе (учащегося) сложилась собственная концепция на прочитанную литературу. Поэтому творческие работы (эссе) пишутся как завершающие изучение дисциплины работы, когда учащийся имеет более глубокое представление о ней, ориентируется в ее проблематике.

Словарь основных терминов

Абстракция – одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.

Агностицизм – философское учение, утверждающее, что не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

Адекватность – верное воспроизведение в представлениях, понятиях и суждениях объективных связей и отношений действительности.

Актуальность – важность для настоящего времени, злободневность, насущность; действительное существование чего-либо, осуществлённость.

Аналитические и синтетические суждения – разделение суждений в зависимости от способа установления их истинности. Аналитическими называются такие суждения, истинность которых устанавливается путем число логического анализа терминов, элементарных высказываний; синтетическими называются такие, истинность которых обосновывается посредством обращения к внешней информации.

Антиномия – противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и логически выводимым в рамках некоторой теории.

Антитезис – утверждение или положение, содержание которого противоположно исходному утверждению, но относится к одному и тому же предмету мысли; суждение, противоречащее тезису некоторого построенного доказательства; исходная посылка логического вывода в доказательствах от противного.

Апория – трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.

Априори и апостериори – философские понятия; апостериори – знание, получаемое из опыта; априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Аргумент – суждение или совокупность взаимосвязанных суждений, приводимое в подтверждение истинности какого-либо другого суждения или системы суждений, точки зрения, теории; довод, основание, приводимые в доказательство.

Аргументация – логико-коммуникативный процесс, служащий обоснованию определенной точки зрения с целью ее восприятия, понимания и (или) принятия индивидуальным или коллективным реципиентом. Аргумент – цельный, сложный, многоуровневый феномен, который регулируется логическими нормами и законами.

Аспект – точка зрения, с которой рассматриваются какие-л. предметы, явления, понятия; Определенная сторона какого-л. явления, понятия.

Бинарность – дуализм; двойственность, являющаяся основная характеристикой всех естественных процессов, поскольку они содержат в себе две противоположные фазы или стороны.

Вера – в гносеологии и методологии науки – принятие какого-либо знания без непосредственных эмпирических и рациональных обоснований.

Верификация – понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Воображение (фантазия) – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Восхождение от абстрактного к конкретному – метод научного исследования, состоящий в движении теоретической мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета; движение от менее содержательного к более содержательному знанию.

Генетический метод – метод научного познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний.

Герменевтика – искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений; вообще – предположение, требующее подтверждения.

Гипотетико-дедуктивный метод – метод рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неопределенно. Результат гипотетико-дедуктивного рассуждения имеет лишь вероятностный характер, т.к. его посылками служат гипотезы, а дедукция переносит вероятность их истинности на заключение.

Гносеология – философское учение о познании.

Двузначности принцип – принцип дихотомической оценки суждений: каждое суждение истинно или ложно – одно из двух.

Двух истин теория – концепция в средневековой философии, согласно которой допускается противоречие между истиной философии (как рационального познания) и истиной теологии (религиозными догматами).

Дедукция – вывод по правилам логики, умозаключение от знания большей степени общности к новому знанию меньшей степени общности, или цепь умозаключений, связанных отношением логического следования; способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём от общих положений к частным выводам; противоположность индукции.

Диалектика – метод познания, при котором все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека рассматриваются во взаимной связи и развитии.

Дискуссия – обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения, проблемы на собрании, в печати, в беседе с намерением достичь взаимоприемлемого решения.

Догматизм – антиисторический, недиалектический тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени.

Доказательство – система умозаключений, служащая для установления нового положения на основании других, ранее известных; обоснование истинности высказывания, суждения, теории; неоспоримый довод или факт, подтверждающий, доказывающий что-либо.

Достаточного основания принцип (закон) – принцип логики, согласно которому всякое суждение должно быть обосновано (доказано) в том смысле, что должно быть приведено достаточное основание истинности этого суждения. В составе достаточного основания могут быть аксиомы, определения, удостоверенные суждения непосредственного восприятия и выводные суждения, уже обоснованные посредством доказательств.

Заблуждение – неадекватное представление, понимание действительности, имеющее для субъекта познания видимость истинного знания.

Закономерность – последовательное проявление действия какого-нибудь закона; необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества, науки.

Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Знание – продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого; проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Значение – содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка.

Идеализация – мысленное создание объектов, которые не существуют в опыте, но являются идеальными моделями реальности; будучи предельными случаями реальных объектов, они служат средством их научного анализа, основой для построения научной теории.

Интерполяция – вставка позднейшего происхождения в каком-нибудь тексте, не принадлежащая автору или не существовавшая в оригинале; в математике и статистике – отыскание промежуточных значений величины по некоторым известным ее значениям.

Интерпретация – истолкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо; перевод на более понятный язык.

Интуиция – способность постижения истины путем прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Исключенного третьего принцип (закон) – один из основных принципов мышления, согласно которому нет чего-либо среднего (промежуточной оценки) между членами противоречивой пары и необходимо считать истинным какой-либо один из них.

Исследование научное – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризующийся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо; то что есть на самом деле.

Категории – формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

Классификация – особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений.

Кодирование – операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода.

Константа – то, что остается неизменным при всех изменениях и расчетах;

Концепция – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Критерий – мерило для оценки истинности, достоверности чего-либо, для суждения о чем-либо; признак на основании которого производится оценка, определение, классификация.

Критика – разбор, анализ, обсуждение чего-либо с целью дать оценку; исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо.

Лексика – вся совокупность слов, словарный состав языка; совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.), того или иного стилистического пласта (лексика нейтральная, просторечная и просторечная и другая), для данного писателя или одного литературного произведения.

Логичность – характеристика мыслительного процесса, связанная с легкостью обнаружения соответствия требованиям тех или иных логических форм.

Метод – определенный способ, порядок исследования явлений объективной действительности; прием, способ или образ действия.

Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Мнение – предварительное и проблематичное суждение.

Модель – объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала; логическое или математическое описание компонентов и функций, отображающих существенные свойства моделируемого объекта или процесса.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Обоснование – приведение убедительных доводов, доказательство.

Объект познания – предмет, то внешнее, на что направлена деятельность человека; философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его практической и познавательной деятельности и выступает для познающего индивида в формах его деятельности, языка и знаний.

Объективность – независимость от человеческого сознания, от воли и желания человека, от его субъективного вкуса и пристрастия; отсутствие предвзятости, беспристрастное отношение к чему-нибудь.

Объяснение – функция научного познания, раскрытие сущности изучаемого объекта; осуществляется посредством постижения закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существенные черты.

Описание – функция научного познания, фиксирование посредством естественных или специальных искусственных языков элементного состава, свойств, отношений, связей исследуемых объектов, их взаимоотношения со средой, поведения, изменений. Описание – результат наблюдения и эксперимента.

Опровержение – доказательство ложности либо неправильности выдвинутых утверждений, предположений или доказательств.

Опыт – совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков; познание чувственной реальности через непосредственное соприкосновение с ней; попытка, эксперимент.

Основание – отношение или условие, порождающее и делающее понятным какое-нибудь явление; суждение; главные положения, принципы.

Ощущение – психический процесс, заключающийся в отражении органами чувств человека отдельных свойств или сторон материального мира.

Парадигма – теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач; стиль мышления ученых данной эпохи.

Познание – процесс приобретения знаний, постижения закономерностей объективного мира; философская категория, означающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми.

Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности.

Понятие – выраженная в слове или термине мысль, отражающая наиболее существенные свойства данной вещи или явления, его существенные связи и отношения с другими вещами и явлениями.

Постулат – положение или принцип, не отличающийся самоочевидностью, но принимаемый за истину без доказательств и служащий основой для построения какой-н. научной теории, допущение.

Практика – материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

Предвидение научное – обоснованные предположения о будущем состоянии явлений природы и общества или о явлениях, неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению.

Предмет исследования – существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых особенно важно для решения теоретических или практических проблем.

Предположение – предварительное суждение, догадка о чем-нибудь, не подтвержденная прочными доказательствами; в логике – положение, которое временно, до получения доказательства противного, считается правильным.

Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.

Причина – основание, предлог для каких-нибудь действий; явление, обстоятельство, служащее основанием чего-нибудь или обусловливающее появление другого явления.

Проблема научная – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких либо явлений, объектов; несоответствие между научными фактами и фундаментальным теоретическим знанием.

Прогнозирование – разработка прогноза – вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.

Противоречия принцип (закон) – основной логический закон, согласно которому никакое высказывание (предложение, суждение) и его отрицание не могут быть одновременно истинными (никакое предложение не может быть одновременно истинным и ложным).

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рациональность – относящееся к разуму, обоснованность разумом, доступное разумному пониманию, в противоположность иррациональности как чему-то неразумному, недоступному разумному пониманию; соответствие законам разума — законам логики, методологическим нормам и правилам.

Релятивизм – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

Сенсуализм – методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений.

Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) субъектно-предикатной структуры следует новое высказывание (заключение) той же логической структуры.

Синтез – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое; синтез неразрывно связан с анализом, расчленением объекта на элементы.

Система – множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование; определенный порядок в расположении и связи действий.

Системный подход – направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Скептицизм – философская позиция, согласно которой отрицается возможность получения достоверного знания.

Стагнация – застой или постепенное разложение системы из-за отсутствия развития.

Структура – строгое и четкое взаиморасположение и связь составных частей, элементов чего-либо; сложный объект, в котором все элементы необходимы и связаны между собой функциональными связями.

Суждение – 1) высказывание; нечто утверждающее или отрицающее; 2) умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли на основе психологических состояний сомнения, знания, убежденности или веры.

Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Тезис – положение, истинность которого должна быть доказана; основополагающее утверждение в некоторой концепции или теории; краткая формулировка развернутого высказывания или основной мысли лекции, доклада, сочинения

Тенденциозность – склонность выражать предвзятые, односторонние мысли, не вытекающие из существа дела; склонность навязывать свои мнения другим.

Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления; высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях определенной области действительности.

Теория познания – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Терминология – совокупность, система терминов какой-либо науки, области техники, вида искусства.

Тождества закон – закон постоянства (инвариантности) мысли: любая законченная мысль (суждение) выраженная в определенной форме высказывания и имеющая определенное истинностное значение, должна сохранять свою первоначальную форму и свое значение в некотором известном заранее или подразумеваемом контексте.

Умозаключение – логический процесс выведения заключения из двух суждений, силлогизм; установление связи между суждениями.

Фальсификация – научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки.

Феномен – явление, данное в чувственном созерцании и косвенно выражающее недоступную чувственному опыту сущность этого явления; вообще всякое редкое, необычайное явление.

Фикция – в научном мышлении – предположение, невероятность и даже невозможность которого осознаются, но которое, тем не менее, может послужить в качестве временного вспомогательного понятия. Впоследствии фикция снова исключается из теоретического рассуждения.

Философия науки – дисциплина, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания.

Цикл – законченный круг, совокупность связанных между собою явлений, действий; группа известных наук, сочинений.

Цитата – точная дословная выдержка из какого-либо текста, высказывания; приведенная в тексте работы мысль другого автора.

Эксперимент – метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях; научный метод, воссоздающий исследуемую ситуацию с целью проверки некоторого предположения, гипотезы.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Эссе – жанр научной, философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий научно-исследовательскую позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением. Для эссе характерно использование, наряду с научной и философской терминологией, вполне литературных средств художественной выразительности – метафоры, сравнения и т.д.

Явление – выражение, обнаружение сущности познаваемого предмета или процесса.

Язык – социально обусловленная система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения.

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет

культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

А.А. Смирнова

«____» _______________ 2012 г.

Кафедра философии

Наши рекомендации