Методы философского исследования общественной жизни
В истории социальной философии изначально сформировались две мировоззренческие позиции, два подхода к исследованию общественной жизни. Это — философский идеализм ( «линия Платона») и философский материализм ( «линия Демокрита»). Они в корне различаются ответом на вопрос о сущности общества и причинах его развития.
Суть первого подхода состоит в полагании того, что основную роль в общественной жизни якобы играет духовное началов различных его формах. «Разум правит миром», — так предельно кратко сказал об этом древнегреческий философ Анаксагор.В соответствии с таким подходом и сам человек рассматривается как существо исключительно духовное, носитель религиозных, нравственных и т.п. качеств. Для сторонников «линии Платона» духовное ценится несравненно выше материального, и поэтому обращается особое внимание на исследование форм общественного сознания (религия, мораль, искусство и др.), духовного мира самого индивида. Полагается, что особую роль в истории общества играют так называемые «исторические» личности, которые якобы знают тайны и смысл истории, божественный замысел. Основными понятиями в рамках философского идеализма являются такие, как сознание, душа, Бог, любовь и др.
Суть второго подхода к исследованию общества и его истории состоит в признании того простого и очевидного факта, что люди для своей жизни вынуждены развивать материальное производства, трудиться. Это производство и есть основа и исток всей общественной жизни. На его базе складывается общественное бытие как система отношений между людьми и социальными группами, все устройство общественной жизни. Духовная жизнь во всех ее формах и проявлениях есть отражение, т.е. порождение общественного бытия людей. С точки зрения философского материализма, духовный фактор активно участвует в историческом процессе. Однако он все же не является основной причиной развития общества. Считается, что выдающиеся личности накладывают печать собственной воли и характера на ход событий в обществе и даже портрет эпохи, но основную роль в истории все же играют трудящиеся, народные массы. Основными понятиями в рамках данного теоретического подхода являются такие понятия, как труд, материальное производство, классы, народ, социальная революция.
В рамках отечественной социальной философии в советский период господствовал так называемый формационный подходк исследованию общества. Он сформировался в классическом марксизме XIX в. и продолжал развивать основные идеи философского материализма. В этом подходе центральным является понятие общественно-экономической формации.Под ней понималось общество, взятое в единстве всех его сторон и существующее на основе конкретно-исторического способа производства. Формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая) рассматривались как ступени восходящего (прогрессирующего) развития человечества. Формационный подход выполнял в марксизме задачу прежде всего обоснования идеи коммунизма как якобы неизбежной и высшей стадии в истории человечества, некоего «царства свободы». Однако эта теоретическая позиция имела ряд существенных недостатков.
Формационный подход спрямлял и тем самым упрощал исторический процесс, сводя все его богатство лишь к простой схеме «пятичленки», по выражению Г.В.Плеханова. История становилась похожей на некий локомотив, пассажиры которого безмятежно ожидают прибытия на конечную остановку. Но ведь история не есть, говоря словами Н.Г.Чернышевского, «тротуар Невского проспекта». Она идет то через поля, то через грязь, то через болота, то через дебри и т.д.
В марксизме история единого человечества была разделена на так называемую «предысторию» и «подлинную историю». Социалистическая революция рассматривалась как скачок в «светлое будущее», а само это будущее воспринималось как завершение истории, ее конечный пункт. Соответственно, в капитализме видели тормоз общественного развития, который подлежит революционному уничтожению, а все связанное с ним — это досадный «пережиток прошлого».
Формационное учение подчеркивало особую роль экономического фактора в истории — труда, материального производства и техники. Но тем самым недооценивалось чисто человеческое (субъективное) начало в ней — психология людей, их религия, мораль. По сути дела, формационный подход был теорией обезличеннойистории. А ведь по существу история и есть не что иное, как многообразная деятельность человека как живого существа.
Конечно же, формационный подход к пониманию сущности общества и его истории имел и ряд позитивных сторон. К числу их относятся идея системности общества, принципы историзма и конкретности, высокая оценка роли материального производства и другое. Однако в настоящее время он уже не отвечает современным требованиям из-за схематизации исторического процесса и своего утопизма, недооценки новых факторов общественного развития. Поэтому в последние годы в отечественной социальной философии все более активно утверждается так называемый цивилизационный подходк пониманию общества и его истории. Важнейшие идеи этой теоретической позиции состоят в следующем.
Для исследования общества и его истории в этом случае применяется прежде всего понятие «цивилизация». В социальной философии оно имеет несколько основных смысловых значений. Во-первых, цивилизация представляет собой некое духовно-материальное образование, сложившееся на базе отдельного народа или региона — индийская, европейская цивилизации и т.д. Во-вторых, под цивилизацией принято понимать ту ступень истории человечества, которая закономерно пришла на смену дикости и варварства человечества и стала естественным («гражданским») состоянием общества. И в-третьих, цивилизация — это крупная эпохав истории человечества, воплощающая степень развития человека как творца истории. Именно в этом значении мы чаще всего и будем употреблять данное понятие для исследования общества.
В отличие от общественно-экономической формации, понятие цивилизации символизирует степень развития всегообщества, а не только лишь его экономической сферы. Соответственно, ото показывает, насколько человек сумел в своем развитии выйти из чисто животного состояния. Понятие цивилизации применяется для человеческогоизмерения общественной жизни и исторического процесса. С его помощью общество рассматривается как мир, где человек самореализуетсебя в различных формах творчества, раскрывает свои сущностные силы. В связи с этим большое познавательное значение имеет понятие «деятельность». По сути своей история — это не что иное, как деятельность человека в разнообразных формах ее проявления (материальное производство, политическое участие, художественное творчество и т.д.)
Теория цивилизации не противостоит, а дополняетимеющиеся в формационном учении положительные стороны. Однако она делает акцент не на социально-экономической, а на человеческой (антропологической) стороне исторического процесса. Без такого измерения истории невозможно объяснить и проследить появление в истории новаций(новизны), которые делаютобщественную жизнь более жизнеспособной в новых условиях. Потребности и интересы, цели и идеалы живых людей есть побудительные силы их деятельности, реальные пружины исторического процесса. При цивилизационном подходе история предстает как органическое единство объективного и субъективного, стабильного и изменчивого. Исторический процесс раскрывается как взаимосвязь и переплетение общего (логика развития производительных сил) и особенного (своеобразия в развитии отдельных стран и регионов, народов и конкретных эпох).
Для того чтобы представить общую логику (последовательность) исторического процесса, необходимо выделить исторические типы цивилизаций. Назовем их и укажем на их важнейшие черты.
Собирательская цивилизациявбирает в себя весьма длительный период становления человека как существа разумного и деятельного. Она была основана преимущественно на использовании готовых продуктов («даров») природы. Здесь человек находится едва ли не в полной власти от природы, ее сил и капризов.
Аграрная цивилизациябыла основана на использовании простых орудий труда и приручении животных. Она олицетворяла собой первые ростки власти человека над природой.
Промышленная цивилизациястала зарождаться примерно в середине XVIII столетия. В ее основе лежит систематическое применение научного знания, машин и иных технических устройств, т.е. индустриальный труд. Перекладывая на машины ряд своих естественных функций, человек резко расширил степень своей свободы и диапазон возможностей. Бурный рост городов как центров науки, техники и культуры раздвинул рамки социального пространства.
Постиндустриальная цивилизацияв виде отдельных очагов зародилась во второй половине XX в. на волне современной научно-технической революции. Она основывается на принципиально новых технологиях — ядерной, информационной, биотехнологии, космической и иных.
Человек здесь выполняет уже в основном функции контролера по отношению к машинам и техническим устройствам.
При изучении общества нередко применяют и другие типологии цивилизаций. При этом выделяется так называемая западная(«европейская») цивилизация как основанная на интенсивном промышленном производстве, частной собственности и автономности индивида, высоких темпах прогресса. Напротив, для восточной(«азиатской») цивилизации, так отличающейся от западной, характерны экстенсивное производство, приспособление к природе и общинный образ жизни, большая роль обычаев и традиций. Эти два типа цивилизаций символизируют собой принципиально разные уклады жизни людей, характер их общественного сознания и механизмы развития.
Исторический процесс представляет собой последовательность мировых событий, происходящих во времени и в определенном пространстве. История человечества — это поток событий, чем-то напоминающий канат из тысяч нитей, длинных и коротких. Историю можно сравнить и с рекой, в которой сосуществуют различные потоки и движения. В истории общества все переплетено и все взаимодействует. В каждой капельке потока истории сплетены воедино прошлое, настоящее и будущее, уходящее и приходящее. Что же представляет собой в этом смысле современное российское общество?
Говоря об этом, заметим вначале, что прежнее советское общество сложилось и существовало как тоталитарное.Это означало полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни, включая и личную жизнь индивида. То был так называемый «казарменный», или «административный» социализм. В таком обществе всегда существует отчуждениечеловека, т.е. его порабощение обществом и государством.
Экономическое отчуждение в советском обществе про являлось в отстранении человека от собственности и результатов собственного труда. Политическое отчуждение означало неучастие людей в публичной политической жизни, в формировании ими органов государственной власти и управления. Отчуждение крестьян от земли проявилось в потере ими качеств хозяина и труженика, в варварском отношении к природе. Духовное отчуждение вело к кризису морали и нравственности, распаду высокой культуры и бездуховности, бездушию и цинизму. Тоталитарному обществу были присущи и такие негативные явления, как преследование инакомыслящих, милитаризация общественной жизни и отсутствие легальной рыночной экономики, культ личности.
Совокупным результатом отчуждения человека стал всесторонний кризис самого способа жизнилюдей, устоев общества pi его институтов. Определенные достижения в социально-экономической и культурной сфере если и достигались, то лишь огромной социальной ценой, например, за счет бездумного разбазаривания природных ресурсов.
В 1985 г. начался медленный, противоречивый и очень трудный переход от тоталитаризма к более разумному общественному устройству. Современное российское общество - это общество переходноготина. В нем имеет место острое противоречие между основами рождающейся, но еще не окрепшей демократии, и остатками (реликтами) побежденного, но не преодоленного негативного наследия прошлого Посттоталитарное общество всегда очень быстро отвергает свое прошлое. Но, увы, оно слишком медленно накапливает более разумное новое. В названном нами выше противоречии коренятся источники многих нынешних проблем например, политической и социальной нестабильности, торможения реформ. Но в этом же противоречии имеются источники pi невозможности для его разрешения идейные, социальные - в пользу новой жизни. Можно сказать (пусть даже и с оговорками), что основным векторомдвижения современного российского общества является постепенное преодоление наиболее острых проявлений отчуждения человека и обретение им свободы.
Итак, общество это продукт взаимодействия людей. Оно есть тогда и только тогда, когда есть и действуют люди. Общество представляет собой систему отношений и взаимодействий между людьми, динамичный мир деятельности человека.