Психосоциогенез сознания. Сознание и сфера бессознательного.
Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и пр.Анализируя в своем романе состояние духа Ивана Карамазова, Ф.М. Достоевский настойчиво подчеркивает, что Иван сам не знал причину своего скверного настроения, подобно тому, как люди часто раздражаются из-за какого-нибудь пустяка — уроненного на пол платка или не поставленной в шкаф книги, не сознавая этой причины. Как уже отмечалось, понятие психического значительно шире понятия сознания, которое обладает не поддающимися практическому учету градациями и уровнями, начиная от высшей степени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием. Один ученый насчитал около двадцати ступеней сознания. Это число, видимо, можно свободно удвоить или даже утроить. Наша обычная деятельность — практическая и теоретическая — сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждому ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем. Утверждают, например, что знаменитый ученый Д.И. Ивановский, открывший неведомый мир вирусов и положивший начало вирусологии, не понял всего громадного перспективного значения того, что он сделал. Человеку может быть вменено в вину лишь то, что он осознает в своем поведении, что составляет наличное бытие его собственного воления. Бессознательное выражается в существовании большого пласта жизненного опыта, информации, которые накапливаются в течение всей жизни и оседают в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О большом пласте хранящихся в мозгу сведений люди даже и не подозревают. Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Известно, что загипнотизированный какое-то время удерживает под порогом своего сознания весьма сложные инструкции и реализует их, если наступают те объективные условия, при которых они должны быть, по указанию гипнотизера, выполнены. Во время нормального сна, при отсутствии контроля сознания, в голове человека проносятся картины действительности. Следует различать два вида неосознанных действий. К первому относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму — ранее осознававшиеся. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически. По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание, последнее борется с этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказывается бессильным справиться с ними. Это проявляется при наличии разного рода психических расстройств — навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги, непреодолимого, немотивированного страха и др. Привычка как нечто машинальное распространяется на все виды деятельности, в том числе и на мышление по принципу: мне не хотелось думать, но думалось само собой. Парадокс заключается в том, что сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не уделяя, однако, пристального внимания всему, что совершается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить их. Однако не все в бессознательном, как уже было сказано, является ранее автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознания. Именно за счет этих неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики оказывается шире сознания как такового.
20. Мышление: его сущность и основные формы.
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, так называемого чувственного познания, которое протекает в трех основных формах: - ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов (цвета, формы, запаха, вкуса); - восприятие - это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств; - представление - это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями. Однако, познавая окружающий мир, человек стремиться установить причины явлений, приникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах. Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя решить путем непосредственного, чувственного отражения. Так осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Итак, мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления. Основные особенности мышления: - мышление отражает действительность в обобщенных образцах. В отличии от чувственного познания - мышление абстрагируется от единичного, выделяя в предметах общее, повторяющееся, существенное. Подобным образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета и так далее. Абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы;
- мышление - процесс опосредованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что действует на них. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника; - мышление неразрывно связанно с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы; - мышление - процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего - мышления. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности. Однако как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает недоступные чувственному познанию явления. Рассмотрим основные формы мышления - понятие, суждение и умозаключение. Отдельные предметы или их совокупность отражается мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию, - как определенная связь их существенных признаков (то есть в форме понятий). Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные свойства одной группы предметов и явлений. В каждом понятии различаются объем и содержание. Где объем - это совокупность всех объектов, входящих в данное понятие, а содержание - это знание об этих предметах. Наши знания это система понятий. Понятие как обобщение формируется на определенной чувствительной базе, но само оно является результатом абстрагирования, не имеет наглядной формы, в то же время многие понятия поддаются образной конкретизации, они связанны с представлениями. Понятие никогда не остается неизменным, оно углубляется и расширяется.
В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Суждение - форма мышления, в которой отражаются связи предметов и их признаков или отношения между ними. Суждение представляет собой связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания. В суждении различаются субъект (предмет, о котором что - либо утверждается или отрицается) и предикат (то, что утверждается или отрицается). Так, в суждении "закон не имеет обратной силы" предикатом является "не имеет обратной силы". В суждении выражаются не только знание о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа "возможно обвиняемый Сидоров не совершал преступления"). Если истинность суждения вызывает сомнение, мышление приобретает форму рассуждения. Умозаключение - вывод нового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихся знаний. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Подобным же образом, то есть благодаря связи суждений, можно получить вывод, имеющий любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и тому подобному. Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи между явлениями, их существенные общие особенности, которые выражаются в форме суждений, умозаключений и понятий.
Перейдем к видам мышления. Одним из генетически ранних видов мышления является наглядно-действенное мышление, в котором преимущественное значение приобретают действия с предметами. Ребенок, как и наши предки, действует с предметами, расчленяя и объединяя их, наглядно соотнося отдельные части. На основе наглядно-действенного мышления возникает наглядно-образное мышление. Если рассматривать уже выше приведенный пример, то постепенно ребенок после наглядного соотношения отдельных частей, начинает действовать с образами этих предметов в уме. Для этого вида мышления характерно оперирование наглядными образами, а не реальными предметами. Высшей степенью развития мышления является абстрактное мышление, мышление в форме понятий и рассуждений (например, установление причин явления при помощи умозаключения). Мышление отдельных взрослых людей также можно разделить на преимущественно образный (художественный), абстрактный (теоретический) и смешанный вид. Но в различной деятельности, обычно, у одного и того же человека на передний план выступает тот или иной вид мышления.