Тема 2. Проблема человека в философии
Гельвеций К.А. (1717 – 1771) – французский философ – материалист. Доказывал, что мир материален и бесконечен в пространстве и времени, а ощущение и мышление – свойство материи.
Почему так мало хороших патриотов, мало граждан, которые были бы всегда справедливыми? Потому, что людей не воспитывают для того, чтобы они были справедливыми; потому, что современная нравственность, как я только что сказал, представляет лишь сплетение грубых заблуждений и противоречий; потому, что справедливым можно быть, лишь будучи просвещенным, а в ребенке заглушают даже самые ясные понятия о естественном законе.
Но можно ли дать в ранней юности ясные представления о справедливости? Во всяком случае я знаю, что если с помощью религиозного катехизиса7 запечатлеть в памяти ребенка предписания часто нелепейшей веры, то, значит, можно с помощью нравственного катехизиса запечатлеть в ней предписания и принципы справедливости, пользу и истину которых доказывает ему ежедневный опыт.
С того момента, когда люди начинают отличать удовольствие от страдания, когда они испытывают зло и причиняют зло, имеется уже некоторое понятие о справедливости.
Как поступить, чтобы составить себе о ней наиболее ясные и точные идеи? Спросить себя:
Что такое человек?
О. Животное, как уверяют, разумное, но, несомненно, чувствующее, слабое и способное размножаться.
В. Что должен человек делать в качестве чувствующего существа?
О. Избегать страдания и искать удовольствия. Эти поиски удовольствия и это постоянное стремление избежать страданий называют себялюбием.
В. Что должен, далее, делать человек в качестве слабого животного?
О. Объединиться с другими людьми: либо чтобы защищаться против более сильных, чем он, животных; либо чтобы обеспечить себе пропитание, на которое посягают хищные звери, либо, наконец, чтобы поймать тех животных, которые служат ему пищей.
Отсюда все соглашения, касающиеся охоты и рыбной ловли.
В. Что происходит с человеком как с животным, способным размножаться?
О. Средства его пропитания уменьшаются по мере того, как число людей увеличивается.
В. Что должен он делать в результате этого?
О. Когда в озерах исчезла рыба, а в лесах — дичь, он должен искать новые средства добывать себе пищу.
В. Какие это средства?
О. Они сводятся к двум. Когда граждане еще малочисленны, они разводят скот, и народы бывают тогда пастушескими. Когда число граждан сильно увеличивается и они должны на меньшей площади искать себе пропитание, они начинают возделывать землю, и народы становятся земледельческими.
В. Что предполагает более совершенная обработка земли?
О. Что люди уже объединены в общество или поселки и между ними заключены соглашения.
В. Какова задача этих соглашений?
О. Обеспечить обладание быком тому, кто его кормит, и жатвой тому, кто распахивает землю.
В. Что побуждает человека к этим соглашениям?
О. Его интересы и его предвидение. Если бы были граждане, которые могли бы отнять жатву у того, кто обрабатывает и засевает землю, то никто не обрабатывал и не засевал бы ее, и в следующем году поселок стал бы жертвой нужды и голода.
В. Что следует из необходимости обработки земли?
О. Необходимость собственности.
В. Что включают соглашения о собственности?
О. Мою личность, мои мысли, мою жизнь, мою свободу, мое имущество.
В. Что вытекает из соглашений о собственности, после того как они установлены?
О. Наказания, направленные против тех, кто нарушает их, т. е. против воров, убийц, фанатиков и тиранов. Если отменить эти наказания, то всякое соглашение между людьми потеряет силу. Если кто-либо из них начнет посягать безнаказанно на собственность других людей, то с этого момента люди вступят в состояние войны между собою. Всякое общество тогда распадется. Люди тогда должны избегать друг друга, подобно тому, как избегают друг друга львы и тигры.
В. Существуют ли в цивилизованных странах наказания против нарушителей права собственности?
О. Да, по крайней мере во всех тех странах, где имущество не находится в общем владении, т. е. почти у всех народов.
В. Что делает это право собственности столь священным и почему почти повсюду из него сделали божество под названием, например, бога Термина?
О. Потому, что сохранение собственности есть нравственный бог государства: она поддерживает здесь внутренний мир и заставляет царствовать справедливость; потому, что люди объединились для того, чтобы обеспечить себе свою собственность; потому, что справедливость, заключающая в себе одной почти все добродетели, состоит в том, чтобы воздавать всякому то, что ему принадлежит, и сводится, следовательно, к поддержанию этого права собственности. Наконец, потому, что различные законы были всегда лишь различными способами обеспечить гражданам это право.
Как только мы примем физическую чувствительность за первоисточник нравственности, правила последней перестают быть противоречивыми. Ее аксиомы, связанные друг с другом, выдерживают самое строгое доказательство; наконец, ее принципы, очищенные от мрака спекулятивной философии, становятся ясными и признаются тем большим количеством граждан, чем нагляднее они показывают последним их заинтересованность в том, чтобы быть добродетельными.
Кто усвоил этот первый принцип, тот видит, если можно так выразиться, с первого же взгляда все недостатки законодательства. Он знает, достаточно ли крепка созданная законами плотина, чтобы выдержать напор страстей, противоречащих общему благу; каково соотношение между наказаниями и наградами в законе, которое должно побудить людей быть добродетельными. Наконец, он видит в столь прославленной аксиоме современной нравственности: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе» - лишь вторичную максиму, для домашнего употребления, которой всегда недостаточно, чтобы уяснить гражданам их обязанности по отношению к их отечеству. Вместо этой аксиомы он выдвигает немедленно другую, которая гласит: «Общественное благо — верховный закон».
Эта аксиома, содержащая в себе в более общем и более ясном виде все полезные стороны первой аксиомы, применима ко всевозможным положениям, в которых может находиться гражданин, и одинаково подходит к буржуа, судье, министру и т. д. Спускаясь с высоты, если можно так выразиться, подобного принципа до местных соглашений, составляющих обычное право каждого народа, всякий узнал бы более тщательным образом свои собственные обязанности; он узнал бы, насколько мудры или нелепы обычаи и законы его страны; он смог бы вынести о них суждение тем более здравое, чем чаще он мысленно обращался бы к великим принципам, на весах которых взвешивают мудрость и даже справедливость законов.
Таким образом, молодежи можно преподавать ясные и здравые идеи нравственности, и, стало быть, можно с помощью катехизиса добродетели довести эту часть воспитания до высочайшей степени совершенства. Но сколько препятствий приходится при этом преодолеть!
Вопросы и задания
1. Что такое материалистическая философия?
2. Как автор определяет природу человека?
3. Какие он из этого делает выводы?
4. С чем связано появление новых видов трудовой деятельности?
5. Как на этой основе автор объясняет необходимость собственности?
6. Как связана необходимость наказаний с природой человека?
7. Как автор связывает определение справедливости с понятием собственности?
8. Докажите, что автор рассуждает о справедливости как материалист (физическая чувствительность как первоисточник нравственности)?
Гельвеций К.А. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. - М.,1992 – С. 32-37.