Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. ребенком и его телом; кульпабилизация и, одновременно с нею, облечение ответственностью родителей и детей вокруг этого тела как такового; введение

ребенком и его телом; кульпабилизация и, одновременно с нею, облечение ответственностью родителей и детей вокруг этого тела как такового; введение обязательной, регламенти­рованной близости родителей и детей; организация сужен­ного и сплоченного семейного пространства; инфильтрация всего этого пространства сексуальностью и его обложение орудиями контроля или, во всяком случае, медицинской ра­циональностью. Словом, вокруг всех этих процессов, исхо­дя из кругового сцепления всех этих различных элементов и оформляется, как мне кажется, супружеская, сжатая, четы­рехугольная семья родителей и детей, которая характеризу­ет, по крайней мере отчасти, наше общество.

В связи с этим я хотел бы сделать две ремарки.

Первая из них такова. Если принять данную схему, если согласиться с тем, что проблематизация детской сексуаль­ности заведомо связана с сближением тела родителей и тела детей, с приложением тела родителей к телу детей, то ста­новится понятной та напряженность, которую приобрела в конце XIX века тема инцеста, то есть одновременно та труд­ность и та легкость, с которыми она была принята. Эту тему было трудно принять, поскольку с конца XVIII века говори­лось, объяснялось, раз за разом провозглашалось, что сек­суальность ребенка изначально является аутоэротической и, как следствие, нереляционной сексуальностью, несопос­тавимой с межиндивидуальным сексуальным отношением. Кроме того, эта нереляционная и всецело сосредоточенная на теле ребенка сексуальность считалась несопоставимой с сексуальностью взрослого типа. Поэтому пересмотр де­тской сексуальности с тем, чтобы поместить ее в инцесту-озное отношение со взрослым, введение в контакт, поста­новка в общий ряд сексуальности ребенка и сексуальности взрослого при посредничестве инцеста или инцестуозного желания между детьми и родителями — все это представля­лось очень затруднительным. Родителям трудно признать, что они могут быть поражены, затронуты инцестуозным влечением со стороны своих детей, в то время как их более ста лет уверяли в том, что сексуальность их детей надежно

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

локализована, сосредоточена, заперта внутри их аутоэро-тизма. Но с другой стороны, можно сказать, что кампания против мастурбации, внутри которой-то и возникает новый страх инцеста, до некоторой степени облегчила восприятие родителями этой темы — того, что их дети испытывают к ним инцестуозное влечение.

Эту легкость, соседствующую или переплетающуюся с трудностью, можно объяснить или понять довольно просто. Ведь что говорили родителям с 1750-1760 гг., с середины XVIII века? Будьте как можно ближе к своим детям; смот­рите за своими детьми; будьте рядом с ними; при необходи­мости спите с ними в одной постели; заглядывайте к ним под одеяло; замечайте, выслеживайте и застигайте врасплох все признаки желания в своих детях; ночью на цыпочках под­бирайтесь к их постели, срывайте одеяла и смотрите, чем они там занимаются, или хотя бы залезьте туда рукой, чтобы помешать им. И вот теперь, после того как в течение ста лет им так говорили, выясняется: это опасное желание, которое вы открыли — в буквальном смысле этого слова, — это же­лание обращено к вам. Самое страшное в этом желании то, что оно касается именно вас.

А это имеет ряд следствий, среди которых три, на мой взгляд, особенно важны. Во-первых, как вы понимаете, сформировавшееся более века назад отношение инцесту-озной пристрастности некоторым образом переворачивает­ся. В течение ста лет от родителей требовали быть ближе к своим детям, родителям предписывали проявлять инцес-туозную пристрастность. Теперь, по прошествии ста лет, с них снимают вину, которую они чувствовали, разоблачая желающее тело своих детей, и говорят им: не беспокойтесь, инцестуозны не вы. Инцест направлен не от вас к ним, не от вашей пристрастности, не от вашего любопытства к их об­наженному телу, а наоборот, от них к вам, ибо это они, дети, первыми начинают вас желать. Таким образом, в тот самый момент, когда инцестуозное отношение «родители — дети» достигает этиологического насыщения, с родителей снима­ется моральное обвинение в нескромности, в инцестуозном

Наши рекомендации