Этическое учение Канта (еще раз для повторения).
Иммануил Кант.
Один из величайших философов. Его работы оказали большое влияние на развитие философской мысли 19-го и 20-го века. Жил в г. Кёнигсберг. Работал преподавателем в университете.
Выделяют два периода в его творчестве – докритический и критический.
В докритический период Кант занимается естественно-научными вопросами и вопросами антропологии. Он выдвинул гипотезу о происхождении нашей Солнечной системы из первоначальной туманности. Выдвинул гипотезу о происхождении человеческих рас (европеоидов, монголоидов, негроидов).
В критический период пишет три свои основные философские работы:
«Критика чистого разума»
«Критика практического разума»
«Критика способности суждения».
Книга «Критика чистого разума» посвящена вопросам познания.
Идеи, которые высказал в ней Кант привели к резкому изменению в представлениях философов о том, как человек познает мир. Это изменение назвали «Коперниканский переворот, совершенный Кантом в философии».
Суть коперниканского переворота: если до Канта считали, что мы знаем о мире то, что мир собой являет, то Кант показал, что на наши представления о мире влияют не только свойства самого мира, но и наши познавательные способности. Таким, образом, мы знаем о мире не то, что он собой представляет, а только то, что способны увидеть. Наши познавательные способности определены структурой нашего сознания. Эта структура у всех людей одинаковая. Кант описал её так: в сознании можно выделить три составные части:
- врожденные формы чувственности (время и пространство). И их помощью структурируется целостная, упорядоченная картина мира;
- рассудок, в котором находятся категории (качество, количество, модальность, отношение). Они помогают классифицировать полученные из окружающей среды сигналы;
- умозаключение разума – разум делает вывод и формирует наши представления о мире.
Сознание анализирует чувственное восприятие предмета, но не сам предмет. Поэтому, Кант говорит, что то знание, которое в результате формируется в разуме – это не знание о предмете, а знание о том, как органы чувств его воспринимают.
Другими словами, это чувственный образ мира. Кант назвал его «феномен». А мир сам по себе – это «ноумен» или «вещь-в-себе». Какой мир есть вне нашего восприятия мы не знаем и никогда не узнаем. Поэтому, Кант говорил, что мир непознаваем.
Чтобы еще раз подчеркнуть, что мир непознаваем, Кант выделил 4 антиномии. Это 4 пары утверждений, которые доказаны, но являются при этом противоположными друг другу утверждениями:
1пара: Мир конечен – Мир бесконечен.
2 пара: Вещество делимо до бесконечности – Вещество имеет предел деления.
3 пара: Бог есть – Бога нет.
4 пара: В мире есть свобода – В мире есть только предопределенность.
Это утверждения были доказаны в разное время разными философами.
Из этих антиномий Кант делает следующий вывод: человеческий разум не может познать истину, он может только доказать то, во что человек верит. Поэтому стала возможна та ситуация, при которой разум смог доказать утверждения, которые противоречат друг другу. Человек сначала во что-то верит, потом пытается это доказать.
Этическое учение Канта (еще раз для повторения).
Оно было сформулировано в книге «Критика практического разума».
Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны.
Существует две формулировки категорического императива:
«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда — как к средству».
Всеобщее правило поведения, или категорический императив, может быть построено также, как правило математики, т.е. быть чисто формальным. Категорический императив тем самым выражает понятие безусловного и всеобщего долженствования. Он столь же естествен, как закон природы, он может быть одинаково воспринят и мною, и другим человеком.
И. Кант убежден, что этика может существовать не только как совокупность назиданий, советов, заповедей, подкрепленных авторитетом Священного Писания. Именно такой была современная ему христианская этика. По И. Канту, этика может быть построена как точная наука. Этические истины должны быть обоснованы самостоятельно, независимо от истин веры.
Это значит, что И. Кант утверждает автономию нравственности от религии. Основным мотивом для философа служит следующий. Религия разнообразна. Даже в пределах христианства существует множество конфессиональных направлений: римский католицизм, православие, разнообразные протестантские учения. Однако нравственность, если она претендует на то, чтобы в действительности быть таковой, должна быть универсальной, общечеловеческой. Она не должна зависеть от конфессионального разнообразия, как не зависят от него истины математики и естествознания. Построить этику по образцу науки — значит создать учение об универсальной общечеловеческой нравственности. Обратим внимание, что попытку построить этическое учение по образцу наиболее строгой из наук — математики — до И. Канта предпринял Б. Спиноза. В знаменитом трактате «Этика» Б. Спиноза выводит аксиомы, теоремы, леммы и т.д. совершенно так же, как это имеет место в эвклидовой геометрии.