Ответственность родителей за детей 9 страница
68-08 Относительно вашего вопроса: «Как должен вести себя с противоположным полом строгий грихастха? Что такое духовное планирование семьи?» Человек не должен вступать в половые отношения, если он не собирается зачать ребенка. Лучше всего вообще забыть о сексе, однако сделать это сразу, внезапно — невозможно, особенно в западных странах, где половая жизнь ведется очень свободно. Поэтому, учитывая обстоятельства, человек должен стараться ограничить половые отношения только зачатием детей. (ПШП Даянанде и Нандарани, 24 августа 1968)
68-09 Я рад, что ты гордишься тем, что ты муж Джадурани. Да, ты должен гордиться такой прекрасной женой. И я вручил свою дочь тебе, потому что знал, что ты будешь тем самым человеком, который позаботится о ней, как должно. Недавно ее здоровье ухудшилось, и я очень о ней беспокоился, поэтому решил поручить ее твоим заботам. Конечно, когда ты еще не был женат, ты все равно всегда заботился о ней, но когда есть отношения мужа и жены, тогда возникает ответственность. И я хотел, чтобы ты взял на себя эту ответственность. Так или иначе, все в нашем Обществе считают, что вы прекрасная пара. Так что будь счастлив со своей добродетельной супругой и заботься о ней. В своем письме от 17 числа текущего месяца ты без обиняков спрашиваешь меня о семейной жизни, особенно о половых отношениях. Санньяси не следует спрашивать ни о чем, что имеет отношение к полу. Но все же, поскольку ты так зависишь от моих наставлений, я должен дать тебе необходимую информацию, насколько это возможно. Семейная жизнь предназначена не для половых отношений. В основе семейных отношений лежит зачатие хороших детей. Поэтому домохозяину позволительно иметь половые отношения раз в месяц, сразу после окончания месячных. Месячные продолжаются, по меньшей мере, пять дней, по истечении этих пяти дней можно вступить в половые отношения, если супруги желают зачать ребенка. Когда жена забеременеет, половая жизнь прекращается до тех пор, пока ребенок не родится и не достигнет, по меньшей мере, шести месяцев. После этого можно снова вступить в половые отношения по тому же принципу. Если человек не хочет иметь более одного или двух детей, он должен добровольно прекратить половые отношения. Но употреблять любые противозачаточные средства и при этом заниматься сексом, строго запрещается. Это большой грех.
Если муж и жена способны добровольно соблюдать воздержание, благодаря своему мощному продвижению в сознании Кришны, это лучше всего. Необязательно человеку вступать в половые отношения только потому, что у него появилась жена. Все должно быть направлено на то, чтобы избегать половых отношений по мере возможности. А если человек способен вовсе отказаться от них, это его величайшая победа. Семейная жизнь — это своего рода разрешение на половые отношения под условием воспитания детей. Нужно постараться понять этот принцип семейной жизни и поступать, сообразуясь со здравым смыслом. Ты не должен подражать великим личностям, таким, как Бхактивинода Тхакур, но должен следовать по его стопам. Однако достичь такого же успеха, как великий Бхактивинода Тхакур, не всегда можно. При всех обстоятельствах ты должен стараться следовать по стопам авторитетов, но никогда им не подражать. Пока Джадурани не поправится и не окрепнет, я не советовал бы ей беременеть. Думаю, ты понял мои наставления и постараешься следовать им, по мере возможности. (ПШП Сатсварупе, 20 сентября 1968)
68-12 Думаю, поскольку Джадурани не совсем здорова, не стоит перегружать ее беременностью. При ее слабости ребенок станет обузой и для тебя, и для нее. Кроме того, ребенок, рожденный нездоровой матерью, будет и сам слаб здоровьем. Так что лучше подождать, пока положение улучшится. (ПШП Сатсварупа, 29 декабря 1968)
69-01 Ты спрашиваешь меня о месте половой жизни в сознании Кришны. Основной принцип состоит в том, что ее следует по мере возможности избегать. Если же все-таки она неизбежна, тогда половые отношения должны использоваться только для зачатия сознающих Кришну детей. В этом случае муж и жена должны повторить, по меньшей мере, пятьдесят кругов, прежде чем вступить в половые отношения. Рекомендуемое время для этого — шестой день после месячных. (ПШП Шьяма-даси, 18 января 1969)
69-02 В ответ на твои вопросы, касающиеся половой жизни: ограничение на половую жизнь не означает, что муж и жена должны жить раздельно. Цель брака — усиление, по возможности, духовного сознания. По мере развития сознания Кришны, это ограничение само собой переходит в практику. Половые отношения для зачатия сознающих Кришну детей — то же самое сознание Кришны. Это подтверждается в Бхагавад-гите. Поэтому каждый должен использовать в этом вопросе свой здравый смысл, и Кришна поможет найти правильное решение. В каждом конкретном случае не надо спрашивать меня, надо спрашивать Кришну, который находится внутри. В целом, половые отношения, подобные тем, в которые вступают материалисты, не рекомендуются человеку в сознании Кришны. Мой Гуру Махараджа, хотя он был брахмачари, иногда говорил: «Если бы я мог зачать сознающих Кришну детей, я хоть сто раз вступил бы в половые отношения». Вывод таков: половые отношения должны применяться только для зачатия сознающих Кришну детей — вот и все. (ПШП Хаягриве, 20 февраля 1969)
69-03 Следующий твой вопрос касался Кардамы Муни: как может чистый преданный поддаться страсти под воздействием возбуждения? Это не страсть. Мужчина не обязан быть импотентом. Человек должен обладать потенцией, чтобы зачинать детей, но эти половые отношения должны находиться под его полным контролем. Страсть — дело другое. Страсть ослепляет. А преданный полностью владеет собой, в этом разница. Приводится пример черепахи: она выпускает свои чувства, когда захочет, и когда захочет, втягивает их внутрь. Таково положение чистого преданного. Он может сдержать чувства, когда захочет, а может, по своему желанию, обнаружить их. В общем, он не находится под управлением чувств, как обычный человек. В этом смысл слова госвами. Стать госвами не значит превратиться в импотента и утратить способность зачинать детей. Но госвами может использовать эту свою способность по собственному желанию. Он никогда не падает жертвой страсти.
Чувственное наслаждение — это беззаконные половые отношения. [Сами по себе] половые отношения — это еще не чувственное наслаждение. А вот если в половых отношениях нет необходимости, но человек все равно предается им, это чувственное наслаждение. Однако если в половых отношениях есть нужда, это не чувственное наслаждение. Никогда не думай, что преданные — импотенты и обязаны навсегда забыть о половых отношениях. Если надо, они могут вступать в половые отношения тысячу раз. Но если в половых отношениях нет необходимости, преданные не вступают в них. Кардама Муни женился. Почему же он не должен был дать своей жене ребенка? Жена просила его дать ей ребенка. Он должен удовлетворить жену и дать ей ребенка, это обязанность мужа. Но он оставил жену, как только сын подрос. Он не остался жить с ней на всю жизнь.
Что касается влечения Господа Брахмы к его собственной дочери: обусловленной душе этот пример показывает, что если даже такая личность, как Брахма, пала жертвой соблазна, насколько же осторожны должны быть мы? А не так, что если даже Брахма поддался соблазну, мы теперь будем поддаваться соблазну на каждом шагу. Это пример, который подают нам великие преданные. Испытать возбуждение не так уж необычно, сдержать его — вот в чем суть. (ПШП Химавати, 23 марта 1969)
69-07 Относительно твоих вопросов о половой жизни: основной принцип состоит в том, что половых отношений надо стараться избегать, в них следует вступать только для зачатия сознающих Кришну детей. Это главный принцип, которого, по мере возможности, должны придерживаться все женатые преданные. Во время беременности половые отношения должны быть полностью прекращены. (ПШП Бибхавати, 15 июля 1969)
69-10 [СТРАНИЦА УТРАЧЕНА]…силен, и если он вступает в половые отношения с женщиной, она обязательно забеременеет. Если беременность не наступает, это обычно указывает на слабость мужчины. Если мы полны жизненной силы Кришны, то к какой бы аудитории мы ни обратились, мы сможем зачать в ней сознание Кришны. (ПШП Сатсварупе, 31 октября 1969)
71-10 По поводу детей: когда ты выйдешь замуж, то дети у тебя будут несомненно, но тебе надо подождать благоприятной возможности, когда Кришна прольет на тебя удачу. Наша линия — это энтузиазм и терпение. (ПШП Вринде-деви, 14 октября 1971)
74-06 Я огорчился, узнав, что у твоей жены такое слабое здоровье. Чего только вы не перепробовали: и таблетки, и смену климата, и докторов, но ничего не помогло. Думаю, тебе следует положить ее в больницу на более долгий срок, чтобы все-таки поправить ее здоровье. Ты не можешь рассчитывать на ребенка, пока она не поправится. (ПШП Муралидхаре, 9 июня 1974)
75-11 Я обратил внимание на то, что твоя жена родила девочку. Другие твои дети — тоже даси, или у тебя есть и дас? Нам нужно больше дасов, чем даси. (ПШП Бахудака-дасу, 10 ноября 1975)
76-02 ... джапа окажет большее воздействие, если ты сможешь придерживаться принципов чистой жизни: во-первых, не есть мяса, рыбы и яиц; во-вторых, не играть в азартные игры или на бирже; в-третьих, не употреблять никаких одурманивающих средств, таких как наркотики, алкоголь, сигареты, кофе или чай; и, в-четвертых, не вступать в незаконные половые отношения, что означает секс только в браке, а затем только с целью зачатия сознающих Кришну детей. Если ты сможешь следовать этим принципам и будешь повторять «Харе Кришна», ты очень продвинешься в духовном отношении. Лучше всего для тебя общаться с преданными в далласском храме, тогда все будет намного легче. (ПШП Элейн, 1 февраля 1976)
Беременность
67-06 Я также рад, что ты носишь в своем чреве ребенка. Пожалуйста, прими мои благословения этому новичку, которого мы будем счастливы принять всего через несколько месяцев. Пожалуйста, береги свое здоровье, чтобы ребенок вырос очень здоровым и мог осознать Кришну. Махараджа Прахлада слушал наставления Муни Нарады, находясь в утробе матери, а позже стал прославленным преданным Господа Кришны. Обязанность родителей состоит в том, чтобы сделать своего ребенка сознающим Кришну, чтобы удачливый ребенок, родившийся от сознающих Кришну родителей, уже никогда не был вынужден принимать рождение в этом материальном мире. (ПШП Нандарани, 9 июня 1967)
67-09 Лучший способ подготовиться к появлению ребенка — это обоим родителям оставаться в полном сознании Кришны, а для этого, разумеется, лучше всего повторять святое имя и слушать Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам. [КМ-д103] (ПШП Хамсадуте, 29 августа 1967)
67-09 Пожалуйста, старайся и будь стойкой во время своей беременности, и Кришна будет тобой доволен. Твой ребенок будет первым, который родится у преданных в Америке, поэтому мы должны очень тщательно позаботиться о нем, пока он еще в утробе. В Шримад-Бхагаватам Нарада Муни говорит, что положение ребенка в утробе матери ужасно, и после девяти месяцев пребывания там, когда ребенок до некоторой степени разовьет тело и сознание, эта запертая в теле душа начинает просить Господа: «Пожалуйста, освободи меня», — и обещает стать в этой жизни преданным. Тогда ребенку позволяется родиться, но, к несчастью, в Кали-югу ребенок, появившись на свет из лона матери, в девяноста процентах случаев не получает никакой возможности продолжать развивать свое сознание Кришны. Однако в твоем случае Кришна оказал ребенку великую милость. В Бхагавате также говорится, что никто не должен становиться родителем, если не может освободить своего ребенка из тисков смерти. Поэтому твоя обязанность — сделать этого ребенка сознающим Кришну, чтобы ему не пришлось рождаться снова. А пока я тебе советую во время беременности есть только простую пищу; горячее или острое есть нельзя. Половые отношения также должны быть полностью исключены. (ПШП Химавати, сентябрь 1967)
67-11 Могу тебе посоветовать не есть во время беременности острую пищу. Твой муж умеет готовить отличные чапати, и ты можешь есть их хорошо промасленными. (ПШП Химавати, 2 ноября 1967)
68-02 Больше вам спасибо за прекрасный набросок, сделанный Джанаки, я велю Джадурани начать рисовать по нему. Что касается индивидуальной вечной души, если порой в каком-то месте складываются неблагоприятные обстоятельства, ей приходится покидать это лоно и искать себе прибежища в другом. И если душа при этом слышит повторение «Харе Кришна», то даже если она недолго находилась в лоне этой матери — о!, она услышит и получит толчок в развитии. Эта звуковая вибрация нематериальна, она духовна, и могущество ее превосходит пределы нашего понимания. Ее не удержать никакими материальными средствами, она преодолевает любые материальные преграды. Так что знайте, что повторяя святые имена, вы приносите благо даже ребенку, находящемуся в утробе. Надеюсь, ваше здоровье поправилось, и буду рад встретиться с вами в Сан-Франциско. Надеюсь, у вас все хорошо. (ПШП Мукунде и Джанаки, 28 февраля 1968)
69-03 Я очень рад, что ты и твой добрый супруг живете в мире и согласии в Новом Вриндаване и развиваете сознание Кришны. Это очень хорошо и является прекрасным примером для окружающих. В западных странах практически нет настоящей семейной жизни, поэтому мы должны показать хороший пример семейной жизни в сознании Кришны, и другие люди захотят последовать ему. В этом состоит мой замысел. Насколько я понял, ты ожидаешь ребенка, которому предстоит быть воспитанным в сознании Кришны. В связи с этим ты должна избегать острой пищи, пока ребенок находится в утробе. Что касается соевого соуса, я с ним лично не сталкивался. Я знаю, что бобы сои хороши, но что представляет собой соевый соус, я не знаю. Что касается естественных родов, то естественные роды возможны, если мы ведем естественный образ жизни. И, насколько мне известно, беременная женщина должна избегать острой пищи, она не должна ездить в машине и не должна сидеть без дела. Она должна двигаться и выполнять какую-то физическую работу. Это общие правила и предписания, которые существуют в Индии, и тогда женщины рожают естественно. Но что касается твоей страны и, особенно, положения женщин в ней, здесь все по-другому. Я не могу с уверенностью сказать, что ты должна делать. При всех обстоятельствах лучше всего посоветоваться с врачами, узнать, что они обычно делают. И, в конце концов, Кришна — Верховный повелитель, так что если мы ведем себя естественно и полагаемся на Кришну, тогда все получится хорошо и без всяких трудностей. Итак, посоветуйся с врачом и делай все необходимое. (ПШП Сатьябхаме, 24 марта 1969)
70-04 Если у тебя есть лишнее время, изучай санскрит вместе с мужем. Что касается движения во время беременности, то до родов ты должна тщательно избегать поездок в автомобиле и вообще поездок, и ты не должна танцевать. (ПШП Арундхати, 1 апреля 1970)
Рождение ребенка
68-05 Да, что касается твоего будущего ребенка, я дам ему имя, когда он родится. Нет, обрезание в ведической культуре не принято, в нем нет необходимости. (ПШП Малати, 28 мая 1968)
68-06 Только что я получил телефонограмму из Сан-Франциско, что у Малати и Шьямасундары родилась девочка. Они попросили меня зарегистрировать имя ребенка, и я дал ей имя Сарасвати-деви. Пожалуйста, помолись за новорожденного в сознании Кришны ребенка. (ПШП Шачисуте, 17 июня 1968)
69-03 Насколько я понял, ты предлагаешь [КМ-д104] кому-то рожать детей. Это не дело санньяси. Это не твое дело. Санньяси не должен слишком вникать в семейные дела. Пусть лучше они сходят к заслуживающему доверия доктору и рожают с ним, ведь могут возникнуть такие трудности, с которыми справится только опытный врач. (ПШП Киртанананде, 24 марта 1969)
69-04 По поводу плана Бибхавати относительно естественных родов: это очень хорошо. Сейчас, когда твоя жена беременна, займи ее какой-то легкой работой, это поможет ей в естественных родах. (ПШП Ишана-дасу, 30 апреля 1969)
70-06 Насколько я понял, твой первый ребенок родится через месяц. Ты можешь назвать его Джаганнатхой и добавить «дас» или «даси» соответственно. (ПШП Ваманадеве, 22 июня 1970)
71-08 Что касается имени для вашей дочери, то вы, как родители, можете дать ей любое подходящее имя, добавив префикс [КМ-д105] «бхакта-даси», то есть «служанка преданной», как все мы. Позже, когда она вырастет и примет посвящение от истинного духовного учителя, она получит другое имя. (ПШП Дэвиду Р. Шомакеру, 9 августа 1971)
71-11 Можешь назвать свою дочку Митра-даси, я не возражаю. Вы можете называть своих детей как хотите, только всегда информируйте моего секретаря, чтобы убедиться, что данное вами имя внесено в список, дабы избежать повторов. Позже дети получат другие имена во время инициации, когда они будут готовы к ней. (ПШП Лалита-Кумару и Джамбавати-даси, 27 ноября 1971)
75-05 Имена новорожденных детей утверждаются мной. Обрезание роли не играет. (ПШП Бхакта-дасу, 7 мая 1975)
75-09 Вся система варнашрамы направлена на отказ от половой жизни. Обрезание — это расширение возможностей в половых отношениях. В других религиозных системах, да и во всей вселенной все стремятся наслаждаться сексом, но система варнашрамы не поощряет половых отношений. Половые отношения являются причиной закабаления обусловленной души в материальном мире. Если человек способен добровольно противиться сексуальным позывам, он преодолевает влияние материальной природы. Итак, поскольку идеалы различны, я думаю, в ведической культуре обрезание запрещено. (ПШП Арвинде Шаху, 30 сентября 1975)
Содержание семьи и жертвование на храм
67-04 Я понимаю, что ты человек семейный. Ты не должен тратить все, что зарабатываешь, делай так, как предложила твоя жена: откладывай пятьдесят процентов. Итак, будь то пятьдесят процентов или столько, сколько ты сможешь дать Обществу без ущерба для своей семьи,— мы будем благодарны. Не перенапрягайся, мы не хотим никому быть в тягость. Напротив, я попрошу Киртанананду, у которого нет семьи, принять всю ответственность на себя. Не волнуйся. Занимайся преданным служением спокойно. Тебя и твою жену я прошу лишь об одном: переведите на французский язык все наши книги. Ты принесешь больше пользы Обществу своим интеллектуальным служением, чем деньгами, потому что ты семейный человек, и деньги тебе нужны самому. Надеюсь, это тебя удовлетворит. (ПШП Джанардане, 12 апреля 1967)
67-08 Я также весьма счастлив, что Химавати готовится стать матерью. Ребенок — это редкостный дар, посылаемый Кришной, но, в то же время, и великая ответственность. Каждый родитель ответственен за то, чтобы его ребенок вырос сознающим Кришну. Знаю, что ты это понимаешь и всегда будешь держать Кришну в центре своего дома. Теперь о том, что тебе делать. Прежде всего, ты семейный человек. Обычно, обзаведясь семьей, мужчина думает о том, как обеспечить жену и ребенка. Поэтому можешь, если хочешь, найти себе работу в Нью-Йорке или в другом городе и обосноваться там, как обычный домохозяин, как Рупануга и другие. Или же, если тебе это больше нравится, можешь остаться работать в храме, в Монреале или где-то еще, где достаточно места, чтобы ты мог разместиться. Но ты должен заботиться о своем здоровье. Я уже заметил ухудшение, когда был в Нью-Йорке, а теперь и ты говоришь, что тебе стало хуже. Это нехорошо, и ты должен исправить положение. Так что прими необходимые меры. Прежде всего, не беспокойся. Кришна поможет тебе. Если тебе нужно пойти на работу, чтобы содержать жену и детей, Кришна пошлет ее тебе. (ПШП Хамсадуте, 15 августа 1967)
68-01 Поскольку ты искренний слуга Кришны, Кришна постепенно предоставляет тебе возможности развития в деятельности, направленной на Него. Я чрезвычайно рад, что теперь у тебя есть хорошая четырехкомнатная квартира и хорошая работа, доход от которой покрывает все расходы. Прими все это как благословение Кришны и используй в деле осознания Кришны. Если ты способен заработать достаточно при помощи независимого ремесла, тогда можешь оставить работу, если же нет, продолжай работать, даже если эта работа бессмысленна. Надо чтобы у нас оставалось достаточно времени, чтобы заниматься делами сознания Кришны, так что выбирай сам, что тебе больше подходит. Если ты считаешь, что вырезанием из дерева Джаганнатхи и живописью ты сможешь заработать достаточно, это хорошо. Если же нет, не бросай свою теперешнюю работу ради каких-то неопределенных надежд на будущее. (ПШП Хамсадуте, 11 января 1968)
68-01 Я получил твое письмо от 17 января 1968 и полностью одобряю твой план стать домохозяином и в то же время служить делу нашего Общества. Член Общества, даже если он домохозяин, может тратить хотя бы половину своего дохода на Общество. Брахмачари посвятили свою жизнь и отдали все, что у них было, а домохозяин должен тратить, по меньшей мере, пятьдесят процентов дохода на Общество. Это пример образцового распределения денег, поданный нашими предшественниками, Рупой Госвами и Санатаной Госвами. Мы можем попытаться следовать по стопам наших предшественников. Шрила Рупа Госвами распределял деньги следующим образом: пятьдесят процентов на Кришну, двадцать пять процентов на родственников и двадцать пять процентов на собственные непредвиденные нужды. Думаю, это очень правильно. (ПШП Адвайте, 21 января 1968)
68-05 Когда сможешь, жертвуй пятьдесят процентов своего дохода храму. Это хорошо. (ПШП Мукунде, 6 мая 1968)
68-05 Поскольку ты женат, нет нужды расставаться, как ты пытаешься искусственно делать. Вы должны жить просто как респектабельная семейная пара, ты должен зарабатывать деньги, как подобает грихастхе, и тратить пятьдесят процентов на Кришну — вот реальная программа. (ПШП Хамсадуте, 28 мая 1968)
68-11 По поводу издательства: я уже написал Брахмананде, как организовать издательство. В нашем издательстве должен строго соблюдаться следующий принцип: все работы в нем, включая переплет и вообще всё, должны выполняться только нашими людьми. В нашем издательстве мы не должны пользоваться услугами посторонних. Мы просто будем печатать наши журналы и книги и т.д. А ребята будут содержать себя и свои семьи на деньги, вырученные от продажи книг и журналов. (ПШП Раяраме, 19 ноября 1968)
68-12 Что касается моей квартиры, то если финансы позволяют содержать ее без напряжения, это хорошо. Если же нет, то я не очень озабочен сохранением квартиры. Все надо делать без напряжения, потому что чрезмерное финансовое напряжение препятствует нашему прогрессу в сознании Кришны. (ПШП Брахмананде, 19 декабря 1968)
69-02 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 30 января 1969, и рад тому, что ты работаешь полный день секретарем в хорошей фирме. Пожалуйста, постарайся сохранить эту работу. Думаю, по милости Кришны, ты должна быть счастлива. Сейчас у тебя есть какой-то доход, который необходим для семейной жизни и ты живешь с мужем, так что я очень доволен тем, что ты счастлива. Теперь я уверен, что ты сможешь пожертвовать 5000 долларов на мой книжный фонд. Насколько я понял, сейчас у тебя возникли какие-то проблемы с диктофоном. Когда ты починишь его, я снова буду присылать тебе записи. (ПШП Говинда-даси, 10 февраля 1969)
69-02 По поводу того, что департаменты не жертвуют на храм: это не очень удовлетворительное положение. Порядок пожертвований должен быть таким: неженатые должны отдавать весь свой доход храму. Женатые должны жертвовать пятьдесят процентов своего дохода. Таким должен быть принцип жертвования для членов и последователей Движения сознания Кришны. Если в этом отношении возникают проблемы, их надо обсудить на собрании правления. Если такие вещи не оговорены, тогда какой смысл в правлении попечителей? Управление местными делами должен осуществлять совет попечителей, и их решение должно быть окончательным. (ПШП Брахмананде, 17 февраля 1969)
69-07 По поводу 2000 долларов, которые ты обещаешь послать мне через три недели: прими мою самую искреннюю благодарность за это. На самом деле брахмачари должен отдавать все, что у него есть, Кришне, через духовного учителя. Духовный учитель ничего не берет лично для себя, а использует все в служении Кришне. Поэтому и принимают духовного учителя, находящего в состоянии отречения от мира. Что же касается домохозяев, то они должны жертвовать, как минимум, половину своего дохода Кришне. Тогда жизнь будет возвышенной. В конце концов, все принадлежит Кришне, и чем скорее мы возвратим все, что получили, Кришне, тем лучше. Это норма нашей жизни. (ПШП Гирирадже, 5 июля 1969)
69-07 По поводу твоего вопроса о браке: дело в том, что я санньяси и не касаюсь семейной жизни, но поскольку я хочу видеть своих учеников счастливыми, я прошу тех из них, кого беспокоит половое желание, жениться. Другой принцип состоит в том, что брахмачари должны жертвовать весь свой доход или все, что им удается собрать, Движению сознания Кришны, а женатые должны работать, зарабатывая как можно больше денег, и, по крайней мере, 50% тратить на Движение сознания Кришны. Мы не возражаем против твоей женитьбы, но лишь от тебя зависит решение, согласен ли ты трудиться изо всех сил и зарабатывать деньги для Кришны и для своей семьи. Ты не можешь жениться и не зарабатывать денег. Конечно, если ты удовлетворишься скромным доходом от проповеди Движения санкиртаны, это тоже хорошо. Я считаю, что твой духовный брат Рупануга — идеальный домохозяин, и ты должен стараться подражать ему. (ПШП Шачисуте, 5 июля 1969)
69-07 Ты пишешь также, что у тебя хорошая работа, которая дает тебе возможность развить свои навыки в столярном и плотницком деле. Работай хорошо. Это хорошая возможность. Если ты хочешь жениться, ты можешь объявить по всем центрам, что ищешь жену, и если какая-нибудь девушка согласится выйти за тебя, я возражать не буду. Это отличная идея. Но если ты женишься, тебе придется работать чтобы содержать свою семью и стараться жертвовать хотя бы половину дохода Кришне. (ПШП Ваманадеве, 12 июля 1969)
69-10 Ты умен и квалифицирован, но тебе нужно научиться быть более ответственным. Я не очень обрадовался, увидев недавно твою жену. Ты женат, ты должен нести ответственность за поддержание своей жены. Поскольку у тебя есть профессия, ты можешь работать музыкантом, но ты должен содержать ее как следует и помогать ей развиваться в сознании Кришны. (ПШП Барадрадже, 21 октября 1969)
70-02 Ты говоришь, что твоя работа — это майя, но ты должен знать, что майя — это иллюзия. Если сознания Кришны нет, это майя. Но ты работаешь только для того, чтобы помогать делу Кришны и продвигать его, поэтому это не майя. В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами Прабху утверждает, что истинное отречение — это способность все использовать в сознании Кришны. Отречение майявади, которые стремятся стать едиными со Всевышним, называется ложным отречением. Они отрекаются от мира лишь ради еще большего чувственного удовлетворения. Мнить себя единым со Всевышним — это высший сорт чувственного удовлетворения. Тогда как человек, занятый, на первый взгляд, разными видами материальной деятельности, целью которых, в конечном счете, является удовольствие Кришны, достиг куда большего отречения, чем майявади. Так что не забывай Кришну ни при каких обстоятельствах, и Кришна убережет тебя от всех ловушек материального существования. (ПШП Джая-Говинде, 3 февраля 1970)
70-02 Я узнал о Ваманадеве из его последнего листка новостей. У них обоих прекрасно получается, благодаря тому, что они искренни перед духовным учителем и Кришной. С самого начала я вдохновлял вас, юношей и девушек вступивших в брак и объединивших свои усилия, проповедовать сознание Кришны, и этот метод доказал свою практичность. Поэтому, когда ты тоже выйдешь за какого-нибудь хорошего преданного, ты можешь делать то же самое: открыть центр в каком-нибудь подходящем для тебя месте. Так будет распространяться наше Движение сознания Кришны. Я всегда советую семейным парам, чтобы муж нашел себе какую-то работу, но если кто-то полностью посвятил себя нашему делу и потому не может работать в миру, это тоже хорошо. Мы не заставляем людей жертвовать, а если и делаем это, то лишь ради блага самих жертвователей, потому что все средства мы используем в развитии Движения сознания Кришны. Инициированные домохозяева должны становиться брахманами, а брахман, согласно священным писаниям, имеет право собирать милостыню, чтобы затем использовать собранное в служении Господу. Юноши и девушки, которые поют на улицах, тоже подают милостыню — высшее благо для всех людей. Просить пожертвований не противозаконно для брахманов, брахмачари или санньяси, напротив, это и есть способ поддержания жизни для тех, кто не является карми. В Индии такие люди иногда ходят от двери к двери и собирают милостыню. Идея в том, чтобы человек не превращался в профессионального нищего, но ради служения Кришне такое собирание милостыни… [СТРАНИЦА УТРАЧЕНА] (ПШП Экаяни, 10 февраля 1970)
70-03 Таким образом, я хотел, чтобы ты жил со мной и писал подобные вещи, а я бы подавал тебе идеи. Но нам придется с этим несколько дней подождать, а потом я попрошу тебя полностью уволиться с твоей теперешней работы в Университете. Сейчас ты пока терпеливо работай там и заработай как можно больше денег на развитие Нового Вриндавана. Как я рекомендую всем домохозяевам, если ты будешь отдавать пятьдесят процентов дохода на дело Кришны — развитие Нового Вриндавана, и еще столько же будет собирать Киртанананда Махараджа, думаю, финансовая помощь других центров не потребуется. Вчера я спросил Гаргамуни, получил ли он из других центров какой-нибудь отклик на свою просьбу помочь деньгами, и он сказал, что никто не откликнулся. Так что я не думаю, что другие центры смогут оказать какую-то поддержку в развитии. Каждый центр должен вести свои дела независимо. (ПШП Хаягриве, 19 марта 1970)