Вопрос. Учение об общественном договоре Т. Гоббса и Дж. Локка.
Томас Гоббс – английский мыслитель, родился (1588-1679 гг.) г. в Мальсбери в семье сельского священника. Четырнадцатилетним, свидетельствует Гоббс в своей автобиографической поэме, он поступил в Оксфордский университет. После окончания Оксфорда Гоббсу пришлось стать воспитателем в семье Кэндиш. Находясь в эмиграции в других странах, Гоббс внимательно следил за событиями на родине. Произведение «Левиафан» попало в число запрещенных книг.После его смерти его сожгли.
Основные труды: «О гражданине», «О теле», «О человеке», «Левиафан».
Философские идеи Гоббса:
1) «Философия, - по определению Гоббса, - есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия, или явления из известных нам причин, или производящих оснований, и наоборот, возможные производящие основания - из известных нам действий".Под рассуждением он подразумевает исчисление. «Вычислить - значит найти сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего-либо из другого. Следовательно, рассуждать значит то же самое, что складывать или вычитать».
Философия, толкуемая таким образом, не сводится к чисто умственным, далеким от действительности действиям - сложению,вычитанию, т. е. рассуждению или мышлению. Эта наша деятельность позволяет уяснять действительные свойства, которыми одни тела отличаются от других тел. А благодаря такому познанию, благодаря теоремам математики или знаниям физики человек способен достичь практического успеха. "Знание есть только путь к силе"".
2) В центре его философии - понятие тела - большая совокупность вещей и явлений, это то, что имеет свойства, что подвержено возникновению или уничтожению.
3) Человеческий индивидуальный познавательный опыт, поставленный перед необозримым множеством вещей и явлений, должен опираться на некоторые "вспомогательные средства". Человек своеобразно использует чувственные образы и сами наблюдаемые чувственные вещи, они ялются своеобразными, "метками", благодаря которым мы в соответствующих случаях как бы воспроизводим в нашей памяти накопленные ранее знания, касающиеся данного объекта. В своем" произведении «О теле» он рассматривает физическое тело и его свойства (акциденции), величина и место, движение тел, пространство и время и т. д. Рассмотрение всей этой проблематики - часть Гоббсовой философии природы - Гоббса называют материалистом, особенно в физике – в понимании физической вещи
Первая часть философии природы у Гоббса сводится к рассуждению о движении, которое рассматривается механистически.
4) Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и государстве(где изложены идеи политического и правового устройства) является "естественное состояние людей".
В естественном состоянии люди вредят себе, он называет это «война всех против всех». В этой войне, по Гоббсу, не может быть победителей. Выход из нее Гоббс видит в образовании общества. Но так как общество может покоиться лишь на согласии интересов, а это "согласие между людьми основано лишь на соглашении, а оно искусственно", то необходимо,чтобы "кроме договоров было еще нечто иное, что соглашение усилило бы и надолго упрочило. Этим является общественная власть, держащая в узде и направляющая все действия людей к общественному благу". Единственным путем, ведущим к созданию такой власти, Гоббс считает передачу всей "власти и силы"единственному человеку или группе людей. Такая "общественная власть" должна опираться на добровольное отречение от права владеть самим собой. "Отрекаюсь от своего права владеть собой и отдаю это право такому-то мужу или такому-то собранию мужей, если ты также отдаешь им свое право и так же, как я,уполномочишь их на все и признаешь их действия своими. Когда же так станется, называют множество, таким образом объединенное в одну особую общность, общину, государство, по-латыни civi-tas. Так родился этот великий Левиафан...". Так понимает Гоббс возникновение государства. Государство ставит на место законов природы законы общества. Этим оно, собственно,ограничивает естественные права (договор, на основе которого возникает государство) гражданским правом. Гражданские права являются не чем иным, как естественными правами, перенесенными на государство. А так как естественные права (а это значит права человека в естественном состоянии) были неограниченны, неограниченны и права государства, и обязательность гражданские законов.
Гоббе является сторонником сильной абсолютистской государственной власти, так как он считает, что только она способна устранить все остатки "естественного состояния" и все споры и беспорядки. Требование крепкой и сильной государственной власти (опирающейся на разум) объективно соответствовало и интересам формирующейся буржуазии.
Джон Локкродился 29 августа 1632 г. в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы, которую он начал в вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском университете, становится учителем греческого языка и риторики. Локк становится секретарем лорда-канцлера Эшли. Вместе с ним он в 1682 г. уезжает в Голландии . В Англию возвращается уже после славной революции 1688 г. Основные философские и политические труды Локка: "Опыт о человеческом разуме" , "Два трактата об управлении государством", "Письма о терпимости".
Джон Локк - продолжает эмпирическую линию в английской философии. Главное внимание он уделяет проблематике познания. Локк продолжил развитие эмпиризма Бэкона, обосновывая сенсуалистическое направление в теории познания. Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Он не исключает в целом роль, но роль разума он ограничивает лишь простыми эмпирическими суждениями.
Основные философские идеи Дж. Локка:
1) Нет врожденных идей, все познание рождается в опыте. Локк подверг критике учение Декарта о "врожденных" идеях. Он считает душу чистым листом бумаги. Лишь опыт (посредством чувственного познания) этот чистый лист заполняет письменами. Аргументы, которые Локк выдвигает против теории врожденных идей являются эмпирическими. Локк понимает опыт прежде всего как воздействие предметов окружающего мира на нас, наши чувственные органы. Поэтому для него ощущение является основой всякого познания. Однако опыт - как внешний, так и внутренний - непосредственно ведет лишь к возникновению простых идей.
2) Для того, чтобы наша мысль (душа) получила общие идеи, необходимо размышление. Размышление не является, однако, сущностью души (мысли), но лишь ее свойством. Сенсуализм Локка - в интеллекте (в разуме) нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах. Локк подразделяет все идеи (представления на простые и сложные.)
3) В области общественно-научных представлений Локк является защитником конституционной монархии. В своих взглядах Локк исходит из естественного состояния общества. Но это естественное состояние не является "войной всех против всех", как у Гоббса. Наоборот, это "состояние равенства, в котором вся власть и правомочность является взаимной, один имеет не больше, чем другой". "Это состояние свободы, но это не состояние произвола. Хотя человек в этом состоянии имеет неконтролируемую свободу делать с собой и со своим имуществом все, что угодно, он, однако, не имеет свободы погубить себя самого или какое-либо существо". Ограничивает свободу человека естественный закон, который гласит, что "никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе". Свобода человека не абсолютна. Поэтому и власть правителя, полученная им на основе "договора" не может быть абсолютной. Всегда она ограничена именно тем, что является содержанием естественного закона. Локка рассуждает и об упорядочении общества через идеи о разделении власти. Они изложены, в частности, в его работе "Два трактата об управлении государством", где он различает власть "законодательную", "исполнительную" и "федеративную".
Локк считает, что "договор" возникает на основе уважения естественного закона, естественного права. Поэтому, если суверен (правитель) нарушит эти права, его подданные вправе отказаться от договора. Воззрения Локка на характер общественного договора по сравнению со взглядами Гоббса представляют значительный прогресс.
У Локка "первым и основным положительным законом всех государств является законодательная власть". Эта власть, согласно Локку, является высшей в том смысле, что ни один указ какого-либо постороннего лица не обладает силой без санкции законодательного органа. Но, хотя законодательной власти принадлежит первенство в смысле законов, ей самой предъявляются строгие требования. Она, во-первых, не должна быть деспотической, во-вторых, отправлять правосудие, основанное на законе, необходимо через посредство судебной власти, в-третьих, верховная власть не может лишить человека собственности без его согласия.
Гражданская власть обязана опираться на законы и право, для чего она должна творить их, имея в виду незыблемые права, свободы каждого индивида и общие цели, принципы политического сообщества. Сохранению частной собственности, ее законодательному и судебному обеспечению в философии гражданского общества придано центральное значение. Налоги на собственность не могут быть повышены, согласно Локку, без согласия народа. Вот почему претензии на абсолютную власть и абсолютистское правление любого вида и любой формы противоречат сущности, правам, устремлениям свободного человека.
В гражданском обществе существует, кроме законодательной и судебной властей (последнюю Локк считал скорее ветвью законодательной власти), еще и власть исполнительная. Разделение властей необходимо для того, чтобы осуществлялись контроль за исполнением законов и практическое управление обществом. Исполнительная власть обладает правом созывать, а также распускать законодательный орган, но это делает ее не верховной властью, а просто уполномоченным народа, действующим в его интересах. Законодательный же орган не должен претендовать на то, чтобы собираться и заседать сверх разумной необходимости и вопреки потребностям государства.
Веротерпимость, согласно Локку, - главная характеристика "истинной церкви'. Это согласуется, считает философ, с главными целями "истинной религии", которые состоят не в достижении внешнего блеска и помпезности, а в регулировании человеческой жизни на основе правил благочестия и сострадания. Церковь должна оставаться исключительно свободным и добровольным объединением людей во имя служения Богу и спасения своих душ. Принадлежность к соответствующим церкви и вероисповеданию должна определиться не фактом рождения: каждый человек вправе свободно и самостоятельно определять, к какой именно церкви, т. е. к какому именно свободному добровольному сообществу, он хотел бы примкнуть.
Но и церковь не должна претендовать на то, чтобы от своего имени или во имя веры принимать решения относительно состава гражданских дел и характера их исполнения, хотя мнения церкви и верующих по этим вопросам гражданские власти обязаны принимать в расчет.