Философия и методология науки
УТВЕРЖДАЮ
Ректор БГУКИ
_____________ Ю.П. Бондарь
«____»_____________ 2014 г.
Регистрационный № УД-_____/уч.
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Учебная программа учреждения высшего образования
по общеобразовательной дисциплине для специальностей
второй ступени высшего образования университета
Факультет заочного обучения
Кафедра философии
Семестр – 1-2 | |
Лекции – 60 | |
Семинарские занятия – 44 | |
Аудиторных часов по учебной дисциплине – 104 | Кандидатский экзамен – 2 семестр |
Всего часов по учебной дисциплине – 240 | Форма получения высшего образования – дневная, заочная |
Составители: М.А.Можейко, профессор кафедры философии, доктор философских наук, профессор
Минск
БГУКИ
Учебная программа составлена на основе программы-минимум кандидатского зачета (дифференцированного зачета) по общеобразовательной дисциплине «Основы информационных технологий», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.2012 г. №97.
Рецензенты:
Т.Н.Буйко, доктор философских наук;
А.С.Лаптенок, доктор философских наук
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой философии учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол №6 от 21.02.2013 г.)
Заведующий кафедрой
__________ В.М.Белокурский
Одобрена и рекомендована к утверждению президиумом научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол №5 от 18.06.2014 г.)
Председатель
______________ Ю.П.Бондарь
Ответственный за редакцию
Ответственный за выпуск М.А.Можейко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по общеобразовательной дисциплине «Философия и методология науки» предназначена для студентов, осваивающих содержание образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра; для соискателей, осваивающих содержание образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающей получение научной квалификации «Исследователь»; для лиц, зачисленных на обучение на I ступени послевузовского образования в форме соискательства для сдачи кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов) и кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам.
Учебная программа в содержательном и структурном отношении организована таким образом, чтобы рассмотреть философию как феномен современной культуры, а современную философско-методологическую проблематику проанализировать в широком социокультурном контексте. Специальный модуль программы, посвященный проблемам современной дисциплинарно организованной науки, ориентирован — в соответствии с профилем БГУКИ – на освоение аспирантами методологической традиции гуманитаристики и овладение новейшими методами социо-культурного познания.
Цель дисциплины–формирование у магистрантов глубоких системных знаний по философии и методологии науки, овладение методологией современного социально-гуманитарного познания.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- ознакомление магистрантов с классическими и современными достижениями мировой философско-методологической традиции;
- усвоение магистрантами базового массива знаний по основным проблемным полям современной философии и методологии науки;
- уяснение магистрантами специфики социально-философского познания и дисциплинарного статуса гуманитаристики в системе современного знания;
- формирование у магистрантов корректной когнитивно-методологической позиции по отношению к изучению социально-культурных явлений и процессов;
- овладение магистрантами методологическими навыками исследования и рационально-теоретического объяснения социально-культурных явлений.
В результате изучения дисциплины магистранты должны знать:
- методологические основания социально-философского познания;
- основные методологические программы как классической социально-гуманитарной традиции, так и современной гуманитаристики;
- основные методы, методики и техники проведения социально-гуманитарных исследований;
- терминологию социально-гуманитарного научного познания;
- важнейшие тенденции развития методологии современного социально-гуманитарного познания.
уметь:
- применять на практике классические и современные методы социально-гуманитарного познания;
- самостоятельно анализировать социально-культурные явления различной степени сложности (как в историческом контексте, так и в современных условиях);
- создавать теоретические модели исследуемых социально-культурных феноменов и процессов.
владеть навыками:
- корректного использования современной философской методологии в практических исследованиях гуманитарного характера;
- грамотного применения современных техник и технологий научно-исследовательской деятельности в проведении исследований;
- корректного использования философско-методолологических знаний в дискуссиях мировоззренческого характера.
В соответствии с учебными планами на изучение общеобразовательной дисциплины «Философия и методология науки» всего предусмотрено 240 часов, из которых 104 часа – аудиторные занятия.
Обучение завершается защитой реферата и сдачей кандидатского экзамена.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ I.
ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Тема 1.
Философия в современном мире: функции и социальный статус
Философия в системе культуры. Мировоззренческий статус философской проблематики. Мировоззрение как целостность, механизмы и закономерности его исторической динамики. Историческая динамика культуры и трансформации содержания мировоззренческих структур. Понятие мировоззренческих универсалий культуры. Системный характер культурных универсалий. Универсалии культуры и понятийный аппарат философии.
Философия как феномен современной культуры. Специфика современных форм философского знания.
Ценности современной культуры и проблемные поля философии. Аксиологические аспекты современного философского знания.
Природа философских проблем и трансформации проблематики философии в современных условиях.
Многомерность философии как феномена современной культуры. Философия как объективированное знание: рационально-критические аспекты философского мышления. Проблема научности философии Философия как личностное знание: экзистенциальные аспекты философского мышления. Проблема соотношения объективно-универсального и субъективно-индивидуального в философском знании. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности.
Тема 2.
Культурные традиции Запада и Востока и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание
Сущность и механизмы социокультурной детерминации философского знания.
Философия и стиль мышления эпохи. Историческая динамика стилей мышления и трансформации содержания философского знания.
Культурные традиции Запада и Востока и типы философского мышления.
Философия как феномен культурной традиции человечества. Общечеловеческие ценности и универсальность содержания философского знания.
Философия как феномен этно-национальной культуры. Специфика западноевропейского и восточного типа философствования. Проблематика западноевропейской философии и ценности культуры западного типа. Специфика восточной культуры и проблемные поля восточной философии. Философия в контексте восточнославянских культур. Специфика белорусской философской традиции. Философия и национальное самосознание. Диалектика универсального и этно-национального в философской традиции.
Социокультурный статус и функции философии в современном мире культурного многообразия.
Структура философского знания и ее трансформации в современной культуре. Основные исследовательские стратегии в современной философии.
Тема 3.