Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. даже животные почему-то утратили этот смысл

даже животные почему-то утратили этот смысл. Я отыски­вал это неведение в печальном, потерянном взгляде коров, в безнадежных глазах лошадей, в преданности собак, кото­рые так отчаянно цеплялись за место возле человека, даже в поведении самоуверенно гуляющих котов, которые жили в амбарах и там же охотились.

Люди, думалось мне, походили на животных и, казалось, так же не осознавали себя. Они смотрели на землю и на деревья лишь затем, чтобы увидеть, можно ли это исполь­зовать и для чего. Как и животные, они сбивались в стадо, спаривались и боролись между собой, жили в этом Божьем мире и не видели его, не осознавая, что он един и вечен, что все в нем уже родилось и все уже умерло.

Я любил всех теплокровных животных, потому что они похожи на людей и разделяют наше незнание. Я любил их за то, что у них была душа, и, мне казалось, они все пони­мали. Им, как и нам, считал я, доступны печаль и радость, ненависть и любовь, голод и жажда, страх и вера, просто они не умеют говорить, не могут осознавать и неспособны к наукам. И хотя меня, как и других, восхищали успехи в развитии наук, я видел, что знание усиливает отчуждение человека от Божьего мира, способствует вырождению, тому, чего в животном мире нет и быть не может. К животным я испытывал любовь и доверие, в них было некое постоянс­тво, которого я не находил в людях.

Насекомых я считал «ненастоящими» животными, а поз­воночные для меня являлись лишь какой-то промехсуточной стадией на пути к насекомым. Создания, относившиеся к этой категории, предназначались для наблюдения и кол­лекционирования, они были интересны в своем роде, но не имели человеческих свойств, а были всего-навсего проявле­нием безличной жизни и стояли ближе к растениям, нежели к человеческим существам.

Растения находились у самого основания Божьего ми­ра — вы словно заглядывали через плечо Создателя, когда Он, думая, что Его никто не видит, мастерил игрушки и ук­рашения. Тогда как человек и «настоящие» животные, бу-

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

дучи независимыми частицами Божества, могли жить, где хотят, — растения (хорошо это или плохо) были привязаны к месту. Они выражали не только красоту, но и идею Бога, не имели своих целей и не отклонялись от заданных. Особенно таинственными, полными непостижимого смысла казались мне деревья, поэтому лес был тем местом, где я сильнее все­го ощущал страх и трепет Божьего мира, его глубокое значе­ние и благо всего, в нем происходящего.

Это ощущение усилилось после того, как я увидел го­тический собор. Но там безграничность космоса и хаоса, весь смысл и вся непостижимость сущего, все безличное и механическое было воплощено в камне, одухотворенном и исполненном тайны.

* * *

...Прочитав краткое введение в историю философии, я получил некоторое представление обо всем, что уже было передумано разными философами до меня. Мне было при­ятно узнать, что во многих интуитивных ощущениях я имел исторических предшественников. Ближе других оказались мне греки, особенно Пифагор, Гераклит, Эмпедокл и Пла­тон (хотя его «Диалоги» показались чересчур растянутыми). Они были столь же прекрасны и академичны, как те запом­нившиеся мне фигуры в античной галерее, но и столь же далеки. Впервые я почувствовал дыхание жизни у Мейсте-ра Экхарта, но так и не понял его. Я остался равнодушен к средневековой схоластике, и аристотелевский интеллек­туализм святого Фомы показался мне безжизненным, как пустыня. «Все они, — рассуждал я, — хотят воспроизвести нечто при помощи логических кунштюков — нечто такое, чего изначально в них самих нет, чего они не чувствуют и о чем в действительности не имеют ни малейшего представ­ления. Они хотят умозрительно доказать себе существова­ние веры, тогда как на самом деле она может явиться лишь через опыт». Они походили на людей, которые понаслышке знали, что слоны существуют, но сами никогда не видели ни

Наши рекомендации