Глава IX. О порядке чтения
Один порядок существует между разными дисциплинами:
грамматика предшествует диалектике, а арифметика — музыке.
Другой порядок — между книгами. Так, например, «Заговор Ка-
тилины» предшествует «Югуртинской войне»1. Есть также поря-
док при изложении, заключающийся в последовательности мате-
риала, и порядок расположения материала.
Порядок между разными дисциплинами зависит от их приро-
ды; порядок между книгами — от их авторов либо от излагаемого
материала. Порядок изложения определяется последовательнос-
тью материала, которая бывает двоякой: естественной, когда собы-
тия излагаются в том порядке, в каком они происходили, и искус-
ственной, когда о произошедшем позже рассказывается раньше,
а о более раннем — позже.
При экспозиции же материала учитывается порядок рассмот-
рения, в котором последовательно выделяются словесное выра-
жение, содержание и смысл. Словесное выражение представляет
собой упорядоченное соединение высказываний, которое мы так-
же называем конструкцией. Содержание — это первичное и явное
значение выражения, а смысл — более глубокое значение, которое
постигается лишь благодаря толкованию. Правильная экспозиция
в том и состоит, что сначала рассматривается словесное выраже-
ние, затем содержание и, наконец, смысл.
Глава X. О способе чтения
Глава XI. О размышлении
Размышление — это рассуждение человека, который с помо-
щью советов благоразумно исследует причины и начала, образ су-
ществования и пользу какой-либо вещи. Начало размышлению
кладет чтение, но оно не должно сковываться какими-либо прави-
лами и предписаниями. Ведь размышление должно приносить на-
слаждение, когда свободная мысль, озирая некоторое пространст-
во, созерцает истину и проникает в причины то одних, то других
вещей, погружаясь в их глубинную сущность и не оставляя ниче-
го сомнительного и неясного. Начинают учение с чтения, а завер-
шают его размышлением. И тот, кто научится любить науку и бу-
дет ей почаще предаваться, сделает радостной жизнь, а в тяготах
обретет высшее утешение. А высшим утешением является такое,
которое уводит душу от суеты земных дел и позволяет ей уже в
этой жизни вкусить сладость небесного покоя. И если человек на-
учится через сотворенные вещи размышлять и понимать творца,
душа его равным образом и наукой будет просвещена, и радост-
ным покоем обеспечена, поэтому высшее наслаждение обретается
размышлением.
Есть три вида размышления. В одном случае изучаются нравы,
во втором — различные заповеди, в третьем — божественные дея-
ния. В нравах различаются пороки и добродетели. Божественные
заповеди бывают предписывающими, запрещающими и разреша-
ющими. Божественные деяния созидают потенции, эти деяния
направляются мудростью, и им сопричастна благодать. Всем этим
человек тем сильнее способен восхищаться, чем лучше он это по-
знал и научился размышлять об удивительных деяниях Бога.
Читать нужно, разделяя изучаемые вещи, начиная от конеч-
ных, постепенно переходить к бесконечным. Ведь всякое конеч-
ное явление более понятно и легче постижимо, поэтому обучение
1 Сочинения Саллюстия, посвященные событиям заговора Катилины
(63 до н. э.) и войны с Нумидией (115-105 до н. э.).
Глава XII. О памяти
Полагаю, что здесь обязательно нужно сказать и о памяти, ибо
если благодаря способностям человек путем различения находит
что-либо и изучает, то благодаря памяти он собирает и сохраняет
изученное. Изучая, надлежит разделять и собирать познанное, пре-
поручая его своей памяти. Собирать же знания, особенно такие,
о которых много писали и рассуждали, значит, сводить их к некое-
му краткому и удобному своду, который древними назывался эпи-
логом, то есть сжатым изложением. Ведь всякое ученое рассужде-
ние имеет некую основу, содержащую всю истину и суть его, и на
эту основу опирается все остальное; собирая знания, именно эту ос-
нову нужно определить и понять. Она подобна источнику, в кото-
ром берут начало многие речки, и если ты проследишь их течение,
то доберешься до этого единого источника и все поймешь. Я гово-
рю это потому, что память человека несовершенна и она любит
краткость, и если ее загружать многими вещами, она слабо будет
удерживать каждую из них. Следовательно, мы должны из всякого
учения выбирать нечто краткое и надежное, способное сохранить-
ся в памяти так, чтобы позднее, когда понадобится, можно было из
памяти это извлечь. Но все это необходимо почаще извлекать из за-
лежей памяти на уста, дабы из-за долгого перерыва не забылось.
Поэтому прошу тебя, читатель, не перегружай память, если будешь
много читать, лучше побольше размышляй, и тогда и мыслить на-
учишься, и сможешь многое запомнить. Иначе бесполезно будет
и читать, и размышлять. Итак, как я уже, помнится, говорил, всем,
кто занимается науками, необходимы способности и память.
Глава XIII. О благонравии
Однажды мудрец, когда его спросили о том, что требуется для
овладения наукой, ответил: «Смиренный ум, усердие, безмятеж-
ная жизнь, свободная от земных забот, безмолвные занятия и бед-
ность»1. Полагаю, что он согласился бы со словами «добрые нра-
вы украшают науку», и поэтому к правилам чтения прибавляются
и правила доброй жизни, и читателю следует знать и цель заня-
тий, и необходимый образ жизни. Мало похвальна наука, запят-
нанная порочной жизнью. Так что тому, кто занимается наукой,
следует особенно заботиться о добрых нравах.
Глава XIV. О смирении
Основой добрых нравов является смирение, которое, как видно
из многих примеров, должно проявляться в постигающем науку
трояким образом. Во-первых, ему не следует выражать презрение
к какой-либо науке или книге; во-вторых, ни от кого не нужно сты-
диться получать познания; а в-третьих, овладев наукой, не стоит