Интуиция и логика в контексте развития науки нового времени
Новоевропейская культура в течение эпохи Возрождения формирует новые установки практической деятельности и ориентирует культуру на цели и ценности, определяемые достижением земного блага, богатства и достоверного знания о природе. Это знание не только должно быть достоверным и ориентировать человека в природе, разнообразии ее объектов, их полезных свойствах и качествах. Кроме того, оно должно обладать новизной и по возможности подвергать исчислению полезные свойства и качества изучаемых объектов с тем, чтобы приспособить их к использованию в практической деятельности самого человека. Так возникает не просто достоверное, но специализированное знание, накопление которого формирует науку и собственно научное знание. Ф.Бэкон составляет классификацию существующих и возможных наук. В основании этой классификации лежат представления о способностях человеческого разума.Память лежит в основе истории, воображению соответствует поэзия, источником философии является рассудок, а сама философия определяется в учениях о Боге, природе и человеке. Познание Бога определено познанием природы, а средство познания человеком самого себя дано ему в рефлексии.
Интуиция (от лат. intueri пристально, внимательно смотреть) отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований. Не найдете ни одного человека, который бы на себе не испытал силу интуитивного мышления. Это - моментальное прозрение, мгновенный напор знаний и озарения, который нам предлагает однозначные решения. И, как ни странно это выглядит, даже не зная, откуда пришло решение, мы верим в него, полагаясь на свои внутренние ощущения Истины. Ведь интуиция - это способ, который исходит из нашего понимания мира, из нашего восприятия окружающей действительности. Согласно Юнгу, интуиция - одна из четырех психических функций. Последователи Юнга - Кертши и Бейтс - считали, что люди, обладающие активной интуицией, принадлежат к авангарду культуры. Они стремятся к компетентности, эффективности во всем, и при этом воспринимают любую работу как игру. Люди, активно владеющие интуицией, решают новые сложные проблемы, пропуская их через свое внутреннее видение реальности. Они отождествляются с проблемой, одушевляя ее, «впрыскивая» в нее свою жизненную силу, создавая таким образом живое существо, которое живет по своим законам самостоятельной жизнью. И, наблюдая за развитием событий одушевленного процесса в имагинарной реальности, мы можем отмечать знаки, которые, будучи осознанными и перенесенными в реальный мир, укажут нам новые решения и возможности. Для того, чтобы эффективно работать с интуицией, необходимо осознать, что интуитивное мышление не может быть самоцелью. Это только инструмент для достижения любой цели, которую мы ставим перед собой. Формула «Как только буду владеть интуицией - все будет классно» здесь не работает. Ведь интуицией мы владеем от самого своего рождения. Интуиция работает всегда, у всех. Нужно только научиться использовать ее по назначению, и тогда она будет одним из наших наилучших помощников в этой жизни.
Мы обладаем двумя способами восприятия реальности - интуитивным и логическим. Довольно часто эти два способа конфронтируют между собой. Логика отвергает интуицию, интуиция задавливает логику.
Логика очень часто не доверяет интуиции, потому что многие люди боятся неизвестно откуда пришедших знаний. Но достаточно им поверить, как тут же появляются новые возможности и нестандартные решения, помогающие достигнуть поставленной цели. Смысл работы интуиции состоит в том, чтобы обобщать информацию, собираемую нами всеми возможными способами. Интуиция же работает одновременно со всей информацией, приходящей к нам из внешнего и из внутреннего мира. Она способна в течение времени стремящегося к нулю обрабатывать и обобщать огромное количество информации и выдавать нам решения, не требующие доказательств. И проявляется это во внутренней вере. Вдруг мы знаем, что и как надо делать, и верим в то, что это - правильно.
И тут вступает в действие логика. Она проверяет решение интуиции, и если в нашем запасе нет осознанного опыта достижения конечного результата, то эта часть нашей личности, если не тренирована, чаще всего отвергает решение, предложенное интуицией.
Вернемся все-таки к полю деятельности каждой из частей нашего мышления. В этом смысле интуиция - стратег, логика - тактик.
Интуиция - генерализатор, логика - специалист. Интуиция - главнокомандующий, логика - солдат. Интуиция задает генеральную линию, - логика решает, как это делать и когда. Именно во взаимодействии логики - как линейного фактора мышления - и интуиции - как обобщающего фактора - возможно наиболее эффективное достижение результата.
Для интуиции важна вся информация. Как положительная, так и отрицательная. Из всего этого объема интуиция способна выделить те главные положительные моменты, которые приводят к оптимальному результату. При работе с интуицией мы должны полагаться на ее мудрость и умение параллельно обрабатывать огромные массивы информации, выделять из них только то, существенное, что отвечает поставленной задаче.
С другой стороны, мы должны при работе с интуицией научиться расшифровывать те образы, которые нам интуиция предлагает. Иногда эти образы - четкие и конкретные, иногда - неясные и туманные. Но, несмотря ни на что, любые образы и знаки имеют для решения очень большое значение. Однако пытаться расшифровать их с помощью логики часто не представляется возможным. Поэтому, при поиске значения того или иного образа следует обратиться к своим внутренним ощущениям, пропустить их через свое восприятие реальности. И тогда все становится на свои места. Как бы само собой появится озарение и мы, который раз в своей жизни, слегка стукнем себя по лбу и скажем себе: "как же я раньше-то до этого не додумался!" Заметьте, что здесь слово "додумался" имеет двойной смысл. Что мы делаем, когда думаем? - Ответ простой: мы перебираем с помощью логической части возможности, способы, анализируем информацию. И делаем это линейно с помощью формулы «если, - то». Логическое мышление, с точки зрения процесса энергоинформационного обмена представляет собой двоичную модель поиска возможностей.
Приблизительно это можно изобразить цепочкой логических блоков ДА-НЕТ:
Но интуиция - это не способ думать. Это - способ поиска оптимального результата по формуле параллельной обработки огромного объема информации, при котором используется многомерная модель обработки данных:
Если в первом случае процесс "думанья" - это линейный процесс в двоичном коде, то во втором случае - это многомерный процесс сбора информации и обобщения ее по определенным признакам. И, что самое интересное, та информация, которая не принимала участие в этот момент, используется интуицией в будущем. То есть, не отбрасывается как ненужная, а откладывается в бессознательном виде до "лучших времен".
Интуиция работает ни в коем случае с конкретными символами. Это, скорее всего, просто подсказки, которые нам могут помочь при принятии правильного решения. Эти подсказки выглядят в основном как аллегория. Ведь мало кому придет в голову, что цветок розы, который вы поливаете, и он тут же на глазах расцветает, может означать Ваш будущий успех в случае приложения очень небольших усилий. И только от Вас зависит, что вы вложите в символ розы. Это может быть что угодно. Таким образом, интуиция - это мощнейший инструмент, которым можно и нужно пользоваться. И этому можно научиться. Или просто вспомнить, как мы это делали в детстве, когда логика для нас была непостижима. Ведь дети - это прирожденные интуиты. И нам ничто не мешает объединить в себе мудрость интуиции (заложенную в нас изначально) и силу логического мышления (которому мы научились).
Краткий словарь
Ø постулирует (от лат. postulatum — требование), положение (суждение, утверждение), принимаемое в рамках науч. теории за истинное в силу очевидности и поэтому играющее в данной теории роль аксиомы (наряду с аксиомами логики). Подобное толкование П. согласуется с антич. традицией, восходящей к «Началам» Евклида. Иногда под П. (или правилами преобразования) подразумевают все аксиомы, схемы аксиом, определения и правила вывода рассматриваемой формальной системы. Встречается также толкование П. как спорных положений, включение которых в число исходных принципов (аксиом) не приводит, однако, к противоречию. В этом смысле П. будет, напр., по отношению к др. аксиомам логики — исключённого третьего принцип.
Ø Натурфилософия (от лат. natuга — природа), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности.
Ø Дистанцироваться нем. sich distanzieren - отойти от кого-л. на расстояние - удалиться; размежеваться; устраниться; отдалиться от кого-чего-л.
Ø Дискурс- так называется связный текст, произносимый в определенной ситуации и с определенными задачами; собственно, это и есть то, чем мы обмениваемся, когда пользуемся языком
Ø Имагинарной- «имагинарное» происходит от английского «imagination» - воображение, которое, по сути, и даже в меньшей степени определяет значение имагинарной сферы истории.
Ø Конфортация- противостояние, противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений