Экзаменационной оценки по философии
Изучение курса философии в вузе завершается экзаменом. Кредитно – модульная система обучения вносит определенную специфику. Экзаменационная оценка большинству студентов выставляется как итоговая оценка за доклад (рецензию) и знание основных категорий философии. (Они даны в конце данного раздела).
Если студента не устраивает такая интегральная оценка или он по каким-либо причинам ее не получил, то он сдает экзамен по всему курсу философии. Подготовка к экзамену осуществляется в соответствии с действующей программой курса философии и учетом требований кафедры философских наук ДонНУЭТ.
Подготовка к экзамену по философии, с одной стороны, способствует закреплению в памяти ранее изученного материала, а с другой – расширению и углублению имеющихся знаний, раскрытию новых сторон, отношений и связей изучаемых процессов.
Экзамен возлагает на студента большую ответственность, свидетельствуя о том, как он работал, насколько добросовестно относился к лекциям и готовился к семинарским занятиям.
Для целенаправленной подготовки студентов к экзаменам кафедра разрабатывает список примерных вопросов. Он приведен ниже, кроме того, он имеется в методическом кабинете института. Следует иметь ввиду, что ежегодно список вопросов обновляется.
Кафедра проводит экзамен по экзаменационным билетам, в которые включены два вопроса и тесты. Один из них, как правило, посвящен проблемам истории философских учений или общетеоретической философии, второй – социальной философии или проблемам методологии научного познания.
Студенту при подготовке к ответу на вопросы экзаменационного билета желательно по каждому из вопросов письменно составить план ответа или развернутый ответ.
При этом следует помнить, что каждый вопрос должен быть освещен с учетом современного уровня философского знания, связан с практикой государственного строительства независимой Украины и профилем факультета.
Ответ студента на вопросы экзаменационного билета предполагает:
· Раскрытие вопроса с определенной теоретической позиции;
· Строгую логичность и последовательность;
· Концептуальность, т.е. определенную точку зрения, имеющую право на признание.
Чтобы выяснить глубину понимания студентом той или иной проблемы, экзаменатор может предложить дополнительный вопрос.
Студенты, в том числе и заочной формы обучения, при подготовке к экзамену должны иметь в виду и то, что преподаватель на экзамене может поинтересоваться их конспектами, установить в какой степени в них нашел отражение изучаемый материал.
Для получения оценки «отлично» (по национальной шкале, при наличии соответствующего рейтинга) студент должен дать полный, обстоятельный ответ на вопросы; показать глубокое знание историко-философской литературы; знакомство с дополнительной литературой; дать исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы. Он должен проявить умение логически и творчески мыслить, подтверждать теоретические положения собственными примерами, уметь использовать философскую методологию в осмыслении действительности.
Критерием оценки «хорошо» (по национальной шкале, при наличии соответствующего рейтинга) являются прочные знания всей программы курса философии, обязательное знакомство с историко-философской литературой, умение философски осмысливать важнейшие вопросы современного этапа социального развития.
Оценка «удовлетворительно» (по национальной шкале, при наличии определенного рейтинга) ставится при усвоении студентом всего содержания курса, т.е. знании всех тем и вопросов программы по философии.
В случае получения студентом оценки «неудовлетворительно» (по национальной шкале ) он имеет право на пересдачу не более двух раз. На третий раз экзамен обязательно принимается комиссией, в которую входит заведующий кафедрой, его заместитель и экзаменатор.
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ
(для студентов всех форм обучения)
1.Философия, ее предмет и роль в обществе.
2.Отношение человека к миру, мышления к бытию – основной вопрос философии.
3.Основные функции философии, философия и наука.
4.Мировоззрение, его общественно – исторический характер и структура.
5.Общая характеристика и основные направления античной философии.
6.Философская мысль средневековья.
7.Гуманистическая направленность философии эпохи Возрождения.
8.Философия Нового времени и просвещения.
9.Классическая немецкая философия (Кант, Гегель, Фейербах).
10.Общая характеристика духовной жизни и культуры Украины в XI-XXI в.в.
11.Развитие философской мысли в Украине в XI-XVII в.в.
12.Философская мысль Украины в XVII-XXI в.в.
13.Современные философские концепции: позитивизм и его течения, философия жизни, экзистенциализм, марксизм, психоанализ, постмодерн (охарактеризовать одну из них).
14.Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия.
15.Понятия «материя» и его место в системе философского знания.
16.Движение, пространство и время как способ и формы существования материи.
17.Сознание, его сущность и специфика.
18.Проблема возникновения сознания и его особенности. Сознание и язык.
19.Сознание и искусственный интеллект.
20.Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
21.Структура и функции общественного сознания.
22.Идеология и общественная психология и их взаимосвязь.
23.Политическое сознание.
24.Правовое сознание.
25.Нравственное и эстетическое сознание.
26.Специфика религиозного сознания.
27.Диалектика, ее принципы и ее альтернативы.
28.Основные законы диалектики.
29.Единичное и общее. Явление и сущность.
30.Часть и целое, элемент и структура. Понятие системы.
31.Причины связи. Необходимость и случайность.
32.Форма и содержание. Возможность и действительность.
33.Чувственное познание и его формы.
34.Рациональное познание и его основные формы.
35.Проблема истины в философии и науке. Свойства и критерий истины.
36.Практика – специфический человеческий способ освоение мира. Формы практики.
37.Сущность и перспективы общественного и научно – технического прогресса.
38.Научное познание и его специфика.
39.Проблема, гипотеза, теория, метод.
40.Наблюдение, эксперимент, моделирование.
41.Идеализация и формализация.
42.Анализ и синтез, индукции и дедукция.
43.Историческое и логическое.
44.Природная среда как необходимое условие существования и развития общества.
45.Противоречия в системе «общество – природа» в современную эпоху.
46.Теоретические модели общества: натурализм, идеализм, материализм.
47.Материальное производство – основа существования и развития общества.
48.Понятие о базисе и надстройке общества и их взаимодействии.
49.Политическая система общества, ее структура.
50.Социальная сущность и природная основа человека.
51.Философская концепция человека. Смысл человеческой жизни.
52.Проблема свободы и ответственности в жизнедеятельности человека.
53.Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
54.Роль народных масс в историческом процессе.
55.Роль личности в истории. Волюнтаризм и фатализм.
56.Личность и общество. Детерминизм и фатализм.
57.Понятие культуры. Взаимодействие культур. Культура и цивилизация.
58.Развитие культуры. Культура и научно – технический прогресс.
59.Социальное прогнозирование. Основные методы и типы прогнозов.
60.Глобальные проблемы современности и пути их решения.
По курсу «Религиоведение» :
61.Предмет и задачи курса «Религиоведение».
62.Религия, ее происхождение и функции.
63.Национальные религии, их особенности и вероучение (иудаизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм) – по выбору.
64.Буддизм: возникновение, вероучение и направления.
65. Христианство: его возникновение, вероучение и обряды.
66. Основные направления христианства и их характеристика.
67. Библия как культурно – исторический памятник.
68. Ислам: возникновение и основные положения вероучения.
69. Свободомыслие и его исторические формы.
70. Религия и церковь в истории Украины.
По курсу «Логика» :
71.Предмет и значение логики.
72. Основные законы логики.
73. Понятие. Определение понятий.
74. Логические операции с понятиями: совместимые и несовместимые понятия.
75.Простые суждения, их виды и структура.
76. Сложные суждения и их виды.
77. Умозаключение, его виды и структура.
78. Простой категорический силлогизм.
79. Доказательство и опровержение.
80. Правила доказательства. Логические ошибки в доказательстве и опровержении.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..…………………………………………………………………….... 3 Раздел І. Планы семинарских занятий: аудиторных занятий - 18 часов (дневное отделение).................................................................... 4 Занятие 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.……………………. 4 Занятие 2. Исторические типы философии……………………………… 5 Занятие 3. Философская мысль в Украине в ХI – начале ХХI вв. Основные философские концепции современности….…..…… 6 Занятие 4. Философское понимание мира: бытие, материя……………...... 7 Занятие 5. Философское понимание сознания. Общественное сознание и его структура……………..…………………………………………………... 8 Занятие 6. Познание и его формы. Специфика научного познания.……….. 9 Занятие 7. Природа и общества……………..……………………………….. 10 Занятие 8. Бытие человека как проблема философии. Личность и общество………………………………………………………………………… 11 Занятие 9. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы современности…………………………………………………………………... 12 Раздел ІІ. Планы семинарских занятий: аудиторных занятий - 34 часа (дневное отделение) ...................................................................... 13 Занятие 1. Философия, ее предмет и роль в обществе………………………... 13 Занятие 2. Исторические типы философии………………………………….. 14 Занятие 3. Философская мысль Украины в XI – начале XXI вв……………... 15 Занятие 4. Основные философские концепции современности……………… 16 Занятие 5. Философское понимание мира: бытие, материя………………….. 17 Занятие 6. Философия сознания……………………………………………….. 18 Занятие 7. Познание и его формы……………………………………………… 19 Занятие 8. Научное познание…………………………………………………… 20 Занятие 9. Диалектика, ее законы и категории………………………………... 21 Занятие 10. Природа как предмет философского исследования……………... 22 Занятие 11. Общество, основы философского анализа………………………. 23 Занятие 12. Общественное сознание и его структура....................................... 24 Занятие 13. Бытие человека как проблема философии……………………….. 25 Занятие 14. Личность и общество……………………………………………… 26 Занятие 15. Культура цивилизация…………………………………………...... 27 Занятие 16. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности……………………………………………………... 28 Занятие 17. Ценности и их роль в жизни общества........................................... 29 Раздел ІІІ. Планы семинарских занятий Интегрированный курс: философия, логика, религиоведение - 36 часов (дневное отделение)............................................................................................. 30 Занятие 1. Философия, ее предмет и роль в обществе………………………... 30 Занятие 2. Исторические типы философии………………………………….. 31 Занятие 3. Философская мысль Украины в XI – начале XXI вв.………...…... 32 Занятие 4. Основные философские концепции современности…………….... 32 Занятие 5. Философское понимание мира: бытие, материя………………….. 33 Занятие 6. Философия сознания………………………………………………... 34 Занятие 7. Познание и его формы……………………………………………… 35 Занятие 8. Научное познание. Диалектика…………………………………….. 36 Занятие 9. Логика как основа философского мировоззрения………………… 37 Занятие 10. Логические формы мышления и дискурса……………………….. 38 Занятие 11. Природа как предмет философского исследования……………... 38 Занятие 12. Общество, основы философского анализа……………………….. 39 Занятие 13. Общественное сознание и его структура………………………… 40 Занятие 14. Религия как форма мировоззрения……………………………….. 41 Занятие 15. Национальные и мировые религии сегодня……………………… 42 Занятие 16. Бытие человека как проблема философии. Личность и общество………………………………………..……. 42 Занятие 17. Культура и цивилизация…………………………………………... 43 Занятие 18. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности………………………………………………………44 Раздел ІV. Философия 10 часов (заочная форма обучения).......................45 Критерии оценки выступлений на семинаре …………………………….….....46 Студенческие доклады и рефераты (методические указания)……….………. 47 Рекомендуемая литература…………………………………………………….. 50 Критерии и методика определения экзаменационной оценки по философии……………………………………………………………………….. 52 Экзаменационная программа по философии………………………………. 53 |
Навчальне видання
Автори: Нікітін Леонід Микитович, д.філос.н., проф., СухинаІгор Григорович, к.філос.н., доц., Разетдінов В. М, ст. викладач,
(Лавлінський Р.О.; Ніколенко К.В.)
ФІЛОСОФІЯ
Плани семінарських занять і методичні вказівки з курсу філософії
для студентів всіх форм навчання
(російською мовою)
Технічний редактор О.І. Шелудько Зведений план 2009 р., поз. № ___ Підписано до друку __________2010 р. Формат 60 84/16. Папір офсетний. Гарнітура Times New Roman. Друк – ризографія. Ум. др. арк. Обл. – вид. арк. Тираж ____ прим. Зам. № __________________________________________________________________ Донецький національний університет економіки і торгівлі імені Михайла Туган-Барановського 83050, м. Донецьк, вул. Щорса, 31 Редакційно-видавничий відділ ННІІ 83023, м. Донецьк, вул. Харитонова, 10. тел.: (0622) 97-60-50 Свідоцтво про внесення до Державного реєстру видавців, виготівників і розповсюджувачів видавничої продукції ДК № 3470 від 28.04.2009 р. |