Тесты для самоконтроля к главе 14 3 страница
Миф (от греч. mythos – предание) – сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории. В настоящее время говорят о мифизации известных понятий, благодаря которой явления, лежащие в их основе как рационально неосвояемые и непостижимые, должны быть представлены в качестве благоговейно принимаемых; подобными понятиями являются, например, понятия государства, народа, коллектива, техники.
Мозг (от лат. cerebrum) – часть центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, её головной конец; у позвоночных находится внутри черепа. Головной мозг состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма. Несмотря на значительный прогресс в изучении головного мозга в последние годы, многое в его работе до сих пор остаётся загадкой. Функционирование отдельных клеток достаточно хорошо объяснено, однако понимание того, как в результате взаимодействия тысяч и миллионов нейронов мозг функционирует как целое, доступно лишь в очень упрощённом виде и требует дальнейших глубоких исследований.
Мотив (от лат. moteo – двигаю) – движущая сила, повод, побудительная причина. Мотив не определяет действие, он только проявляется «в и через контуры действия» (Сартр).
Мотивация (от лат. motivatio – двигать, побуждать) – система внутренних и внешних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые совершает; почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие возможности и способности терпят неудачу. Одни психологи отдают предпочтение роли внутренних механизмов, ответственных за действия индивида; другие видят причину мотивации во внешних стимулах, поступающих от окружающей среды; третьи изучают основополагающие мотивы как таковые, делая попытку выяснить, какие из них являются врожденными и какие – приобретенными; четвертые исследуют вопрос о том, служит ли мотивация для ориентирования деятельности индивида с целью достижения определенной цели или же просто является источником энергии для поведенческих актов, определяемых другими факторами, такими, например, как привычка.
Мышление – важнейшая познавательная способность, благодаря которой человек получает знание о мире и о самом себе, а также планирует и осуществляет свою практическую деятельность. Традиционно, начиная с античности, мышление противопоставляется непосредственному чувственному и эмоциональному переживания. При известной относительности этого противопоставления мышление в самом широком смысле правомерно толковать как способность к познанию существенных свойств и связей бытия, лежащих за пределами непосредственного чувственно-перцептивного и эмоционально-аффективного опыта.
Народ – связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей, являющаяся подлинным и единственным носителем объективного духа. Философия – прежде всего в лице своих крупнейших представителей – связана с народом не только через язык, ее содержание и форма также несут на себе отчетливый отпечаток особенностей народа, которому эта философия принадлежит. Она строится на основе типического восприятия жизни и общности (одинаковости) бытия, воспроизводя в мыслительной форме характерные для данного народа основные темы.
Наука (греч. episteme, лат. scientia) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие – прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Научная картина мира – основа рационалистического мировоззрения, опирающаяся на совокупный потенциал науки той ил иной эпохи. Структура научной картинный мира включает: центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью, фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые, и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадии.
Наука классическая – первоначальный тип европейской научной картины мира XVI – XVII вв., основанный на достижениях Галилея и Ньютона. Для него характерно появление планирования экспериментов, введение принципа детерминизма, повышение значимости науки. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Пошлое определяло настоящее так же изначально, как настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны. Объекты описывались изолировано, в строго заданной системе координат. Основным условием было требование исключения всего, что относилось к субъекту познания, к возмущающим факторам и помехам.
Наука неклассическая – второй тип европейской научной картины мира, возникший в конце XIX века в связи с исследованиями М. Фарадея, Дж. Максвелла, Э. Маха, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна и др. и появлением мощных научных теорий, например, теории термодинамики и относительности. Становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента. Ученые начинают учитывать роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но ее состояние в каждый момент времени не детерминировано. Предположительно изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел. Чем больше отклонение, тем менее оно вероятностно, ибо каждый раз реальное явление приближается к генеральной линии – «закону среднего».
Научное познание – специфический вид познания,задачей которого является обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная ее особенность.
Наука постнеклассическая – третий, современный тип научной картины мира, возникший в конце XX века в связи с достижениями И. Пригожина и Г. Хакена, т.е. в связи с появлением синергетики, или теории самоорганизации. В этот период расширяется предметное поле познания, наука выходит за свои рамки и проникает в другие области. В синергетической картине мира царит становление, обретенное многовариантностью и необратимостью. Бытие и становление объединяются в одно понятийное гнездо. Нелинейность как принцип философии науки отражает реальность как поле сосуществующих возможностей. К нелинейным системам относят такие, свойства которых определяются происходящими в них процессами так, что результат каждого воздействия в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия последнего. Одной из важных прогностических идей постнеклассики является утверждение о возможности «перескока» с одной траектории на другую и утрате системной памяти. Прошлое незначительно определяет настоящее, а настоящее не распространяет свое детерминирующее влияние на будущее, т.е происходит утрата системной памяти.
Научная революция – радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания. Историческими примерами научной революции могут служить переход от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира на основе математической физики, переход к эволюционной теории происхождения и развития биологических видов, возникновение электродинамической картины мира, создание квантово-релятивистской физики и др.
Нация (от лат. natio– народ, племя)– народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются другими нациями (народ, организованный в государство). Нацию могут образовать несколько народов или части различных народов, например Великобритания, Швейцария.
Небытие – философская категория, обозначающая то, чего нет, то, чего не существует. Антитезой небытия (или ничто) является бытие.
Неопозитивизм – философское течение, современная форма позитивизма. Основные его идеи восходят к позитивизму Огюста Конта и Джона Стюарта Милля, к английскому эмпиризму XVIII века и непосредственно – к эмпириокритицизму. Неопозитивизм возник в Венском кружке; несколько учеников Морица Шлика выступили в 1929 с программным сочинением «Научное мировоззрение – Венский кружок» и основали свой собственный журнал «Познание». Находившийся под сильным влиянием Бертрана Рассела, логистики и современной теоретической физики, неопозитивизм быстро распространился также за границей, когда члены Венского кружка бежали от национал-социализма в Англию и США и занялись там преподавательской деятельностью. Главными представителями неопозитивизма являются Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Виттгеншейн и Ханс Рейхенбах. Совокупность учений неопозитивизма его представители называют унифицированной наукой.
Неотомизм – ядро неосхоластики уже со времени возникновения католического движения, направленного против Реформации. Особое развитие неотомизм получает после официального возрождения церковью и папой Львом XII (энциклика «Aeterni Patris», 1879) философии Фомы Аквинского. Неотомизм является одним из наиболее значительных направлений современной философии; больше всего он распространен во Франции и Бельгии, но имеет своих представителей почти во всех других западноевропейских странах. Неотомисты занимаются главным образом проблемами метафизики – учение о действии и потенции: пассивная потенция выражает реальное ограничение действия; наличное бытие является действием определенного бытия, становление есть переход от потенции к действию; проблемами натурфилософии – гилеморфизм: материя относится к форме так же, как потенция к действию; субординация сущего определяется тем, какова степень его наполненности бытием: неживое тело, растение, животное, человек; проблемами духа, его двумя важнейшими функциями – познанием и волением; вопросами познания – основное различие между чувственным и рациональным познанием; учением о Боге – бытие всех вещей зависит от свободной божественной воли; конечное бытие создано по образу и подобию Бога как совершенного бытия; проблемами этики – блаженство для человека достижимо только через его восхождение в конце концов к чистому и совершенному бытию.
Неофрейдизм – направление в современной философии и психологии, получившее распространение главным образом в США, сторонники которого соединили психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Гарри Салливен, Эрих Фромм и др. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду и т.д.), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.
Ноосфера (греч. nous – разум и sphaira – сфера; сфера разума) – понятие, введенное Пьером Тейяром де Шарденом и Эдуардрм Леруа. Биосфера и развитое Владимиром Ивановичем Вернадским. По Вернадскому, ноосфера – земная оболочка, охваченная биологической жизнью, которая налагает на нее своеобразную геологическую и физико-химическую организованность. Данное понятие показывает роль живого и разумного на нашей планете. Ноосфера является естественной средой человека, оказывающей на него формирующее воздействие. Объединение в этом понятии двух моментов – биологического (живое) и социального (разумное) – является основой расширенного понимания термина «среда». Нет никаких оснований считать ноосферу сугубо земным явлением, она может обладать и общекосмическим масштабом. Жизнь и разум, видимо, есть и в иных мирах, так что человек как частица ноосферы – это социально-планетарно-космическое существо.
Образ «Я» (или «Я-концепция») – одно из основных понятий Карла Роджерса, отражающее восприятие человеком себя не только такими, какой он есть («реальное-Я»), но и такими, какими он хотел бы быть («идеальное-Я»). Роджерс показал, что содержание «Я-концепции» является результатом социализации человека, т.е формируется под воздействием оценок других людей. Чем больше «реальное-Я» противостоит «идеальному-Я», тем невротичнее личность, тем более затруднена ее самоактуализация.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение является многоаспектной деятельностью человека. Данная многоаспектность проявляется в многообразных социальных функциях общения. Общение развивает речевую технику («культуру речи»), служит основой познания друг друга и самосовершенствования, обеспечивает психологический комфорт личности и спасает человека от одиночества и непонимания окружающими. Общение творит Человека., дает ему возможность самореализации, обеспечивает взаимодействие людей, служит основой профессиональной деятельности, дает человеку одухотворение и радость.
Общество – высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. В более узком смысле под обществом понимают группу людей, создаваемую благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причем члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством (например, когда речь идет об ориентировании целей воспитания на «общественную» волю определенной эпохи), или гражданское общество романтиков, или весь человеческий род. Общество является предметом рассмотрения и центральным пунктом социологии.
Общество постиндустриальное – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Общество информационное – теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. Главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Отличительные черты: 1) увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; 2) возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте; 3) нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; 4) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах; 5) развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
Общественное сознание – в широком смысле совокупность всех без исключения продуктов человеческого духовного творчества, включая и естественные науки. В узком смысле под общественным сознанием понимают представления людей лишь об общественных явлениях. Это собственно общественное сознание («социальное сознание») в отличие от общественного сознания в целом. Общественное сознание в целом обычно подразделяется по «вертикали» на обыденное и научное (теоретическое). В собственно общественном сознании нередко выделяют такие два уровня, как общественную психологию (менталитет) и идеологию. По «горизонтали» общественное сознание в целом подразделяется на следующие формы: мораль, искусство, религию, науку, философию.
Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – понятие, разум) – учение о бытии. У Христиана Вольфа онтология есть не что иное, как метафизика бытия и вещей, являющаяся основой метафизики вообще. Считая онтологию бессодержательной метафизикой, Кант заменяет ее своей трансцендентальной философией. У Георга Гегеля онтология является только «учением об абстрактных определениях сущности». После Гегеля онтологические учения встречаются уже чрезвычайно редко. В ХХ веке в процессе отхода от неокантианства и поворота к метафизике онтология вновь возрождается: у Николая Гартмана – как строго предметная философия бытия, а у М.Хайдеггера и К.Ясперса – в смысле фундаментальной онтологии. Различие между старой и современной формами онтологии заключается в том, что первая рассматривала весь мир в его отношении к человеку, т.е. все формы и связи реального мира с его богатством переходов – как приспособленные к человеку. Человек благодаря этому становился конечной целью мирового порядка. Новая же онтология выработала чрезвычайно широкое понятие реальности, сообщив полную реальность духу и пытаясь с этой позиции определить автономное бытие духа и его активность в отношении к автономному бытию остального мира.
Откровение – (от лат. revelatio греч. apokalypsis) – обнаружение, раскрытие истины, самовыявление Бога, божественного, духа. Откровение воспринимается не рассудком, а сердцем. Сущность откровения заключается в том, что восприятие его свободно от заблуждения. Согласно заявлениям религии в особенности христианства, к откровению могут быть причастны только немногие избранные, да и то лишь в редкие мгновения, например, авторы Библии, Моисей, Христос. Иногда откровение трактуется гораздо шире: под ним понимается всеобщее обнаружение, раскрытие природы, которое должно быть доступно любому религиозному постижению. Однако позднее христианство устранило это различие благодаря учению о том, что уже верующий, читающий Библию, может быть причастен к своеобразному откровению.
Отражение – основной механизм функционирования человеческой психики. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира. Оно сопряжено с поиском, выбором. Психическое отражение является активным отражением мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира.При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются три основные стадии: 1) сенсорная, заключающаяся в отражении отдельных раздражителей и соответствующих им свойств предметов; 2) перцептивная, связанная со способностью отражать комплекс раздражителей в целом, т.е. предполагающая отражение действительности в виде целостных предметов; 3) интеллектуальная, при которой возможно отражение не только целостных предметов, но также функциональных отношений между ними и целостных ситуаций. В отличие от процессов отражения, наблюдаемых в других системах, психическое отражение активно и избирательно по своей природе; оно осуществляется посредством двигательной активности, которая, по мере развития психики, совершенствуется, становится произвольной и переходит в сложные формы осознанного, целенаправленного поведения и деятельности. Кроме того, в психической системе отражение актуального «здесь и теперь» сопряжено с предвосхищением возможного будущего, что обеспечивает упреждение нежелательных внешних воздействий и организацию поведения во времени.
Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – одно из основных понятий современной философии науки, введенное в научный оборот Томасом Куном в его работе «Структура научных революций». Под парадигмой понимается совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе научным сообществом. Парадигма развивается, укрепляется и уточняется в период «нормальной науки». Научная революция приводит к смене одной парадигмы на другую. Понятие «парадигма» часто заменяется понятием «картина мира».
«Пограничная ситуация» – ситуация, в которой, согласно Карлу Ясперсу, человеческая экзистенция познает себя как нечто безусловное. Карл Ясперс в работе «Введение в философию» (1950) писал:«Мы всегда в ситуации. Я могу работать, чтобы изменить ее. Но существуют пограничные ситуации, которые всегда остаются тем, что они есть; я должен умереть, я должен страдать, я должен бороться, я подвержен случаю, я неизбежно становлюсь виновным. Пограничные ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии. Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающими восстановление нашего самобытия (самосознания)».
Позитивизм – направление в философии и науке (со времен Канта), которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование и изложение, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Вопрос, ответ на который не может быть проконтролирован, верифицирован в опыте, позитивизм называет «псевдовопросом». Система позитивизма была создана Огюстом Контом.
Политика (от греч. politike – искусство управления государством) – согласно Платону и Аристотелю, единая наука об обществе и городе-государстве (полисе). Сейчас в учении о государстве под политикой понимают науку о задачах и целях государства и о средствах, которые имеются в распоряжении или бывают необходимы для выполнения этих целей. Практическая политика представляет собой активное участие людей в государственной жизни в качестве избирателей, депутатов, министров и т. д. В широком смысле она является партийной политикой, цель которой – завоевание государственной власти для осуществления определенного идеала государства, выраженного в партийной программе.
Понятие – одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. Понятием является мысль, которая выделяет из определенной предметной области и обобщает в класс объекты посредством указания на их общие и отличительные признаки. Понятие есть представление, содержащее в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения. От понятий логики подчас очень сильно отличаются понятия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, поскольку в последних вещи классифицируются преимущественно по типам, а не по общим признакам.
Постмодерн – обозначение специфических мировоззренческих установок новейшей, «постсовременной» культуры в целом, связанной прежде всего с поливариантным восприятием мира, а также с акцентированной проблемой самоидентификации культуры. Постмодерн предполагает принципиально новый, не приемлющий статики и однозначных определений взгляд на мир. Меняется и статус философии: постмодернистская парадигма философии парадоксально оказывается началом разрушения парадигмального способа мышления. Центральной проблемой становится проблема осмысления текста. В связи с реализацией этой задачи теоретиками философского постмодерна считают: Мишеля Фуко, Жана-Франсуа Лиотара, Жака Деррида, Ролана Барта, Жана Лакана, Феликса Гваттари, Жиля Делёза и других.
Потребность – ощущение нужды, неудовлетворенности, нехватки каких-либо ресурсов и благ, взывающее состояние внутреннего дискомфорта и тем самым мотивирующее, т.е. побуждающее человека к деятельности по его устранению.Иерархическая модель мотивации человека, более известная под названием «пирамиды потребностей» была создана американским психологом Абрахамом Маслоу: 1) физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите; 2) потребность в безопасности – стремление к материальной безопасности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.; 3) социальные потребности, потребности в любви и привязанности. Удовлетворение данных потребностей необъективно и трудноописуемо; 4) потребность в уважении, профессиональном признании, осознании собственного достоинства; 5) потребность в самореализации, самоактуализации. А. Маслоу считает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Когда же они удовлетворены, то человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности. Он постепенно переходит на более высокую ступень личностного саморазвития. Но это удается далеко не каждому как в силу внешних, объективных, так и в силу внутренних, субъективных обстоятельств. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше 1 – 4 % процента всех людей. Этих людей он назвал самоактуализирующимися личностями.
Правда – соответствие высказываний, слов говорящего его мыслям и убеждениям. Поскольку такое соответствие составляет суть всякой речи, то оно предполагается со стороны того, к кому обращаются; слушающий полагается на правдивость другого и основывает на ней свое доверие к говорящему. Злоупотреблением этим доверием является ложь.
Право – совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надежность и т.д.), первоначально покоившихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права. Позитивное право формулирует исконные права человека (напр., право на жизнь и право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и широко разветвляющиеся, вытекающие из него права. Позитивное право одновременно указывает на то, что должно происходить, если сталкиваются права нескольких личностей; оно становится совокупностью правил, регулирующих человеческие отношения. Позитивное право налагает на индивида нравственные обязательства, поскольку оно соответствует его чувству ценности (правовому чувству).
Православие (греч. orthodoxos – иметь правильное суждение, придерживаться верной точки зрения) – одно из трех главных христианских вероисповеданий, наряду с католицизмом и протестантизмом, распространенное главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Сложилось как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395 г.) и оформилось поле разделения церквей (1054). Основу вероучения православия составляют священное писание (Библия) и священное предание (материалы вселенских соборов, труды отцов церкви богослужебная практика). Оно исходит из признания триединого Бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. Церковь исполняет роль посредницы между Богом и людьми. Большое значение придается праздникам и постам.