Общество. Человек. Сознание
Социальная философия. Философский анализ общества: подходы и проблемы. Основные сферы общественной жизни. Структура общественных отношений. Философская антропология. Человек как объект философского анализа. Проблема антропосоциогенеза. Проблема природы и сущности человека в современной философии. Философия сознания: подходы и проблемы (сознание и язык, сознание и мозг, сознание и бессознательное, сознание и самосознание).
Теория познания
Гносеология Познание как предмет философского анализа Виды, уровни, формы, методы познания. Проблема истины и ее критерия.
Практическая часть
№ разд. | Тема | Трудоемкость | Характеристика занятия | Интерактивный метод | Педагогическая технология |
Онтология идей в работе Платона «Гиппий Больший» | Теоретический опрос: 1. Методологические аспекты проблемы. 2. Постановка основных вариантов содержательного определения прекрасного. Анализ основных вариантов определения прекрасного. | Исследовательские образовательные технологии Технология обучения в сотрудничестве | |||
Учение Ф. Бэкона об идолах в работе «Новый Органон». | Теоретический опрос: 1. Идолы рода. 2. Идолы пещеры. 3. Идолы площади. Идолы театра. | Дискуссия по вопросам Эврестическая беседа | Исследовательские образовательные технологии Технология обучения в сотрудничестве | ||
Философия всеединства в работе В. Соловьева «Философские начала цельного знания» | Теоретический опрос: 1. Проблема метода (теория развития). 2. Основные формы общечеловеческого организма и их анализ через метод развития. | Исследовательские образовательные технологии Технология обучения в сотрудничестве | |||
Сознательное и бессознательное в работе З. Фрейда «Я и Оно» | Теоретический опрос: 1. Бессознательное, предсознательное, сознательное: единство и различие. 2. Отношение «Я» и «Оно». 3. Отношение «Оно» и «Сверх-Я». 4. Отношение «Я» и «Сверх-Я». | Дискуссия по вопросам Эврестическая беседа | Исследовательские образовательные технологии Технология обучения в сотрудничестве |
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Философия»
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
- формирование логического мышления, навыков создания научных работ философского направления, ведения научных дискуссий;
- развитие навыков работы с разноплановыми источниками;
- осуществление эффективного поиска информации и критики источников;
- получение, обработка и сохранение источников информации;
- преобразование информации в знание, осмысление общественных и познавательных процессов в их динамике и взаимосвязи;
- формирование и аргументированное отстаивание собственной позиции по различным проблемам общественной и политической жизни. Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение научных конференций с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя. Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа представляет собой оригинальное произведение объемом до 10-15 страниц текста, посвященное тем или иным философским проблемам.
Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
Тема 1.Философия и круг ее проблем
Список литературы по теме:
1. Федюкин В.П. Философия: учебное пособие для студентов ОЗО. Барнаул: Изд-во «Концепт», 2014. – 147 с.
2. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. (Минобр). / под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 568 с.
Задания для самостоятельной работы:
1. Понятие философии, ее предмета и метода.
2. Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
3. Своеобразие и круг философских проблем.
Тема 2.Философия античной классики
Список литературы по теме:
1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1: учебник для студентов вузов. (УМЦ). М.: Юнити-Дана, 2009. - 463 с.
2. Федюкин В.П. Философия: учебное пособие для студентов ОЗО. Барнаул: Изд-во «Концепт», 2014. – 147 с.
3. Философия: учебник /под ред. В.П. Ратникова. М.: Юнити-Дана, 2012. - 678 с.
Задания для самостоятельной работы:
1. Особенности античной философии.
2. Проблема первоначал всего сущего в античной философии.
3. Проблема бытия в философии элейской школы. Апории Зенона.
4. Атомистическая концепция бытия в философии Демокрита.
5. Философия Платона.
6. Философия Аристотеля. Дуалистическая трактовка бытия.
Тема 3.Христианизация философской мысли в Средние века
Список литературы по теме:
1. Золкин А.Л. Философия: учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. – 607 с.
2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2: учебник для студентов вузов. (УМЦ). М.: Юнити-Дана, 2009. – 455 с.
3. Федюкин В.П. Философия: учебное пособие для студентов ОЗО. Барнаул: Изд-во «Концепт», 2014. – 147 с.
Задания для самостоятельной работы:
1. Особенности средневековой философии.
2. Философские взгляды Августина Блаженного.
3. Философские воззрения Ф. Аквинского.
Тема 4.Философия Нового времени 17-18 веков
Список литературы по теме:
1. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2: учебник для студентов вузов. (УМЦ). М.: Юнити-Дана, 2009. – 455 с.
2. Федюкин В.П. Философия: учебное пособие для студентов ОЗО. Барнаул: Изд-во «Концепт», 2014. – 147 с.
Задания для самостоятельной работы:
1. Особенности философии Нового времени.
2. Философские взгляды Р. Декарта. Характеристика дедуктивного метода познания.
3. Философские воззрения Ф. Бэкона. Характеристика индуктивного метода познания.
4. Теория познания Д. Беркли.
Тема 5.Немецкая классическая философия
Список литературы по теме:
1. Грядовой Д.И. История философии. Европейское просвещение. Иммануил Кант. Книга 3: учебник для студентов вузов. (УМЦ). М.: Юнити-Дана, 2012. – 471 с.
2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. – 2-е изд. (НМС). СПб.: Питер, 2010. – 560 с.
3. Федюкин В.П. Философия: учебное пособие для студентов ОЗО. Барнаул: Изд-во «Концепт», 2014. – 147 с.
Задания для самостоятельной работы:
1. Теория познания И. Канта.
2. Характеристика философской системы и метода Г. Гегеля.
Тема 6.Основные направления современной философии
Список литературы по теме:
1. Трикило Е.А. Философия: учебное пособие. М.: ИД «АТиСО», 2012. – 560 с.
2. Федюкин В.П. Философия: учебное пособие для студентов ОЗО. Барнаул: Изд-во «Концепт», 2014. – 147 с.
3. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. (Минобр). / под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 568 с.
Задания для самостоятельной работы:
1. Общая характеристика русской философии 2-й пол 19 – 1-й пол. 20 столетий.
2. Позитивизм и его исторические формы.
3. Философия жизни.
4. Экзистенциализм.
Тема 7.Философское понимание бытия и материи
Список литературы по теме:
1. Трикило Е.А. Философия: учебное пособие. М.: ИД «АТиСО», 2012. – 560 с.
2. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. (Минобр). / под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 568 с.
3. Федюкин В.П. Философия: учебное пособие для студентов ОЗО. Барнаул: Изд-во «Концепт», 2014. – 147 с.
Задания для самостоятельной работы:
1. Философское понимание бытия.
2. Специфика естественнонаучного и философского понимания материи.
3. Характеристика основных свойств материи.
Тема 8.Общество. Человек. Сознание
Список литературы по теме:
1. Трикило Е.А. Философия: учебное пособие. М.: ИД «АТиСО», 2012. – 560 с.
2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. – 2-е изд. (НМС). СПб.: Питер, 2010. – 560 с.
3. Федюкин В.П. Философия: учебное пособие для студентов ОЗО. Барнаул: Изд-во «Концепт», 2014. – 147 с.
Задания для самостоятельной работы:
1. Философское понимание общества: основные подходы и проблемы.
2. Проблема человека в современной философии.
3. Философский анализ сознания: основные подходы и проблемы.
Тема 9.Теория познания
Список литературы по теме:
1. Золкин А.Л. Философия: учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. – 607 с.
2. Философия: учебник /под ред. В.П. Ратникова. М.: Юнити-Дана, 2012. - 678 с.
3. Федюкин В.П. Философия: учебное пособие для студентов ОЗО. Барнаул: Изд-во «Концепт», 2014. – 147 с.
Задания для самостоятельной работы:
1. Познание как исторически сложившееся отношение чеовека к миру.
2. Виды, уровни и формы познавательной деятельности.
3. Проблема истины и ее критерия.
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) «Философия»
Приложение №1 к рабочей программе дисциплины.