История философии. Западно-Европейская философия

Предмет философии. Место и роль философии в системе культуры.

1. Мировоззрение. Его сущность, структура, типы и формы.

2. Сущность философских проблем. Функции философии.

3. Место философии в системе культуры.

1. Под мировоззрением человека принято понимать систему взглядов на мир и на отношение человека к этому миру. Мировоззрение тесным образом связано с понятием "менталитет", но в то же время не равнозначно ему. Существует 2 уровня мировоззрения:

1) чувственное (мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропереживание);

2) рациональное включает миропонимание.

Человек свое отношение к существующему миру определяет следующим образом: во-первых, это генезисное отношение, во-вторых, это познавательное, в-третьих, это оценочно-ориентационное (аксиологическое или ценностное), в-четвертых, духовно-практическое (праксиологическое) отношение. Основным вопросом, который рассматривается в контексте мировоззрения является вопрос об отношениях человека и мира. Отсюда различают несколько форм мировоззрения:

1) мифологическая;

2) повседневная (обыденная);

3) религиозная;

4) художественная;

5) натуралистическая (природная);

6) философская.

1,3,6 - основополагающие.

Мифологическая форма мировоззрения характеризуется следующими признаками:

1) Антропоморфностью;

2) Дескриптивность (описание в рассказе);

3) Синкритизм (нерасчлененность мифа);

4) Связь с Магией.

Религиозная форма мировоззрения характеризуется следующими признаками:

1) опора на чувственные образы;

2) сосредоточение внимания на сверхъестественном и духовном;

3) стремление достичь подлинных нравственных ценностей.

Философская форма мировоззрения характеризуется следующими признаками:

1) В решении мировоззренческих проблем философия опирается на данные всех существующих наук.

2. Философские проблемы. Специфика философии.

Специфика философии характеризуется следующими показателями:

1) все философские проблемы имеют предельный характер;

2) философские проблемы носят вечный или инвариантный характер.

Центральной проблемой философии является проблема человека. Среди философских проблем выделяют следующие:

1) экзистенциальные (жизневоззренческие);

2) теоретико-познавательные;

3) аксеологические (ценностные);

4) праксеологические (деятельностные);

5) природно-космические.

Философия по своей сути более функциональна. Она выполняет следующие функции:

1) познавательную;

2) эвристическую;

3) идеологическую;

4) гуманистическую;

5) социально-аксеологическая;

6) культурно-воспитательная функция;

7) объяснительная;

8) координирующая;

9) синтезирующая;

10) критическая.

3. Связь философии с другими науками.

Философия как наука связана: во-первых, с естествознанием, во-вторых, с идеологией, в-третьих, философия связана с искусством.

_____________________

История философии. Западно-Европейская философия

1. Зарождение Древнегреческой философии.

2. Классическая философская система античности.

3. Теоцентризм средневековой философии.

4. Антропоцентризм, пантеизм и натур. философия. Возрождение.

5. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.

6. Особенности немецкой классической философии.

7. Особенности классической и неклассической философии.

8. Современные школы и направление философии.

1. Возникновение философии связано с такими странами как Древний Египет, древний Вавилон, Древняя Индия и Древний Китай. В Египте и Вавилоне философия не получила развития в виде системы. В Древней Индии и Древнем Китае сложились собственные философские системы, которые рассматривали вопросы бытия, место и роль человека в природе и обществе. Важной особенностью в философии Древнего Востока была тесная ее связь с религией. Наиболее ярко это проявилось в религиозно-философских системах Древней Индии:

1) Индуизм;

2) Джайнизм;

3) Буддизм.

Все перечисленные философские системы берут свое начало от ведической литературы и религии. Среди источников были такие тексты как Упанишады, Брахманы, Араньяки. В Древнеиндийской философии получили развитие следующие школы:

1) Санкхья;

2) Миманса;

3) Вайшешика;

4) Веданта;

5) Йога;

6) Ньяя.

В Европе развивалась Древнегреческая и Древнеримская философия, получившая название античной. В целом развитие античной философии можно представить по периодам следующим образом:

1) VII - VI вв до н. э. - V - IV вв до н. э. Досократовская философия;

2) половина V - IV вв до н. э. Классический период античной философии;

3) конец IV в до н. э. - II в до н. э. Эллинистический период;

4) I в до н. э. - VI в н. э. Римская философия.

Досократовская философия характеризуется наличием различных школ в Древней Греции. Милетская школа. Фалес. Философ считал, что основу бытия составляет вода. Она содержит сосредоточение материи. Анаксимандр представлял, что первопричиной всего сущего является категория беспредельного ( apeiron). Анаксимен считал, что снова мира - неограниченный бесконечный и неопределенной формы воздух.

Школа Элеатов. Видными представителями школы Элеатов были Зенон и Гераклит. Они рассматривали вопросы, связанные с познанием мира, утверждали, что познание мира может быть только рациональным. Зенон утверждал, что чувственное познание ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон утверждал, что сущее неизменно, едино и обладает целостностью, из чего выводил ряд философских положений (апории):

1. Дихотомия (деление пополам).

2. Ахилес (самый быстрый воин не сможет догнать самое медленное создание).

Гераклит также разрабатывал теорию движения. В историю философии вошло его определение движения. "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку", " Все течет, все изменяется".

3. Школа Пифагорейцев. Возглавил Пифагор Самосский. Абсолютизировал и мистицизировал числа. Анксагор утверждал, что материя вечна, несотворима и неуничтожима. По мнению Анаксагора причина всех вещей - это разум.

4. Школа Атомистов. Левкип и Демокрит. Весь мир состоит из атомов, которые движутся в пустоте и имеют собственную величину.

Наши рекомендации