История философии. Западно-Европейская философия
Предмет философии. Место и роль философии в системе культуры.
1. Мировоззрение. Его сущность, структура, типы и формы.
2. Сущность философских проблем. Функции философии.
3. Место философии в системе культуры.
1. Под мировоззрением человека принято понимать систему взглядов на мир и на отношение человека к этому миру. Мировоззрение тесным образом связано с понятием "менталитет", но в то же время не равнозначно ему. Существует 2 уровня мировоззрения:
1) чувственное (мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропереживание);
2) рациональное включает миропонимание.
Человек свое отношение к существующему миру определяет следующим образом: во-первых, это генезисное отношение, во-вторых, это познавательное, в-третьих, это оценочно-ориентационное (аксиологическое или ценностное), в-четвертых, духовно-практическое (праксиологическое) отношение. Основным вопросом, который рассматривается в контексте мировоззрения является вопрос об отношениях человека и мира. Отсюда различают несколько форм мировоззрения:
1) мифологическая;
2) повседневная (обыденная);
3) религиозная;
4) художественная;
5) натуралистическая (природная);
6) философская.
1,3,6 - основополагающие.
Мифологическая форма мировоззрения характеризуется следующими признаками:
1) Антропоморфностью;
2) Дескриптивность (описание в рассказе);
3) Синкритизм (нерасчлененность мифа);
4) Связь с Магией.
Религиозная форма мировоззрения характеризуется следующими признаками:
1) опора на чувственные образы;
2) сосредоточение внимания на сверхъестественном и духовном;
3) стремление достичь подлинных нравственных ценностей.
Философская форма мировоззрения характеризуется следующими признаками:
1) В решении мировоззренческих проблем философия опирается на данные всех существующих наук.
2. Философские проблемы. Специфика философии.
Специфика философии характеризуется следующими показателями:
1) все философские проблемы имеют предельный характер;
2) философские проблемы носят вечный или инвариантный характер.
Центральной проблемой философии является проблема человека. Среди философских проблем выделяют следующие:
1) экзистенциальные (жизневоззренческие);
2) теоретико-познавательные;
3) аксеологические (ценностные);
4) праксеологические (деятельностные);
5) природно-космические.
Философия по своей сути более функциональна. Она выполняет следующие функции:
1) познавательную;
2) эвристическую;
3) идеологическую;
4) гуманистическую;
5) социально-аксеологическая;
6) культурно-воспитательная функция;
7) объяснительная;
8) координирующая;
9) синтезирующая;
10) критическая.
3. Связь философии с другими науками.
Философия как наука связана: во-первых, с естествознанием, во-вторых, с идеологией, в-третьих, философия связана с искусством.
_____________________
История философии. Западно-Европейская философия
1. Зарождение Древнегреческой философии.
2. Классическая философская система античности.
3. Теоцентризм средневековой философии.
4. Антропоцентризм, пантеизм и натур. философия. Возрождение.
5. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.
6. Особенности немецкой классической философии.
7. Особенности классической и неклассической философии.
8. Современные школы и направление философии.
1. Возникновение философии связано с такими странами как Древний Египет, древний Вавилон, Древняя Индия и Древний Китай. В Египте и Вавилоне философия не получила развития в виде системы. В Древней Индии и Древнем Китае сложились собственные философские системы, которые рассматривали вопросы бытия, место и роль человека в природе и обществе. Важной особенностью в философии Древнего Востока была тесная ее связь с религией. Наиболее ярко это проявилось в религиозно-философских системах Древней Индии:
1) Индуизм;
2) Джайнизм;
3) Буддизм.
Все перечисленные философские системы берут свое начало от ведической литературы и религии. Среди источников были такие тексты как Упанишады, Брахманы, Араньяки. В Древнеиндийской философии получили развитие следующие школы:
1) Санкхья;
2) Миманса;
3) Вайшешика;
4) Веданта;
5) Йога;
6) Ньяя.
В Европе развивалась Древнегреческая и Древнеримская философия, получившая название античной. В целом развитие античной философии можно представить по периодам следующим образом:
1) VII - VI вв до н. э. - V - IV вв до н. э. Досократовская философия;
2) половина V - IV вв до н. э. Классический период античной философии;
3) конец IV в до н. э. - II в до н. э. Эллинистический период;
4) I в до н. э. - VI в н. э. Римская философия.
Досократовская философия характеризуется наличием различных школ в Древней Греции. Милетская школа. Фалес. Философ считал, что основу бытия составляет вода. Она содержит сосредоточение материи. Анаксимандр представлял, что первопричиной всего сущего является категория беспредельного ( apeiron). Анаксимен считал, что снова мира - неограниченный бесконечный и неопределенной формы воздух.
Школа Элеатов. Видными представителями школы Элеатов были Зенон и Гераклит. Они рассматривали вопросы, связанные с познанием мира, утверждали, что познание мира может быть только рациональным. Зенон утверждал, что чувственное познание ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон утверждал, что сущее неизменно, едино и обладает целостностью, из чего выводил ряд философских положений (апории):
1. Дихотомия (деление пополам).
2. Ахилес (самый быстрый воин не сможет догнать самое медленное создание).
Гераклит также разрабатывал теорию движения. В историю философии вошло его определение движения. "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку", " Все течет, все изменяется".
3. Школа Пифагорейцев. Возглавил Пифагор Самосский. Абсолютизировал и мистицизировал числа. Анксагор утверждал, что материя вечна, несотворима и неуничтожима. По мнению Анаксагора причина всех вещей - это разум.
4. Школа Атомистов. Левкип и Демокрит. Весь мир состоит из атомов, которые движутся в пустоте и имеют собственную величину.