Методические рекомендации преподавателю

Наиболее сложной частью курса является историко-философская. Поэтому целесообразно рассмотреть основные философские проблемы через призму истории философии в лекциях, а затем вернуться к этому материалу, но уже в логическом аспекте, на семинарских занятиях. При недостаточном количестве лекционных часов тема «Русская философия» может быть вынесена на семинарское занятие для более подробного рассмотрения.

При чтении лекционного курса от преподавателя не требуется всестороннего и полного освещения всех содержащихся в ней вопросов. Проблемы, не получившие освещения должны быть вынесены для самостоятельной работы студентов, с помощью консультаций, организованных кафедрой.

Преподаватели, читающие основной курс философии на разных факультетах, должны учитывать специфику специальностей.

Определенные возможности в этом плане существуют во всех темах, но наиболее показательным, примером может служить изучение, темы «Сознание и материя» на факультетах естественных наук, где представляется возможность широко использовать уже имеющиеся у студентов знания по физиологии, эволюционной теории и психологии.

При изучении темы «Познание» реализуются знания студентов по физиологии человека и по психологии. Наряду с противоречивым характером процесса познания человеком мира, приобретения нового знания, раскрываются и противоречия процесса обучения, что очень важно для организации учебного процесса в школе.

В разделе «Историко-философское введение более всего обращает внимание изучение натурфилософии эпохи Возрождения. Обоснование понятия научного метода Н. Кузанским, натурфилософские взгляды Д. Бруно.

В теме « Бытие, материя», на факультетах естественного цикла наук обращают на себя внимание фундаментальные открытия в физике XIX – XX веков: Резерфорда, Энштейна, Фридмана, Хаббла, а также новые идеи в физике о многомерности американского ученого Эдварда Уиттена.

На факультетах гуманитарного цикла обращает на себя внимание то обстоятельство, что в основу гуманитарной культуры входит проблема человека, что дает основание считать философию человековедением.

Так, при изучении темы «Происхождение сознания» выделяется аспект язык и мышление. Проблема актуальна для специальностей психология и иностранный язык.

При изучении проблемы общества на гуманитарных специальностях особо обращается внимание на понятие «социальная общность», в котором раскрывается взаимодействие личность, общество и государство, традиции персонализма. Для специальностей гуманитарного цикла особое значение имеет тема «Ценности и их роль в жизни общества». Здесь рассматривается проблема формирования ценностных ориентаций в процессе воспитания и обучения, а также виды ценностных ориентаций.

Семинарские занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества семинарских занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. Вместе с вопросами семинара приведен список основных понятий, определения которых студенты должны знать в рамках каждой темы. Это дает возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные на каждом занятии.

Тематика рефератов составлена с учетом комплексного подхода к проблемам философии и усвоения их студентами. Так, первый раздел знакомит студентов с задачами философии в трактовке философов разных исторических периодов и направлений, формируя у студентов навыки работы с философскими текстами. Второй раздел предполагает рассмотреть онтологическо-гносеологическую проблематику. Третий раздел посвящен социально-философским проблемам. Он является самым сложным, так как перед студентом ставится задача рассмотреть связи философии с другими науками: политологией, экономикой, историей, культурологией, естественнонаучным циклом дисциплин. Для подготовки к экзаменам студенты получают список вопросов для самоконтроля.

Экзаменационные вопросы по курсу

1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии.

2. Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие материализм и идеализм, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма.

3. Проблемы метода в философии. Диалектика и метафизика.

4. Характерные черты учений милетской школы, Гераклита, атомистов, элеатов.

5. Учение Сократа.

6. Учение Платона.

7. Философия Аристотеля, ее место в античной философии.

8. Философия средних веков. Схоластика, номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского.

9. Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм.

10. Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм. Философия Ф. Бэкона.

11. Рационализм Р. Декарта.

12. Философия Б. Спинозы. Особенности его учения о субстанции.

13. Философия Г. Лейбница. Монадология.

14. философия Просвещения.

15. Субъективный идеализм Д.Беркли. Агностицизм Д. Юма.

16. Классическая немецкая философия. Гносеология и этика И.Канта.

17. Г. В. Гегель. Учение об абсолютной идее, система и метод.

18. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

19. Философия ХХ века. Психоанализ, экзистенциализм.

20. Философия постмодернизма.

21. Философия позитивизма и марксизма.

22. Структура диалектики, принципы диалектики, их методологическое значение. Понятие закона. Законы диалектики, их методологическое значение.

23. Парные категории диалектики, их методологическое значение.

24. Бытие и небытие как исходные философские категории, становление философского понятия бытия. Проблемы материального единства мира.

25. Философское учение о формах бытия материи, движения, пространства и времени. Классификация основных форм движения.

26. Сознание. Происхождение сознания, сущность и основные особенности.

27. Познание, его сущность и цель. Чувственная и логические ступени познания, их содержание и формы.

28. Эмпирический и теоретический уровни познания, их задачи. Научное понятие метода и методологии, методы и формы эмпирического и теоретического уровней познания.

29. Учение об истине. Истина и заблуждение. Диалектика абсолютной и относительной истины.

30. Философская концепция человека. Проблема антропосоциогенеза, соотношение биологического и социального в человеке.

31. Представление о сущности и предназначении человека в различных философских учениях.

32. Ценности, их роль в жизни общества и человека.

33. Общество и общественные отношения как предмет философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.

34. Общество как подсистема объективной реальности.

35. Природа и человек.

36. Информационное общество. Глобальные проблемы современности.

37. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса.

38. Культура как способ существования человека. Многообразие культур.

8. Глоссарий по курсу «Философия»

Агностицизм (греч. a – отрицание и gnosis – знание) – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

Анархизм (греч. anarchia – безначалие, безвластие) – мелкобуржуазное общественно-политическое течение, враждебно относящееся ко всякой власти и государству, противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкое крестьянское хозяйство прогрессу общества, основанному на крупном производстве.

Антропогенез (греч. anthropos – человек и genesis – происхождение) – процесс возникновения и развития человека как общественного существа, движущей силой которого, по мнению Энгельса, была общественно-трудовая деятельность.

Архетип(греч. arche – начало и typos – форма, образец), обозначает некие первичные врожденные структуры «коллективного бессознательного» (по Юнгу), «архаический», психический «осадок» повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний человека.

Атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.

Базис и надстройка – категории исторического материализма, выработанные для характеристики основных структурных элементов каждой общественно-экономической формации. Базис - присущая обществу совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил. Надстройка – это взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим базисом и активно влияющих на него ( к таковым относятся: политика, право, нравственность, религия, эстетика, идеология)

Биосфера(греч. bios – жизнь и sphaira – сфера, область) – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью.

Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

Верификация(лат. verificare – доказывать истину) – исходный принцип в позитивизме, согласно которому истинность всякого утверждения в мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными.

«Вещь в себе» и «вещь для нас» - философские термины, означающие: первый – вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; второй – вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – направление идеалистической философии, признающее волю как первооснову всего сущего. Так, А. Шопенгауэр, утверждал, что движущей силой всех живых существ является «воля к жизни», носящая стихийный, инстинктивный характер.

Время и пространство: время – выражает последовательность существования сменяющих друг друга явлении; пространство – выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов.

Гипотеза (греч. hypothesis – основа, предположение) – система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным.

Гилозоизм(греч. hyle – вещество, zoe – жизнь) – учение, приписывающее способность ощущения и мышления всем формам мышления.

Движение – это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний.

Дедукция (лат. deduction – выведение) – доказательство из одного или нескольких утверждений, носящее достоверный характер.

Деизм (лат. deus – бог) – учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

Деятельность. 1. В философии – специфически человеческий способ отношения к миру – «предметная деятельность» (Маркс); представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности. 2. В психологии – понятие, характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром.

Диалектика(греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Догматизм (греч. dogma – мнение, учение, решение) – способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени, т.е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины.

Дуализм(лат.duo – два) – философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами.

Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Идеализм объективный – принимает за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание.

Идеализм субъективный – сводит знания о мире к содержанию индивидуального сознания.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека. «…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Индивид (лат. individuum – неделимый) – единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимость, самобытность конкретного индивида, его способность быть самим собой в рамках социальной системы.

Индукция(лат. induction – наведение) – переход от единичных фактов к общим положениям.

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого, в конечном счете, является практика.

Исторический материализм – составная часть марксистско-ленинской философии, философская наука об обществе, вскрывающая материальную обусловленность общественно – исторического процесса.

Категории (греч. kategoria – высказывание, свидетельство) – формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

Либидо (от лат. libido – влечение, желание) – понятие, введенное в философскую, психологическую и психоаналитическую литературу Фрейдом (фрейдизм) и обозначающее сексуальное влечение, силу сексуального возбуждения, инстинкт любви, психическую энергию.

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Материализм (лат. materialis – вещественный) – научное философское направление, противоположное идеализму. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве.

Материя– объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

Метафизика термин возник в 1 в. до н.э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает «то, что следует после физики». Способ мышления, рассматривающий вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.

Метод(греч. methodos – буквально «путь к чему-либо») – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Механицизм– мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения.

Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса и общества в целом.

Мифология(греч.mythos – повествование, сказание и logos – учение, слово). 1. Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. 2. Наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них действительности.

Модус(лат. modus – мера, способ) – философский термин, обозначавший свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута. В философии Спинозы называется все переходящие состояния субстанции, имеющие причину своего бытия не в себе самих, а в субстанции и ее атрибутах.

Монизм (греч. monos – один, единственный) – философское учение, которое принимает за осноау всего существующего одно начало.

Номинализм(лат. nomen – имя, название) – направление в средневековой философии, считавшее понятие лишь именами.

Ноосфера(греч. nous – разум и sphaira – сфера, область; сфера разума) – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Общественное бытие и общественное сознание: общественное бытие – материальные отношения людей к природе в процессе производства материальных благ; общественное сознание – отражение в духовной жизни людей их общественного бытия.

Общество– совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Отчуждение – понятие, характеризующее, во-первых, процесс и результаты превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними; во-вторых, превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений.

Пантеизм (греч. pan – все и theos – бог) – философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению.

Позитивизм(лат. positivus – положительный) – направление буржуазной философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Принцип (лат. principium – основа, первоначало) – первоначало, руководящая идея, основное правило поведения.

Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания.

Производительные силы – есть органическое единство накопленного и живого труда, т.е. совокупности вещественных и личных элементов производства. К вещественным относятся орудия труда, к личным – люди, которые производят средства труда и приводят их в движение, обладая для этого производственными навыками, опытом и знаниями.

Производственные отношения –понятие, отражающее материальные отношения, не зависящие от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства и которые являются основой существования объективных экономических и социальных законов.

Развитие – закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное.

Рационализм (лат. rationalis – разумный) - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения, либо понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.

Реализм (лат. realis – действительный, вещественный) – направление в средневековой схоластике, утверждавщее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей.

Религия (лат. religio – благочестие, святость) – специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных.

Свобода и необходимость: научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека как вторичного, производного. Необходимость существует в природе и обществе в форме объективных законов. Сознание выражено деятельностью. Чем глубже человек постигает объективные законы, тем более осознанной и свободной становится его деятельность

Скептицизм(греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий, критикующий) – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе. Представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

Софистика– сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.

Структура (лат. structura – строение) – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей.

Сублимация (лат. sublimo – возвышаю) – переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные).

Субстанция (лат. substantia – сущность) – объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории.

Существование – все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии.

Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.

Схоластика (греч. scholasticos – школьный) – средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

Сциентизм (сайентизм, лат. scientia и англ. science – знание, наука) – концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и точные науки.

Теория (греч. theoria – наблюдение, рассматривание, исследование) – система обобщенного достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

Универсалии (лат. universalis – общий) – так в средневековой философии обозначались общие идеи.

Философия (греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.

Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный) – совокупность материальных и духовных достижений общества. В немарксистских философских концепциях цивилизация понимается в контексте анализа всемирно-исторического процесса и связывается с разумом, техникой. В марксизме становление цивилизации связывается с процессом разделения труда, появлением классового общества.

Человек– субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием.

Экзистенция (лат. exsistentia – существование) – одно из основных понятий экзистенциализма, представляет собой центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому «Я» выступает как конкретная неповторимая личность.

Эклектика (греч. eklego – выбираю) – смешение различных, зачастую противоположных точек зрения философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т.п.

Эмпиризм(греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знания, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.

Составлен по философскому словарю под редакцией И.Т. Фролова. М., 1991. и по новейшему философскому словарю под редакцией В.А. Кондрашова. – Ростов н / Дону .: Феникс, 2005.

Методическое издание

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс курса

Для специальностей «050720.65 - Физическая культура»

«032102.65 - Адаптивная физическая культура»

Автор-составитель:

КраузеАлександра Анатольевна

Редактор О.В. Вязова

Компьютерный набор выполнен А.А. Краузе

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1426 от 23.04.2004 г.

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.

Подписано в печать 03.03.08. Формат 60х90 1/16

Бумага ксероксная. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 4,6 Уч.-изд. л. 5,3

Тираж 50 экз.

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

Отпечатано на ризографе в

Пермском государственном педагогическом университете

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11

Наши рекомендации