Понятие мировоззрения, его основные исторические типы.
Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века.
Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).
Предмет – отношения в системе мир-человек.
Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:
- обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);
- рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).
Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.
Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2) ориентационная.
Исторические типы мировоззрения:
- мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);
- религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание ‑ источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;
- философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.
2. Философия как специфический способ духовного освоения мира.
Традиционно философию ставят рядом с наукой, с теоретической фор-мой научного знания. Для этого есть немало оснований. Исходным элемен-том, первокирпичиком как науки, так и философия является знание.
Это знание о сущности действительности. Под сущностью понимается внутренная основа вещи, ее природа. Знание о сущности позволяет позна-вать закономерности, определяющие существование и движение вещей и процессов, и раскрыть единство мира в многообразии его проявлений и составных частей. Философия не просто раскрывает сущность вещей и явле-ний, она ищет предельные основания действительности. В качестве таких предельных оснований в истории философии выступали природные стихии (вода, огонь), материя, дух, воля, Бог и другие.
Философское знание концептуально: оно обладает системной организацией. Философское знание строится в виде теоретической системы, элементами которой являются: 1) категории (основные, наиболее общие понятия, выражающие существенные стороны предметов и явлений и их свя-зей), 2) принципы (исходные положения, начала, составляющие основания теоретической системы знаний, ее фундамент. Принципы определяют под-ход, способ познавательной деятельности), а также 3) законы (под законом понимается теоретическое положение, характеризующее устойчивые, существенные и необходимые связи предметов или явлений между собой. Эти положения являются выводами, в которых излагаются основные результаты данной теории. На их основе возможны прогноз и предсказание).
Итак, философия обладает целым рядом черт, позволяющих говорить о том, что она есть вид теоретического знания, что она использует в своих целях аппарат теоретической науки (понятие, закон, метод, концепция, сис-тема, принцип, проблема).
Но это не вся философия, и даже не ее половина. Кроме научно-теоретической стороны, в философии есть другая сторона, духовно-практиЧеская. В состав философии входят не только знания, но и ценности. Цен-ность – это не сам предмет, а его значение для человека, положительное или отрицательное. Ценность в символической форме обозначает границу человеческого, переступать которую человек не имеет права, чтобы не ут-ратить человеческой сущности. Таким образом, ценность, очерчивая границу дозволенного, заключает в себе в скрытой форме запрет. Ценности – яв-ления духовной культуры, различающиеся по видам: эстетические (пре-красное-безобразное), моральные (добро-зло), религиозные (Бог-дьявол), научные (истина-ложь).
Включая в свой состав ценности и принципы, философия становится средством духовной ориентации человека в мире. С их помощью человек осуществляет свободный выбор среди альтернатив, которые возникают в той или иной ситуации.
Среди ценностей выделяются идеалы – те ценности, которые в своей совокупности очерчивают смысл человеческой жизни. Это высшие ценно-сти, без которых жизнь утрачивает смысл, ради которых стоит жить и уме-реть. Идеал – это духовный образец подлинной жизни, способ ее осуществ-ления.
Способствуя определению и осмыслению идеалов и убеждений, философия является инструментом формирования жизненной позиции челове-ка. Принимая определенные ценности и принципы, идеалы и убеждения человек становится как личность – существо, способное к выбору, целепо-лаганию и действию, с одной стороны, и несущее ответственность за ре-зультаты и последствия своего выбора и своих действий, с другой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни, и роль философии в деле становления личности – быть способом самопознания и строительства духовного мира человека.
На основании этого можно утверждать, что философское знание имеет личностный характер. Это не означает, что у каждого свой набор категорий, принципов, законов, своя система знания. Это означает, что в процессе самопознания человек использует теоретический аппарат философской науки для решения своих жизненных проблем, для определения целей и са-мого смысла собственной жизни. Поэтому свобода философского мышления – обязательное свойство философии, в ином случае она станет средством духовного насилия над человеком со стороны какой-то внешней си-лы – общества, государства, партии, вождя, а человек превратится в инструмент чужой воли.