Тема: Философия Просвещения

Прочитав следующую притчу Г. Сковороды, попытайтесь “расшифровать” смысл используемых в ней символов, аллегорий. Какова мораль сей притчи?

Григорий Сковорода

“Афанасій: Гдъ ж щастія искать, естли оно ни тут, ни там, нигде

Григорий: Я еще младенцем выучил, выслушай басенку. Дъд и баба здълали себъ хату, да не прорубили ни одного окошка. Не весела хата. Что делать? По долгом размышлении, определено в сенатъ, итить за светом доставать. Взяли мъх, разинули его в самый полдень перед солнцем, чтоб набрать, будто борошна, внесть в хатку.

Здълав несколько раз, ест ли свът? Смотрят - ничего нът. Догадалась баба, что свът, как вино из мъха вытекает. Надобно поскоръе бъжать с мъхом. Бъгучи на дверях оба сенаторы - один ногою, другой головою - зашиблись. Зашумъл между ними спор. “Конечно ты выстаръл ум”. - “А ты и родилась без него”. Хотъли поход воспринять на чужие горы и грунта за свътом; помъшал им странный монах. Он имъл отроду лът только 50, но в сообщеніи свъта великій был хитрец. “За вашу хлъб и соль не должно секретной пользы утаить”, -сказал монах. По его совету сстарик взял топор, начал прорубывать стъну с таковыми словами: “Свъту веселній, свъте жизненный, свъте (повсъместный) свъте присносущный, свъте нелицепріятный, посъти и просвъти и освъти храмину сладкій свът, т от того времени даже до сего дни начали в той странъ созидать сътлыя горницы”.

Сковорода Г. С. Разговор пяти путников о истинном щастіи в жизни // Антология мировой философии. – К., 1991. – Т.1 – Ч.2. – С.242-243.

Тема: Философия ХХ века

А.Камю

Миф о Сизифе

Анализ текста

“Боги обрекли Сизифа вечно вкатывать на вершину горы огромный камень, откуда он под собственной тяжестью вновь и вновь низвергается обратно к подножию. Боги не без оснований полагали, что нет кары ужаснее, чем нескончаемая работа без пользы и без надежды впереди... можно лишь представить себе предельное напряжение мышц, необходимое, чтобы сдвинуть огромный камень. Покатить его вверх и карабкаться вслед за ним по склону, стократ все, повторяя сызнова; можно представить застывшее в судороге лицо, щеку, прилипшую к камню, плечо, которым подперта глыба. Обмазанную глиной, ногу, поставленную вместо клина, перехватывающие ладони, особенную человеческую уверенность двух рук, испачканных землей. В самом конце долгих усилий, измеряемых пространством без неба над головой и временем без глубины, цель достигнута. И тогда Сизиф видит, как камень за несколько мгновений пролетает расстояние до самого низа, откуда надо снова поднимать его к вершине. Сизиф спускается в долину.

Как раз во время спуска, этой краткой передышки Сизиф меня и занимает. Ведь застывшее от натуги лицо рядом с камнем само по себе уже камень! Я вижу, как этот человек спускается шагом тяжелым, но ровным, навстречу мукам, которым не будет конца. Час, когда можно вздохнуть облегченно и который возобновляется столь же неминуемо, как и само страдание. Есть час просветления ума. В каждое из мгновений после того, как Сизиф покинул вершину и постоянно спускается к обиталищам богов, он возвышается духом над своей судьбой. Он крепче обломка скалы”.

Камю А. Миф о Сизифе. – М., 1993. – С.541-543.

Модуль 2. Основные проблемы философии

Тема: Антропология

Определить, какая концепция человека отражена в тексте?

(два задания на выбор)

Задание 1

«Враждебные свойства – это плод действий неба, которых нельзя добиться учением и невозможно создать самому.

Человек имеет злую природу. Доброе в человеке – это благоприобретенное. Нынешний человек от рождения стремится к выгоде. Это приводит к тому, что люди начинают соперничать между собой и проявляют неуступчивость. Человек от рождения проникнут ненавистью. Если следует этому свойству человеческой природы, то у людей появится желание причинить друг – другу зло и уже не придется говорить о доверии и преданности. От рождения уши и глаза обладают жадностью к наслаждению: уши любят приятные звуки, глаза любят красивые хорошо сочетающиеся цвета. Если следует этому свойству человеческой природы, то появляется развращенность и уже не придется говорить о правилах ЛИ, справедливости и долге. Таким образом, послушное следование врожденной природе человека, повиновение чувствам неизбежного порождает соперничество; в этом случае все люди будут нарушать укоренившийся порядок и благонравие к хаосу в государстве. Поэтому необходимо путем воспитания изменить природу человека, обучая его правилам ЛИ, справедливости и долгу…

Есть люди, которые спрашивают: если природа злая, то откуда возникают правила ЛИ и справедливости?»

Сень-цзы // Антология мировой философии. В 4т. – М., 1969. – Т.1. – Ч.1. – С.230.

Задание 2

«Обращаясь к чувствам внешним и внутренним… следует постигнуть, что душа есть состоящее из тонких частиц тело, рассеянное по всему организму, очень похожее на ветер с какой-то примесью теплоты… Обо всем этом свидетельствуют силы души, чувства; способность к возбуждению, процессы мышления и все то, лишаясь чего мы умираем. Далее, следует держаться убеждения, что душе принадлежит главная причина чувства; однако она не получила бы его, если бы не была прикрыта остальным организмом»

Эпикур. Эпикур приветствует Геродота // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991. – С .123.

Какая концепция человека здесь отражена? Согласны ли Вы с автором?

Задание 3

«Но я тебя спрашиваю, если ты не найдешь ничего того, что было бы выше нашего разума, кроме чего-то вечного и неизменного, неужели ты не решишься назвать это Богом? Ведь ты знаешь, что и тела изменчивы, и сама жизнь, которая одушевляет тела, очевидно не лишена изменчивости ввиду ее различных состояний? Да и сам разум поскольку он то пытается постичь истинного, пытается, и иногда достигает, а иногда – нет, показывает, что он конечно не является изменчивым. Если не используя никакого телесного органа, ни осязания, ни вкуса, ни обаяния, ни ушей, ни глаз, ни какого либо чувства, низшего по отношению к разуму, но только через себя самого разум познает нечто вечное и неизменное, то пусть он признает одновременно и то, что сам он ниже этого, и то, что именно это и есть его Бог.»

Августин Аврелий. О свободном выборе // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.- М., 1991.- С.162.

Задание 4

Что такое человек, как помыслить о нем?»… И этому чуду подивимся, как из праха создал человека. Как разнообразны человеческие лица- если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божией мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Бес это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость.

Владимир Мономах. Поучение // Человек. – М.,1991. – С.208.

Задание 5

Следовательно, человек – это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей: из души (anima) – как бы некого божества (numen) и тела – вроде бессловесной скотины. В отношении тела мы настолько не превосходим животных другого рода, что по всем своим данным находимся гораздо ниже их. Что касается души, то мы настолько способны воспринимать божественное, что (сами могли бы пролететь мимо ангелов и соединиться с Богом. Если бы не было дано тебе тело, ты был бы божеством, если бы не был в тебя вложен ум (mens), ты был бы скотом. Эти две столь отличающиеся друг от друга природы высший творец объединил в столь счастливом согласии, а змей, враг мира, снова разделил несчастным разногласием, что они и разлученные не могут жить без величайшего мучения и быть вместе не могут без постоянной войны; ясно что и то и другое как говорится, держит волка за уши, к тому и к другому подходит милейший стишок: Так не в силах я жить ни с тобою, ни в разлуке с тобою.»

Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М. – 1986. – С.111.

Задание 6

Тогда согласился бог с тем, что человек – творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшее, неразумное существо, но можем переродиться по велению своей души и в высшее, божественное.»

Пико Дела Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. – М., 1991. – С.221.

Задание 7

«Природа в человеке часто бывает сокрыта, иногда подавленна, но редко истреблена. Принуждение заставляет природу жестоко мстить за себя, поучения несколько смиряют ее порывы, но только привычка может ее переделать, покорить.

Кто стремится победить в себе природу, пусть не ставит себе ни чрезмерно трудных, ни чрезмерно легких задач, ибо в первом случае будет удручен неудачами, а во втором слишком мало сделает успехов, хотя побеждать будет часто. И пусть в начале облегчает себе дело, подобно пловцу, прибегающему к пузырям или камышовым связкам; а немного погодя пусть ставит себя, напротив, в трудные условия, как делают танцоры, упражняясь в тяжелых башмаках. Ибо для полного совершенства надо, чтобы подготовка была труднее самого дела».

Бэкон Ф. Опыты и наставления нравственные и политические. //Человек. – М., 1991. – С.265.

Задание 8

«Ибо что такое человек во Вселенной? Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием, среднее между всем и ничем. Он не в силах даже приблизится к пониманию этих крайностей – конца мироздания и его начала, неприступных, скрытых от людского взора непроницаемой тайной и равно не может постичь небытие из которого возник, и бесконечность в которую растворяется.

Он улавливает лишь видимость явлений, ибо не способен познать ни их начало ни конец. Все возникает из небытия и уносится в бесконечность, кто опишет взглядом столь необозримый путь?

Паскаль Б. Мысль // Человек. – М., 1991. – С.283.

Задание 9

«Поистине очевидно, что насколько животные превосходят сложные неодушевленные тела, настолько и человек превосходит животных, так что здесь имеет место не просто большее или меньшее в силу лучших органов или темперамента превосходство, но и превосходство высшего порядка…»

Несмотря на это, человек возвышается над животным духом гораздо больше, нежели сам этот дух возвышается над неодушевленными вещами. Поистине это происходит не потому, что человек обладает лучшими органами и более сильными чувствами, так как и лев, и конь, и слон, и бык, и осел, и носорог, и дракон, и крокодил и кит превосходят человека силой и даже чувствами: орел – в зрении, волк – в слухе, собака – в обонянии, паук и пчела – в осязании, благодаря которому они сооружают тончайшие сети и соты из нитей и воска…

Поскольку человек ниже животных и в силе и в органах чувств…, но в то же время является господином и деспотическим повелителем животных, поскольку из этого следует, что в нем заключено нечто более высокое, чем просто телесный дух.»

Кампанелла. Метафизика // Человек. – М., 1991. – С.266-268.

Задание 10

«Человек – вовсе не загадка, как вы вообразили, дабы доставить себе удовольствие ее разгадать. Человек, как нам представляется, занимает свое место в природе, более высокое, чем животные которых он напоминает своей конструкцией, и более низкое, чем другие существа которым он уподобляется, возможно, своей способностью мыслить. Так же как и все, что нас окружает, он причастен к добру и злу, удовольствию и страстям, чтоб действовать и разумом, чтоб управлять своими поступками. Если б человек был совершенным, он был бы богом…

Зачем нам приходить в ужас от нашего существа? Существование наше вовсе не так злосчастно, как нас хотят заставить поверить. Смотреть на вселенную как на карцер и считать всех людей преступниками, живущими в ожидании казни, - это идея фанатика; а полагать, что мир – это место услад, где люди должны лишь получать удовольствия, - это химерическая мечта сибарита. Мудрому человеку, по-моему, свойственно думать, что земля, люди и звери являются именно тем, чем им и надлежит быть в порядке, созданном провидением…

Рассуждая лишь как философ, я осмелюсь утверждать, что притязания на более совершенную природу, которая нам не дана, весьма заносчивы и дерзки».

Вольтер. Философ. Соч. – М., 1988. – С.196,207.

Задание 11

«Человек отличается от животного вовсе не одним мышлением. Скорее всего, это существо отлично от животного. Разумеется, тот, кто не мыслит, не есть человек, однако не потому, что причина лежит в мышлении, но потому, что мышление есть неизбежный результат и свойства человеческого существа.

Поэтому и здесь нет нужды выходить из сферы чувственности, чтобы усмотреть в человеке существо, над животными возвышающиеся. Человек не есть отдельное существо, подобное животному, но существо универсальное, оно не является ограниченным и несвободным, но неограниченно и свободно, потому что универсальность, неограниченность и свобода неразрывно между собой связаны. И эта свобода не сосредоточена в какой-то особой способности – воле, так же как и универсальность не покрывается особой способностью силы мысли, разума – эта свобода, эта универсальность захватывает все его существо».

Фейербах Л. Основные положения философии будущего //Антология мировой философии. – Киев, 1992. – Т.1. – Ч.3. – С.268.

Задание 12

«Мы уже не выводим человека из «духа», из «божества», мы опять поместили его среди животных. Он для нас самое могучее животное – потому что самое хитрое; его духовность – следствие. С другой стороны, мы решительно противимся тщеславию, которое тут готово громко заявить о себе, словно человек – это великая задняя мысль всей животной эволюции. Никакой он не венец творения – любое существо стоит на той же самой ступени совершенства, что и он… И того много: в сравнении с другими человек получил хуже, - самое больное и уродливое среди животных, он опасно отклонился от своих инстинктов жизни…

«Чистый дух» – чистая глупость: если вычесть нервную систему, чувства, наконец «смертную оболочку», мы просчитаемся – просчитаемся, да и только!»

Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. – М., 1989. – С.28-29.

Задание 13

«Само сознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать. Кто философски познает мир, тот должен превышать все вещи мира, тот не может быть одной из вещей мира в ряду других, тот сам должен быть миром. Перед дробной частью вселенной не могла бы стать дерзкая задача постигнуть вселенную, не возникла бы проблема сознания, проблема философии. Сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь для того, кто сам есть вселенная, кто в силах противостоять вселенной как равный, как способный включить ее в себя. Познание человека покоится на предположении, что человек – космичен по своей природе, что он – центр бытия. Человек как замкнутое индивидуальное существо не имел бы путей к познанию вселенной. Такое существо не превысило бы отдельных вещей мира, не преодолело бы частных состояний. Антропологический путь – единственный путь познания вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самосознание. Лишь в самосознании и самочувствии человека открываются божественные тайны».

Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989. – С.294.

Задание 14

«Я верю, что человек – продукт естественной эволюции, что он – часть природы, но, наделенный разумом и самосознанием, он превосходит ее.

Я верю, что сущность человека постижима. Однако, эта сущность не является субстанцией, характеризующей человека во все времена на протяжении истории… Благодаря самому факту человеческого бытия жизнь задает ему вопрос: как преодолеть разрыв между человеком и окружающим его миром, чтобы достичь ощущения единства и тождественности со своими близкими и с природой. Каждый момент своей жизни человек вынужден отвечать на этот вопрос. Не только и не столько мыслями и словами, сколько своими способом бытия и действия.

Я верю, что существует множество ограниченных ответов на вопрос о существовании…

Однако, все ответы в основе своей распадаются на две категории. В одной человек пытается восстановить гармонию с природой, возвращаясь к дочеловеческой форме существования, устраняя такие специфические человеческие качества, как разум и любовь. В другой – его цель – полное развитие человеческих сил, пока он не достигает новой гармонии со своими ближними и с природой».

Фромм Э. Душа человека. – М., 1992. – С.370.

Все многобразные трактовки человека, пытаемся свести к пяти основным концептуальным схемам, кратко изложив их суть.

1). Космоцентризм. Человек рассматривается как неотъемлемая часть Космоса, повторяющая все его существенные черты. Космос же в этих концепциях одухотворен, ему присущ дуализм души и тела, отсюда просто объясняется наличие этих двух начал в человеке и их гармония. Платон, например, учил, что самое главное для человеческой души - подражать движению небесных тел. Они прекрасно вращаются целую вечность: всегда одинаково, симметрично, гармонично, без всякого нарушения. Такой должна быть и человеческая душа.

2). Теоцентризм утверждает человека как плод божественного создания. Человек - образ и подобие бога. Бессмертная душа человека от бога. Н. Бердяев писал о религиозной трактовке человека: "Христианство освободило человека от власти космической бесконечности, в которую он был погружен в древнем мире от власти духов и демонов природы. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило в зависимости от Бога, а не от природы

3). Природоцентризм. Человек рассматривается как природное биологическое существо, ничем от остальной природы принципиально не отличающееся. Как человек, так и человеческое общество развиваются, в конечном счете, по биологическим законам. Сознание, душа - это один из видов материи, умирающая бесследно вместе с телом:

4). Социоцентризм. Сущность человека социальна. Человек - результат общественных отношений, слепок формирующий его культурных условий и в то же время субъект создатель культуры. Сознание человека, его духовная сущность и в историческом, общечеловеческом процессе, и в индивидуальном развитии проявляются благодаря социальным факторам: производственной, практической деятельности - труд и общение (общественным отношениям): "Труд, - писал Ф. Энгельс, - ... первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека"

5). Антропоцентризм. Человек главная ценность, цель мироздания. Все в мире появляется для того, чтобы был, жил в нем человек. Н. Бердяев писал: "Человек и космос меряются своими силами как равные. Познание есть борьба равных по силе, а не борьба карлика и великана. ... Человек потому лишь силен познавать мир, что он не только в мире как одна из частей мира, о и вне мира и над миром превышая все вещи мира как бытие, равнокачественное миру"

Модуль 3

Социальная философия

Наши рекомендации