Сущность мировоззрения как формы общественного сознания, типы мировоззрения.

Предмет философии и её место и роль в обществе.Смысл и предназначение философии.

Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения. Философия как мировоззрение. Природа философского знания. Предмет и структура философии. Специфика философского знания. Функции философии. Философия в системе культуры. Связь философии с наукой, религией, искусством и политикой. Место философии в системе гуманитарного знания. Роль философии в формировании духовной культуры личности.

1. Сущность мировоззрения как формы общественного сознания, типы мировоззрения.

2. Философия – теоретическое ядро мировоззрения и наука.

3. Предмет и структура философского знания.

4. Философия и наука: проблема сходства и различия.

Начиная с сегодняшнего дня, мы будем изучать философию. С одной стороны, это очень сложный предмет; с другой стороны, кажется очень нудным и не нужным. В этом большая ошибка большинство приступающих изучать философию.

Цель курса показать, что философия – это неотъемлемая часть нашей жизни. Философствовать – это не значит разглагольствовать попусту, это значит постигать смысл, истину. И вот ваша задача соприкоснуться с наследием прошлого, чтобы потом путем сравнения сформулировать свое представление о мире и о тех процессах, которые происходят вокруг и внутри нас. Философии нельзя выучиться, усвоив одну или несколько философских систем. Цель должна заключаться в том, чтобы научиться философски мыслить, развить определенную КУЛЬТУРУ МЫШЛЕНИЯ. Древнегреческий философ Сократ в свое время говорил: «Истина должна сама родиться в голове человека; человек должен сам из себя произвести необходимое знание, лишь тогда оно будет делом его истинной убежденности, частью его самосознания». Неслучайно Сократ искусство нахождения истины называет майевтикой,т.е. повивальным искусством (с. 122 Момдж).

Сущность мировоззрения как формы общественного сознания, типы мировоззрения.

Философия не возникла вдруг, внезапно. Она является одним из типов мировоззрения. Мировоззрение– совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы и общества в целом. Иначе говоря, мировоззрение – это совокупность знаний о природе, обществе, человеке, т.е. кратко говоря, МИРОПОНИМАНИЕ. Объектом мировоззрения является – мир в целом, предмет мировоззрения – взаимоотношение мира природы и мира человека.

Структура мировоззрения:

  1. компоненты:

1) познавательный (базируется на обобщенных знаниях, включает в себя конкретно-научную и универсальную картины мира);

2) ценностно-нормативный (включает в себя ценности, идеалы, нормы, убеждения. Назначение этого компонента в том, чтобы человек опирался не только на обобщенные знания, но и мог руководствоваться общественными идеалами;

3) морально-ролевой;

4) практический

  1. уровни мировоззрения по характеру формирования и способу функционирования:

1) жизненно-практический (часто называют жизненной философией (житейская мудрость посредством накопленного опыта));

2) теоретический уровень (это религия, традиции, образование, духовная культура, профессиональная деятельность). К теоретическому уровню, наряду с наукой, принадлежит и философия, которая претендует не только на теоретическую обоснованность в плане содержания, но и способах достижения обобщенных знаний действительности.

Существуют следующие исторические типы мировоззрения – это миф, религия, философия. Однако многие ученые выделяют такого рода типы мировоззрения как мифологическое, религиозное, философское, научное, обыденное.

В целом в преддверии наших семинарских занятий имейте в виду, что с любой истиной можно поспорить, поэтому не бойтесь высказывать свое мысли по поводу каких-либо утверждений.

Рассматривая исторические типы мировоззрения, можно проследить эволюцию развития человеческой мысли. Итак, истоки мировоззрения восходят к мифу. Именно с мифологического мировоззрения начинается развитие представлений о мире и том, что и как в нем происходит. Для первобытного сознания характерным является не противопоставление самого себя природе, а скорее отождествлению с нею.

В первобытной культуре действовало коллективное сознание, которое могло контролироваться посредством обрядов и системы табу (запретов). Миф в этом смысле стал с одной стороны первой попыткой объяснения мира, а с другой стороны, возможностью контролировать деятельность древних людей.

Миф (в пер. с греч. – предание) – сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории).

Мифология – форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного сознания.

Первобытные люди представляли мир с помощью образов, соответственно миф – это образное мышление (представление о природе и коллективной жизни).

Значительную часть мифологии составляют космогонические мифы. Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям, добыче огня, изобретению ремесел. Впоследствии мифологическое миропонимание стало переходить в религиозное мировоззрение. Это было связано с тем, что человеческая мысль развивалась и круг интересов, желаний и стремлений тоже. Общины сменились полисами-государствами и т.д. и человеку для объяснения мира было недостаточно образов, сфера познания расширялась. Если в мифе действует эмпирическое пространство (чувственно-опытное), то в религии оно удваивается (эмпирическое + запредельное). Основная функция религии(в пер. с лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества, чувства связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения).

В отличие от мифа, религия более систематизирует знания и представления о мире, четко устанавливает морально-нравственные границы.

На следующем этапе развития мышления формируется философское представление о мире, как способ систематического мышления, искусство аргументированного убеждения и доказательства.

Наши рекомендации