Тема 8. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ
Особенностью современного этапа исторического развития является усиление процессов глобализации во всех общественных сферах. Осознание этого ведет к выработке человечеством нового взгляда на себя. Как несколько десятилетий назад писал Н. Бердяев, человеческий род перерождается в человечество. Процессы глобализации не отменяют этнического, языкового, культурного различия внутри единой цивилизации, как не отменяют они различия интересов, несовпадения темпов и форм развития народов. Но при этом многообразие становится скорее локальным, а глобализация — универсальным фактором.
Глобализация означает всеобщий характер большинства значимых для человечества процессов. Современное человечество представляет собой единую систему экономических, политических, социальных и культурных взаимодействий, что предполагает единство его дальнейшей судьбы. Основой глобализации и универсализации общества является информатизация, выражающая современный уровень технического развития. Эволюция информационных технологий трансформирует привычные способы социальной коммуникации, способствуя их расширению и ускорению. В свою очередь это приводит к интеграции человечества в единую экономическую, политическую и социокультурную целостность. Таким образом, глобализация напрямую соотносится с современным этапом развития, называемым технотронной эпохой.
Современная философия говорит о необходимости выработки нового стиля мышления, который соответствовал бы характеру протекающих в обществе процессов. На данный момент можно констатировать, что человечество пока не способно в полной мере отвечать на те вызовы, которые порождены его собственной деятельностью.
Негативной стороной процесса глобализации является появление целого ряда проблем, которые получили название глобальных проблем современности. Глобальные проблемы выросли из локальных региональных проблем прошлого, их преодоление является принципиально важным для выживания человечества. Преодоление глобальных проблем требует от человечества совместных усилий, отдельные государства или регионы не могут самостоятельно с ними справиться.
Разные исследователи выделяют от двух-трех до десятка глобальных проблем. Наиболее острыми признаются следующие:
S экологическая и вытекающие из нее демографическая и медико-биологическая проблемы; S политическая, конкретизирующаяся в угрозе мировой войны с применением оружия массового поражения;
S проблема разрыва между экономически развитыми и политически стабильными и беднейшими странами с массовой нищетой и нестабильностью внутриполитической жизни;
S проблема религиозных и этнических конфликтов и угроза терроризма как следствие противостояния богатого Севера и бедного Юга.
Суть экологической проблемы обнаруживается в углубляющемся противоречии между экономической деятельностью человечества и устойчивостью среды его обитания. Важная черта нашего времени — ускоряющийся технический прогресс, который набирает скорость, но при этом становится неконтролируемым. Следствием технического прогресса является рост искусственной среды, создаваемой производственной деятельностью человека, — техносферы и разрушение естественной среды его обитания — биосферы. Несмотря на то, что человечество как биологический вид выработало достаточно широкий круг инструментов адаптации к внешней среде, тем не менее существуют пределы приспособления и для человека. Обострение экологической проблемы грозит буквальным физическим вымиранием человеческому виду.
Взаимосвязь, взаимовлияние и даже взаимопорождение — важнейшая черта современных глобальных проблем. Так, главной причиной экологического кризиса называется технический прогресс, порождающий неограниченное потребление. Однако сокращение темпов технического роста на данном этапе невозможно, поскольку это обостряет другие глобальные проблемы, в частности демографическую. Быстрый рост населения при ограниченных природных ресурсах создает основу этого вызова.
Впервые на проблемы, связанные с ростом народонаселения, обратил внимание английский экономист и священник XIX в. Т. Мальтус. Согласно его концепции, рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, тогда как рост производства, обеспечивающий необходимые ресурсы для выживания, — в арифметической. Следствием этого становится нехватка ресурсов. По мнению Т. Мальтуса и его последователей, данный процесс фатально неизбежен, ничто не в силах его предотвратить.
Критики мальтузианства утверждают, что концепция фиксирует некоторое действительное положение дел, однако ее «линейность» не позволяет делать точные прогнозы. Российский исследователь И. Бестужев-Лада утверждает, что вообще все линейные прогнозы относительно общества абсурдны. Так, сравнительно недавно темп роста народонаселения превышал 2% в год, что равнозначно удвоению примерно за три десятилетия. При таких темпах общая масса человеческих тел через 1600 лет сравняется с массой Земли, через 2200 лет — с массой Солнца и всех планет солнечной системы, через 4700 лет — с массой всей нашей Вселенной. Такой вывод, несомненно, абсурден. И. Бестужев-Лада утверждает, что даже в популяциях животных при чрезмерной скученности срабатывают механизмы, возвращающие популяцию к оптимальным масштабам. В человеческом сообществе такого рода механизмы действуют еще энергичнее, поскольку подкрепляются сознательным целенаправленным поведением людей. При этом, конечно, абсолютно оптимистические прогнозы неуместны, сама собой демографическая проблема не разрешится. Уже сейчас численность человечества перевалила за 6 млрд, и прогнозисты говорят о том, что критической будет цифра в 10 млрд.
Обострение демографической проблемы усугубляет разрыв между богатым Севером и бедным Югом. Рост благосостояния в развитых странах происходит на фоне тотальной бедности в странах «третьего мира». Согласно расчетам футурологов, если стандарт потребления в беднейших странах поднять до уровня потребления «золотого миллиарда», проживающего в богатых странах, то за полстолетия необходимо удвоить поглощение всех ресурсов и увеличить производство энергии примерно в 500 раз. Попытка решить проблему противостояния богатого Севера и бедного Юга путем простого увеличения потребления, таким образом, приводит к еще большему обострению экологических проблем.
Демографическое давление со стороны бедного Юга и контраст между уровнями потребления в странах «золотого миллиарда» и странах «третьего мира» неизбежно порождают рост напряжения, которое облекается в форму политических, религиозных и этнических конфликтов. В беднейших странах распространяется влияние экстремизма, одним из следствий которого является терроризм — серьезнейшая проблема сегодняшнего дня.
Обострение глобальных проблем вынуждает человечество искать новые способы взаимодействия и развития. Современные философы и футурологи говорят о необходимости изменения путей развития цивилизации. Во всех прогнозах главный враг человечества — он сам. Преодоление глобальных проблем связано с трансформацией ценностных установок, поиском новых мировоззренческих ориентиров для всего человечества. В современной философии этот поиск выражается в появлении концепций «планетарного сознания» и «ноосферного понимания». Именно от человека, его сознания и воли зависит будущее.
Выходом из технологического тупика является переориентация потребления: замена массового производства и потребления вещей индивидуальным производством и потреблением информации. Информация — основной фактор и условие развития человечества и просто его выживания. По мнению американского футуролога О. Тоффлера, информационное общество будет основано на всеобщих информационных связях, высокоэффективных экологичных технологиях, более тесном контакте производителя и потребителя. Эта возможность станет реальной только тогда, когда человечество научится более экономно расходовать природные ресурсы.
Еще одной проблемой, стоящей перед современным человечеством, является проблема формирования целостного космоса духовной культуры. Современную культуру вряд ли можно охарактеризовать таким образом. Между различными ее сферами отсутствует элементарное взаимодействие, что служит благодатной почвой для возрождения разного рода древних верований и чревато архаизацией индивидуального сознания. Современный человек, не находя приемлемых ценностно-смысловых ориентиров, окончательно утрачивает свободу, погружается в архаическую коллективность. С другой стороны, отсутствие целостности современной духовной культуры приводит к технизации индивидуального сознания. Об этой опасности писали крупнейшие философы XX в. Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Г. Маркузе и др. Технизация сознания и жизни ведет к выхолащиванию этических и эстетических смыслов, утрате человеком своей сущности. Отсутствие гармоничного космоса культуры превращает человека либо в одномерный автомат, либо в неуправляемое животное. Нахождение согласованности между рациональным и внерациональным, научным и художественным, философским и мистическим способами постижения действительности, преодоление разломов в универсуме духовной культуры становятся одной из важнейших задач современного человечества.
Любые размышления о будущем, даже если они весьма правдоподобны, остаются на уровне прогнозов и не отражают всех возможных вариантов развития. Дальнейшее движение может пойти по неожиданному пути, будущее человечества содержит возможности как для небывалого взлета, так и для серьезного упадка. Один из создателей синергетики И. Пригожий считает, что современное человечество находится в точке бифуркации, когда меняется соотношение порядка и хаоса и наступает ситуация непредсказуемости. И Пригожий пишет: «Я убежден, что мы приближаемся сейчас к... точке бифуркации, после прохождения которой человечество окажется на одной из нескольких вероятных траекторий. Главный фактор — информационно-технологический бум. Мы подходим к созданию «сетевого общества», в котором люди будут связаны между собой так, как никогда ранее». Новое сетевое общество может походить как на большой иерархически организованный муравейник, так и на общество свободных людей.
По мнению И. Пригожина, с ростом народонаселения повышается вероятность нелинейных микрофлуктуаций, связанных с индивидуальной свободой выбора. С другой стороны, поскольку люди все более объединены информационными сетями, может проявиться и обратный эффект: императивы объединенного коллектива подавят индивидуальную свободу. И поэтому вариант «большого муравейника» нельзя исключать. При этом И. Пригожий все же полагает, что «глобализация и сетевая революция ведут не только к большей связанности людей друг с другом, но и к повышению роли отдельного индивида в историческом процессе. Точно так же, как в точке бифуркации поведение одной частицы может сильно изменить конфигурацию системы на макроскопическом уровне, творческая личность, а не безликие восставшие массы будет все сильнее влиять на исторические события на новом этапе эволюции общества». Остается только надеяться, что новый поворот в истории человечества не окажется роковым.
Нестабильный, постоянно изменяющийся мир не дает оснований для точных предвидений. Однако некоторые тенденции этого движения можно уловить. Этим занимается футурология. Футурология в качестве самостоятельной дисциплины сформировалась примерно в середине XX в. Если говорить о методах современной «науки о будущем», то наиболее распространенными среди них являются следующие:
S метод инерционного анализа, предполагающий экстраполяцию устойчивых тенденций, существующих в настоящем, на будущее;
S трендовый анализ — построение на базе частных, но устойчивых тенденций так называемого тренда — всеобщей тенденции;
S сценарный метод, заключающийся в определении веера возможностей развития и перебирании различных вариантов будущего, учитывая исчезновение или сохранение каких-то определенных обстоятельств.
Несмотря на то, что футурология позиционирует себя как науку, она одновременно является и искусством. Будущее не является линейным продолжением настоящего и тем более экстраполяцией прошлого. Достоверность любого прогноза невелика. Кроме того, человечество вряд ли захотело бы получить точный прогноз. Не зря в древних мифологиях одним из наиболее страшных наказаний было как раз знание о будущем, обессмысливающее творческие усилия настоящего и прошлого. Осознавая этот факт, человек не столько исчисляет будущее, сколько придумывает его. Футурологические концепции, как бы наукообразно они ни выглядели, остаются более или менее реалистической фантазией как о желаемом, так и о мрачном, ужасном, неприемлемом будущем.
Концепции будущего строятся на базе определенных ценностей, мировоззренческих ориентиров, поэтому любое футурологическое размышление есть род философствования. Богатая история философии оказывается необходимым подспорьем такой рефлексии и базой для преодоления современных проблем.
Литература
1 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М, 1998.
2 Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
3 Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969, 1970, 1971.
4 Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М, 1992.
5 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
6 Введение в философию: В 2 ч. М., 1989.
7 Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.
8 Гобозое И.А. Введение в философию истории. М., 1999.
9 Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.
10 Губин В.Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии.
М., 1998.
11 Гулыга А.В. Иммануил Кант. М., 1985.
12 Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
13 Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. М., 1980.
14 Дубровский ДМ. Проблема идеального. М, 2002.
15 Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.
16 Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
17 Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
18 Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994.
19 Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
20 Исторические типы рациональности: В 2 т. М., 1995, 1996.
21 Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
22 Краткий очерк истории философии. М., 1981.
23 Краткая философская энциклопедия. М., 1991.
24 Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
25 Кузнецов В.И. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века. М., 1989.
26. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязное А.Ф. Западноевропейскаяфилософия XVIII века. М., 1988.
1 Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. № 8.
2 Лосев А.Ф. История античной эстетики. М, 1979.
3 Майоров ГГ. Формирование средневековой философии. М., 1979.
4 Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М., 1997.
5 Мир философии. Книга для чтения. М., 1983.
6 Московичи С. Век толп. М., 1989.
7 НайдышВ.М. Миф и цивилизация // Вести. Рос. ун-та дружбы народов. 2001. № 2.
(Сер. Философия)
8 Нарский М.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.
9 Наука и квазинаучные формы культуры. М., 1999.
10 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.
11 Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.
12 Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.
13 Основания цивилизации: философский анализ. М., 2001.
14 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1980.
15 Проблема человека в западной философии. М., 1988.
16 Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М, 2001.
17 Реале Дж., АнтисериД. Западная философия: от истоков до наших дней: В 4 т.
СПб., 1996, 1997.
18 Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995.
19 Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
20 Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.
21 Сумерки богов. М., 1989.
22 Тойнби А.Дж. Постижение истории. М, 1991
23 ТоффлерЭ. Третья волна. М., 1999.
24 Философия: Учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2000.
25 Философия техники в ФРГ. М., 1989.
26 Фраикл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
27 ФФромм Э. Бегство от свободы. М., 1986.
28 ФукуямаФ. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.
29 Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. № 7.
30 Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
31 Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
32 Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1994.
33 Ясперс К. Будущий мировой порядок // Век и мир. 1990. № 9.
34 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
Словарь терминов
Авторитаризм — политический режим личной власти. Агностицизм — философская позиция, согласно которой мир частично или полностью непознаваем. Аксиология — философское учение о ценностях.
Акциденция — несущественное, изменчивое, случайное свойство суб станции или случайная вещь. Антиномия — противоречие между двумя положениями, каждое из которых имеет законную силу. Антисциентизм — философско-мировоззренческая позиция, отрицающая роль науки в качестве главного, интегрального компонента культуры. Антропология — философское учение о человеке. Апория — неразрешимое противоречие. Апперцепция — осознанное восприятие. Априорный — доопытный. Архетипы — универсальные структуры человеческой психики, име ющие формальный характер и проявляющиеся всегда в связи с конкретным культурным содержанием. Атомизм — учение Демокрита, рассматривающее в качестве «кирпи чиков» мироздания атомы. Атрибут — неотъемлемое свойство субстанции.
Бессознательное — сфера психической активности, находящаяся вне сознания. Различают коллективное и личное бессознательное.
Биосфера — сфера живого, структура и содержание биосферы определяются прошлой и современной деятельностью всех живых организмов, в том числе и человека.
Бытие — предельно широкая философская категория для обозначения всего существующего.
Верификация — эмпирическое подтверждение. Процедура проверки научных высказываний через подтверждение опытом. Термин предложен неопозитивистами.
Вероятность — степень возможности, осуществимости явления или события в конкретной совокупности условий, количественное выражение возможности, определение меры близости возможности к действительности.
Возможность — потенциальное бытие, тенденция развития наличного бытия. Волюнтаризм — философское направление, объединяющее учения, утверждающие в качестве исходного начала мира волю.
Гедонизм — этическая позиция, рассматривающая чувственное удовольствие как мотив и цель поведения человека, а также как смысл его жизни.
Генезис — происхождение, возникновение, развитие.
Герменевтика — первоначально — методика истолкования текстов, позже — одно из направлений современной философии, рассматривающее категорию «понимание» в качестве центральной.
Гилозоизм — учение о всеобщей оживленности мира.
Глобализация — процесс превращения человечества в единую систему экономических, политических, социальных и культурных взаимодействий, всеобщий и универсальный характер изменений в современной цивилизации.
Гносеология — философское учение о познании.
Гностицизм — религиозно-философское учение поздней Античности и Средневековья, возникшее в Александрии около I в. н.э.; основной соперник христианства в борьбе за статус господствующего мировоззрения вплоть до III в. н.э., синтез идей греческой философии, христианства, зороастризма, иудаизма, вавилонских и египетских верований.
Гражданское общество — неполитическое объединение самостоятельных субъектов общества, выполняет функцию посредничества между государством и гражданами.
Деизм — принцип, утверждающий Бога в качестве первопричины мира и при этом отрицающий его вмешательство в дальнейшее существование мироздания.
Демократия — политический режим, выражающий принцип народовластия, который реализуется через признание воли большинства источником государственной власти, а также через признание прав и свобод человека основными ценностями общественной жизни.
Детерминизм — онтологический принцип, утверждающий всеобщую обусловленность явлений и событий и всеобщий характер причинности.
Действительность — актуальное, наличное бытие.
Дуализм — философский принцип, утверждающий в качестве равноправных исходных начал мира две субстанции: материальную и духовную. Закон — объективная, необходимая, всеобщая, повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями. Идеализм — философское направление, объединяющее учения, признающие первичным началом идею, мысль, сознание. Имманентный — пребывающий внутри человеческого сознания, внутренне присущий, находящийся внутри границ возможного опыта.
Императив — безусловное требование, приказ, закон.
Индетерминизм — онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи или всеобщий характер причинности.
Интенциональность — всеобщее свойство сознания, состоящее в том, что не бывает сознательного акта, не направленного на какой-либо предмет. Любой акт сознания обладает «направленностью на...», сознание всегда есть «сознание о...».
Интровертный — обращенный вовнутрь.
Иррационализм — философское направление, объединяющее учения, в которых утверждается, что подлинное знание о мире можно получить с помощью интуиции или инстинкта, а разум, рассудок является препятствием для постижения истины.
Истина — особая характеристика знания, выражающая его соответствие действительности.
Каузальность — причинность, закономерная связь причины и след ствия. Конвенция — соглашение, договор. Концептуализм —г- философская позиция,
примиряющая реализм и но минализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает
реальность в сфере ума в виде понятий.
Культура — совокупность продуктов материальной и духовной деятельности человека, духовных и материальных ценностей, система норм и учреждений, отличающая человека от животных.
Личность — интегральная характеристика уровня психического и социального развития человека. Человек-личность обладает собственным мировоззрением и идентичностью, осознает свои социальные роли, воспринимает себя как субъект действия, воли. Логос — первоначально — слово, речь, язык, позже — мысль, разум, закон. Макрокосм — Вселенная, мир в целом. Материализм — философское направление, объединяющее учения, признающие в качестве первичного начала материю, природу.
Материя — философская категория для обозначения объективной реальности, даннная человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается ощущениями, существуя независимо от них.
Ментальность (менталитет) — стереотипы мышления и поведения, присущие людям определенной социальной, исторической или этнической общности.
Микрокосм — человек, личность.
Мифология — развернутый комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении и устройстве мира, о возникновении социума и человека, проигрываются основные ситуации, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни; в другом смысле — наука о мифах.
Модус — конкретное воплощение субстанции, способ ее существования. Монизм — философский принцип, утверждающий в качестве исходного начала мира одну субстанцию: материальную или духовную.
Натурфилософия — философия природы, совокупность философских идей об устройстве и происхождении мира, во многом имеющих умозрительный или фантастический характер.
Научная революция — процесс смены научно-исследовательских про грамм или парадигм научного мышления. Ноосфера — сфера разума, высшая ступень развития биосферы. Номинализм — философская позиция, согласно которой общее суще ствует только в разуме, мышлении человека, и не обладает самостоятельным
существованием в качестве вещи; реальным существованием обладает только индивидуальное.
Объяснение — универсальная гносеологическая процедура выявления сущности изучаемого объекта или явления, подведение его под общий закон. Онтогенез — процесс развития индивида. Онтология — философское учение о бытии и сущем. Панлогизм — философская концепция, рассматривающая все суще ствующее как результат самодвижения абсолютной идеи, утверждающая полное совпадение законов бытия и мышления. Панпсихизм — учение о всеобщей одушевленности мира. Пантеизм — философское учение, утверждающее тождество природы и Бога.
Парадигма — признанные всеми научные достижения, которые в течение длительного времени определяют модели постановки научных проблем, способы их решения научным сообществом; в широком смысле — стиль мышления эпохи.
Патристика — первый этап средневековой философии, связанный с деятельностью отцов церкви. Плюрализм — философский принцип, утверждающий в качестве исходных начал мира множество равноправных субстанций.
Понимание — универсальная гносеологическая процедура постижения смысла явления или события, в которой объединены как рациональные, так и нерациональные моменты, возможно там, где есть смысл, стремится сохранить уникальное в изучаемом объекте, постичь его как целостность.
Правовое государство — государство, признающее главенство права и предполагающее наличие договора между всеми субъектами социально-политической системы о подчинении нормам права и верховенстве закона; главной целью такого государства является защита прав и свобод гражданина.
Праксеология — философское учение о действии. Прогресс — необратимое качественное изменение, сопровождающееся повышением уровня организации объекта.
Рационализм — философское направление, объединяющее учения, которые рассматривают разум, мышление, рассудок исходным пунктом философского анализа.
Реализм — философская позиция, согласно которой общее существует реально, в виде идеальной или реальной «вещи», а не только как конструкт человеческого ума.
Регресс — необратимое качественное изменение объекта, сопровождающееся понижением уровня его организации. Религия — внутренне интегрированная система верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным.
Релятивизм — философский принцип, согласно которому все знание рассматривается только как относительно верное; релятивный — относительный.
Рефлексия — процесс самоосмысления, обращение сознания к собственным предпосылкам.
Ригоризм — этика долга.
Самосознание — способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях.
Сенсуализм — философское направление, объединяющее учения, считающие исходным пунктом познания чувственные восприятия, и выводящие из них все содержание знания.
Синкретический — нерасчлененный, слитный.
Скептицизм — философское направление, утверждающее сомнение в качестве абсолютного принципа мышления и настаивающее на относительности любого знания.
Сознание — одно из основных понятий философии, означающее способность идеального отражения действительности человеком. В конкретных науках сознание понимается как целенаправленное психическое отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека, те психические проявления человека, которые подаются контролю воли.
Солипсизм — философская позиция, согласно которой единственно существующим является субъективное «Я», а содержание мира совпадает с содержанием сознания.
Субстанция — первооснова всего существующего, то, посредством чего все многообразные вещи существуют, причина самой себя.
Схоластика — «школьная» философия. Общее название для средневековой философии, которая в противоположность религиозной мистике видела возможность постижения Бога посредством логики и рассуждений.
Сциентизм — философско-мировоззренческая позиция, рассматривающая науку в качестве главного, интегрального компонента культуры, абсолютизирующая роль науки.
Теология — богословие, учение о Боге.
Тоталитаризм — политический режим, характеризующийся контролем государства над всеми сферами жизни общества, в том числе и частной жизнью граждан. В тоталитарных системах государство возвышается над правом и регулирует по своему усмотрению все процессы, происходящие в общественной системе.
Трансцендентное — находящееся за пределами возможного опыта, выходящее за пределы человеческого сознания.
Универсалии — общие понятия.
Фальсификация — эмпирическое опровержение. Процедура опровержения научных высказываний опытом. Термин предложен К. Поппером. Фатализм — мировоззренческая позиция, согласно которой все события и явления предопределены.
Филогенез — процесс становления и развития человеческого рода.
Философия — рационально-теоретическая форма мировоззрения, система развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек — мир».
Харизма — необыкновенные способности, исключительная одаренность, оказывающие вдохновляющее влияние на людей. Присуща выдающимся религиозным и политическим деятелям.
Цивилизация — целостная общественная система, включающая множество взаимосвязанных элементов: религию, культуру, экономику, политику и биосоциальную организацию.
Экстравертный — обращенный во вне. Эмпиризм — гносеологическая позиция, согласно которой все знание выводимо из опыта. Эпистемология — раздел теории познания, в котором рассматриваются проблемы научного познания. Эсхатология — учение о конце света.
Персоналии
Абеляр Пьер (1079—1142) — средневековый философ, создатель концептуализма.
Августин Блаженный (345—430) — средневековый философ, представитель патристики.
Анаксагор (500—428 до н.э.) — древнегреческий философ, представитель Ионийской школы.
Анаксимандр (610—547 до н.э.) — древнегреческий философ, представитель Милетской школы.
Анаксимен (585—525 до н.э.) — древнегреческий философ, представитель Милетской школы.
Аристотель (384—322 до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Платона, создатель формальной логики.
Бергсон Анри (1859—1941) — французский философ, представитель философии жизни, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Бердяев Николай Александрович (1874—1948) — русский философ, один из создателей философии экзистенциализма и персонализма.
Беркли Джордж (1685—1753) — английский философ и священник, представитель субъективного идеализма Нового времени.
Бэкон Фрэнсис (1561—1626) — английский философ, представитель эмпиризма Нового времени.
Витгенштейн Людвиг (1889—1951) — австрийский философ, представитель аналитической философии.
Вольтер (1694—1778) — французский философ и писатель, представитель деизма в философии Просвещения.
Гадамер Ханс Георг (1900—2002) — немецкий философ, представитель герменевтики.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий философ, представитель объективного идеализма, создатель системы панлогизма.
Гелен Арнольд (1904—1976) — немецкий философ, представитель философской антропологии.
Гельвеции Клод Адриан (1715—1771) — французский философ, представитель материалистического направления философии Просвещения.
Гераклит Эфесский (544—483 до н.э.) — древнегреческий философ, один из создателей диалектики.
Гете Иоганн Вольфганг (1749—1832) — немецкий философ и писатель.
Гоббс Томас (1588—1679) — английский философ, представитель эмпиризма Нового времени.
Гольбах Поль Анри (1723—1789) — французский философ, представитель материалистического направления философии Просвещения.
Гуссерль Эдмунд (1859—1938) — немецкий философ, создатель феноменологии.
Декарт Ренэ (1596—1650) — французский философ, представитель рационализма и дуализма Нового времени.
Демокрит (470—371 до н.э.) — древнегреческий философ, создатель атомизма.
Джеймс Уильям (1842—1910) — американский философ, представитель прагматизма.
Дидро Дени (1713—1784) — французский философ, представитель материалистического направления философии Просвещения, один из авторов проекта «Энциклопедия».
Дильтей Вильгельм (1833—1911) — немецкий философ, представитель философии
жизни.
Дьюи Джон (1859—1952) — американский философ, представитель прагматизма.
Зенон Элейский (490—430 до н.э.) — древнегреческий философ, представитель школы элеатов.
Камю Альберт (1913—1960) — французский философ и писатель, представитель экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии.
Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ, создатель системы трансцендентального идеализма.
Кассирер Эрнст (1874—1945) — немецкий философ, представитель неокантианства.
Конт Огюст (1798—1857) — французский философ, основоположник позитивизма.
Коперник Николай (1473—1543) — польский философ и естествоиспытатель, представитель естественно-научного направления философии Возрождения.
Кузанский Николай (1401—1464) — немецкий философ, представитель пантеизма эпохи Возрождения.
Кьеркегор Серен (1813—1855) — датский философ, представитель философии жизни и один из основоположников экзистенциализма.
Ла кат ос Имре (1922—1974) — английский философ, представитель постпозитивизма.
Лаплас Пьер Симон (1749—1827) — французский астроном, математик, физик.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) — немецкий философ, представитель рационализма Нового времени.
Локк Джон (1632—1704) — английский философ, представитель эмпиризма Нового времени.
Макиавелли Никколо (1469—1527) — итальянский философ, представитель философии эпохи Возрождения, создатель философии политики.
Мальтус Томас Роберт (1766—1834) — английский священник, экономист и демограф.
Маркс Карл (1818—1883) — немецкий философ, один из создателей диалектического и исторического материализма.
Марсель Габриэль Оноре (1889—1973) — французский философ, представитель экзистенциализма.
Монтескье Шарль Луи (1689—1755) — французский философ эпохи Просвещения.
Ницше Фридрих (1844—1900) — немецкий философ, представитель философии жизни.
Оккам Уильям (1300—1349) — английский философ, представитель поздней схоластики.
Ортега-и-Гассет Хосе (1883—1955) — испанский философ, представитель экзистенциализма.
Парменид (конец VII — VI в. до н.э.) — древнегреческий философ, основоположник школы элеатов.
Пирс Чарльз Сандерс (1838—1914) — американский философ, представитель прагматизма.
Пифагор (VI в. до н.э.) — древнегреческий философ, создатель пифагорейской школы и пифагорейского союза.
Платон (427—347 до н.э.) — древнегреческий философ, основатель идеалистического направления в философии, ученик Сократа.
Поппер Карл (1902—1994) — английский философ, представитель постпозитивизма, создатель критического рационализма.
Протагор (480—410 до н.э.) — древнегреческий философ, представитель школы софистов.
Росцелин Иоанн (1050—1120) — французский философ и теолог, представитель средневекового номинализма.
Руссо Жан-Жак (1712—1778) — французский философ, представитель деизма в философии Просвещения.
Сартр Жан-Поль (1905—1980) — французский философ, представитель экзистенциализма.
Сократ (469—399 до н.э.) — древнегреческий философ, один из основоположников идеализма и диалектики.
Спиноза Бенедикт (Барух) (1632—1677) — голландский философ, представитель рационализма и пантеизма Нового времени.
Тойнби Арнольд Джосеф (1889—1975) — английский философ и историк, создатель концепции круговорота цивилизаций.
Фалес (625—547 до н.э.) — древнегреческий философ, создатель Милетской школы.
Фейерабенд Пол Карл (1924—1994) — американский философ, представитель постпозитивизма.
Фихте Иоганн Готлиб (1762—1814) — немецкий философ, представитель немецкой классической философии.
Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) — средневековый философ и теолог, представитель поздней схоластики.
Фрейд Зигмунд (1856—1939) — австрийский психолог и психиатр, основоположник психоаналитической философии.
Фромм Эрих (1900—1980) — немецкий философ, один из основоположников неофрейдизма.
Хайдеггер Мартин (1889—1976) — немецкий философ, представитель экзистенциализма.
Шелер Макс (1874—1928) — немецкий философ, представитель философской антропологии.
Шеллинг Фридрих Вильгельм (1775—1854) — немецкий философ, представитель немецкой классической философии.
Шестов Лев (Шварцман Лев Исаакович) (1866—1938) — русский философ, один из основоположников экзистенциализма.
Шопенгауэр Артур (1788—1860) — немецкий философ, представитель иррационализма, создатель философии воли.
Шпенглер Освальд (1880—1936) — немецкий философ, представитель философии жизни.
Эмпедокл (490—430 до н.э.) — древнегреческий философ, представитель Ионийской школы.
Энгельс Фридрих (1820—1895) — немецкий философ, один из создателей диалектического и исторического материализма.
Эпикур (341—270 до н.э.) — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма.
Юм Дэвид (1711—1776) — английский философ, представитель субъективного идеализма и сенсуализма Нового времени.
Юнг Карл Густав (1875—1961) — швейцарский психолог, психиатр и философ, представитель психоаналитической философии.
Ясперс Карл (1883—1969) — немецкий философ, представитель экзистенциализма.
Учебное издание