Средневековая философия. Патристика. Учение Августина о мире и человеке.
Философия Средних веков – это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии. Основной частью феодальной культуры была религия. В Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей.
Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм – обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира. Основные темы средневековой философии: 1) теоцентризм – принцип, исходя из которого Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений; 2) монотеизм – Бог един и уникален, в отличие от античных богов; 3) креационизм – учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего и дается ответ на еще в Античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное; 4) символизм – принцип понимания земного как инобытия, мира Бога; 5) средневековый антропоцентризм – согласно ему человек – созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья, – не Космос, а человек. Величайшая добродетель – не интеллект, не разум, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Чтобы быть человеком, надо надеяться, верить, любить и жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди; 6) средневековая герменевтика – искусство истолкования текстов.
Основными направлениями средних веков выступали патристика и схоластика.
Патристика – христианское богословие, учение о боге первых христианских теологов. Для патристики характерны следующие черты: 1) борьба с гностицизмом. Суть гносиса заключается в ответе на вопросы: Кто мы? Кем стали? Где мы? В гносисе человек преодолевает свою разорванность, двойственность, через человека происходит преодоление бытием своей расщепленности и восстановление распавшейся гармонии. Учение гностицизма – это одна из форм кризиса рабовладения и попытка найти новый мировоззренческий синтез; 2) борьба с манихейством. Манихейство требовало от человека строжайшей воздержанности во всех пристрастиях человека, а также физического труда.
Основная идея патристики – идея откровения. Для патристики характерно заостренное противоречие между верой и разумом. Онтология патристики построена вокруг идеи Бога как абсолютного бытия.
Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он создал религиозно-философскую систему, в которой главное внимание сосредоточено на отношении Бога и мира, вера и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воля и исторического прогресса. Находился под влиянием идей Платона.
Августин Блаженный категорически отрицает наличие материала для сотворения мира, т.к. это ограничивает всемогущество Бога.
Он утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека, считал Августин, — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему».
Соотношение добра и зла Августин Блаженный рассматривал как градацию добра (зло не существует само по себе, зло — это отсутствие добра, также как тишина — это отсутствие звука). Абсолютность добра и относительность зла снимает с Бога ответственность за зло, которое существует в мире.