Общество как область изучения социальной философии.
Несомненно, общество – это системное образование, выделившееся из природы. Значимости природного начала в социальности философы уделяли большое внимание. Сравнивали общество с организмом, не считая, однако, их тождественными, многие мыслители (Платон, Гоббс, Спенсер). Была и крайняя точка зрения в этом отношении, которой придерживалась органическая школа в социологии, имевшая место в конце XIX – начале XX вв. (Шеффле, Бормс и др.). Ее представители пытались объяснить общество как организм биологическими закономерностями: роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга – правительство и т.п.
Некоторые придерживались антропологического принципа, рассматривая человека и общество как часть природы (Спиноза, Дидро, Гольбах). Оправдан такой вариант социальности, считали они, который соответствует подлинной, высокой, неизменной природе человека. Другие рассматривали общество как результат соглашения индивидов (теория общественного договора – Ж.-Ж. Руссо и др.). Согласно теории соц. действия (Вебер) отношения между людьми в обществе складываются на основе понимания действий друг друга, смысла их намерений и целей. Структурно-функцион. анализ (Спенсер, Парсонс) сосредоточил свое внимание на изучении отношений между классом структур и классом функций, необх. для стабильного существования общества как системы. А постмодернизм (Барт, Делез и др.), настаивая на радикальной плюральности человеч. жизни, вообще исключает из поля своего пристального внимания понятие общества.
Благодаря К. Марксу в XX в. широкое распространение получил деятельностный подход в объяснении социальности, согласно которому в 1-ю очередь трудовая деятельность по производству матер.благ создает каркас общества. Сегодня акценты смещаются на жизнетворчество, где, в отличие от Маркса, на первом плане не большие соц. группы, а индивид как субъект соц. связей. С этих позиций «новая общественность» понимается как результат коммуникации свободных и равных индивидов по установлению норм, правил своего существования.
Возникновение общности между индивидами предполагает наличие сходства между ними, открытости, совместимости, взаимодействия их жизнедеятельности. Задача, стоящая перед общественностью, в том, чтобы создавать постоянно устойчивые многообразные связи, автономные объединения, способные действовать организованно, сплоченно, осознанно.
Таким образом, важнейшая проблема соц.ф-и – выяснить условия единства, целостности общества, его смысла. Такая постановка задачи в корне отличает соц.ф-ю от других соц. наук, которых в современных условиях великое множество: социология, политология, демография и т.д. Соц. ф-я призвана также выяснить, при каких условиях возможен наиболее плодотворный вариант взаимодействия личности и общества.
Очень важной является проблема закономерностей функционирования и развития общества. Решая эту задачу, соц. ф-я заявляет о себе как о научной области знания. Для этого потребовался подлинный переворот в научном мышлении, который завершился в XX в.Значимый вклад в этот процесс внесли идеи Маркса, в которых утверждалось, что наука об обществе возможна наподобие наук о природе, хотя общество и обладает опред. спецификой: здесь интересы прокладывают себе дорогу через интересы, сознание, деятельность отдельных людей.Трудно не согласиться с известным высказыванием Маркса, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
В совр. условиях подчеркивается важность гражд. общества – такого соц. объединения, кот.ставит своей задачей гарантию прав и свобод личности на основе равенства всех перед законом (идея прав. государства).
Соц. ф-я не только выявляет и объясняет специфические срезы своего предмета, но и занимается поиском наиболее эффективных методов познания.