Раздел ii. специфические особенности современных наук.
Постнеклассический этап развития науки, начавшийся в 1945 году – с развития атомной энергетики и продолжающийся поныне, характеризуется взрывным возникновением принципиально новых наук и областей исследования: кибернетика, космонавтика, генная инженерия, радиотелескопия, космология, синергетика, биоэтика, антропный космологический принцип.
Практически все они характеризуются схожим набором специфических особенностей.
Во-первых, чаще всего новые науки имеют междисциплинарный характер. Если в предыдущие эпохи господствующим было движение наук по пути узкой специализации, то сейчас возобладал обратный процесс, в связи с чем все чаще используется известное речение, что время разбрасывать камни прошло, наступило время их собирать.
Во-вторых, если в классическую эпоху человек изгонялся из картины мира, ибо считалось, что чем меньше в теории человека, тем более объективным, т.е. истинным будет наше знание, то сейчас возобладало противоположное мнение, что вне и без человека окружающий мир правильно познан быть не может. Ученые начинают все больше осознавать правоту философов, давно утверждавших, что человек есть поле пересечения всех планов бытия (Бердяев), конспект мира (Флоренский).
В-третьих, в силу указанных двух фактов, ученые во все большей степени начинают нуждаться в философии, тянутся к ней. И нередко от ученых можно услышать мнение, что мы когда-то вышли из философии, а сейчас нас тянет вернуться обратно в ее лоно.
Сказанное мы попытаемся проиллюстрировать на примере двух наук. И хотя учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере оформилось в первую половину 20 века, т.е. в эпоху неклассической науки, но по всем своим признаках оно принадлежит эпохи науки постнеклассической.
Глава 6. Человек на пути к новому диалогу с природой. (По трудам В. И. Вернадского)
Развитие современной цивилизации все меньше допускает простые оптимистические прогнозы относительно перспектив человечества. В первую очередь под вопрос ставится сама возможность его выживания в тех природных условиях, которые созданы переходом от простого согласования с природой к сознательному и целесообразному ее преобразованию, к производящей экономике. Убежденность человека в своем могуществе уменьшается по мере того, как «вторая природа», искусственная, приобретая все большую самостоятельность и способность к саморазвитию, приводит к устрашающему обострению экологических проблем, противопоставлению результатов индустриализации гуманистическим ценностям. Становится очевидно, что принцип покорения природы, до сих пор находящийся в основе отношения человека к окружающей среде, настоятельно требует своего пересмотра.
Во 2-й половине XX в. обнаружился широкий спектр концепций, выражающих различные настроения и оценки в отношении взаимосвязи человека и природы. Заметным явлением в последнее время стала, в частности, ориентация на «революцию в человеке», «этическую революцию». По убеждению Э. Фромма, например, «впервые в истории физическое выживание человеческого рода зависит от радикального изменения человеческого сердца».[21] Сходную мысль о том, что все сводится к проблемам человека и к наукам о человеке, высказывает в отечественной литературе академик Н. Н. Моисеев.[22]
Несомненно, человечество находится на пути поиска нового диалога с природой, который требует объединения усилий специалистов различного профиля. В этом плане чрезвычайное мировоззренческое и методологическое значение имеет наследие великого русского ученого, академика В. И. Вернадского, в должной мере невостребованное до сих пор.
6.1. В. И. Вернадский о биосфере и живом веществе
В. И. Вернадский (1863—1945) относится к числу мыслителей, научные идеи которых определили интеллектуальную атмосферу нашего столетия. Знакомство с учением великого российского натуралиста о биосфере и ее переходе в ноосферу является непременной составляющей облика современного специалиста, ибо в нем (в учении) содержится не только синтез достижений современной мировой науки, но и прогнозы и разработки, осуществление которых — дело настоящего и будущего.
Новизна многих принципиальных идей Вернадского относительно взаимосвязи человека и природы проистекает от того, что на эту проблему он смотрит глазами биогеохимика. Для него человек не просто живое вещество, обитающее на поверхности Земли, а биогеохимическая функция, функция биосферы, неотъемлемая сторона организации биосферы и одновременно огромная геологическая сила, ее определяющая.
Вернадский начал работу над проблемой биосферы в начале XX в. Этот период характеризуется крутой ломкой многих естественнонаучных представлений: закладываются основы квантовой механики, создается теория относительности,— которые подводят черту под господством классической механики и формируют новую картину мира.
Классическая, или ньютонианская, механика занимала доминирующее положение в естествознании XVII—XIX в. Основные принципы ее состоят в следующем: в природе все события однозначно определены начальными условиями, исключающими случай; между прошлым и будущим нет принципиального различия, время обратимо; природа — грандиозный механизм, не нуждающийся в человеке. Человек вопрошает природу, но не участвует в ее событиях; место человека — вне природы, цель его— изучать и подчинять природу.
Теория относительности А. Эйнштейна является, строго говоря, теорией конкретности пространства-времени и с необходимостью требует включения в систему координат, т. е. в определенную систему природных связей, человека. Неожиданно оказалось, что квантовая механика тоже требует включения человека в свой аппарат: математические формулы — язык квантовой механики — отображают не природу как таковую, а человеческое знание о ней; естествознание дает не картину природы, как ее понимала классическая механика, а картину отношения человека к природе.
Но если современной физике проблема человека была как бы навязана самими выводами науки и до сих пор еще не нашла своего решения, то Вернадский независимо от Эйнштейна и творцов квантовой механики и одновременно с ними приступил к созданию концепций, синтезирующей явления жизни и явления мертвой природы, которые с геологической точки зрения оказываются моментами единого процесса. Отрицая абстрактные концепции физики и механики, он выступил за создание теории, в которую входил бы элемент живого. Он приветствовал появление теории относительности Эйнштейна, потому что «с принятием представлений о пространстве, времени, тяготении, материи и энергии, отвечающих теории относительности, физическое мировоззрение чрезвычайно приближается к натуралистическому, и мы теперь находимся у предела нового великого синтеза представлений о природе, последствия которого нам сейчас даже трудно учесть при всех условиях нашего проникновения в будущее».[23]
Обобщая громадный естественнонаучный материал, Вернадский убедительно показал, что живое вещество и. человечество как часть живого вещества представляют собой неотъемлемые элементы процессов, которые происходят в земной коре и обнаруживаются в биосфере.
Как геологическое явление биосфера — земная оболочка, обнимающая весь земной шар и имеющая четко выраженные размеры. В разрезе планеты она в среднем поднимается на 20—25 км выше уровня геоида и опускается на 4-—5 км. ниже этого уровня. Но, считает Вернадский, в морских глубинах биосфера может опускаться глубже 11 км,«а в стратосфере она зашла уже за 40 км и быстро поднимается. В ходе геологического времени наблюдается, по-видимому, процесс непрерывного расширения границ биосферы. Биосфера является планетным образованием космического характера. Она может рассматриваться как область земной коры, занятая трансформаторами, которые переводят космические излучения в действенную земную энергию — электрическую, химическую, механическую, тепловую и т.д.
Структурно биосфера состоит из природных тел, которые подразделяются на живые и косные. Живые природные тела включают в себя организмы, начиная от бактерий и кончая человеком, а косные — это, например, газы, атмосфера, горные породы, химические элементы, кварц и т. д. Помимо этих тел в биосфере огромную роль играют разнородные природные тела, состоящие из живых и косных природных тел, биокосные природные тела, например илы, почвы, поверхностные воды. Биосфера, таким образом, является сложным планетным биокосным природным телом. Различие между живыми и косными природными телами так велико, что переход одних в другие в земных процессах никогда и нигде не наблюдается. Вместе с тем между живыми и косными природными телами идет непрерывный материальный и энергетический обмен.
Материальный и энергетический обмен между живыми и косными природными телами вызывается живыми природными телами и выражается закономерно меняющимся, непрерывно стремящимся к устойчивости равновесием. Это устойчивое равновесие есть непрерывная, никогда не прекращающаяся связь, которая может быть выражена как непрерывный биогенный ток атомов из живого вещества в косное вещество биосферы, и обратно. Благодаря этому процессу в биосфере поддерживается динамическое равновесие, организованность: «биосфера живое вещество».
Определяющим моментом в возникновении и существовании биосферы является живое вещество. Согласно Вернадскому оно не тождественно ни биологическому, ни философскому, ни тем более обыденному представлению о жизни; живое вещество для него — эмпирическое обобщение, которое охватывает все живые организмы в их совокупности. Живое вещество, как и биосфера, обладает особой организованностью и может рассматриваться как особое естественное тело. Последнее обладает такими свойствами и проявлениями, которые не присущи отдельному организму, входящему в совокупность живого вещества.
Живое вещество, будучи неотъемлемой частью и функцией биосферы, сказывается в ней в физическом, химическом, геологическом и биологическом отношениях, а тем самым к нему имеют причастность многие науки, но ни одна не исчерпывает его до конца. Вернадский создает новую науку — биогеохимию, которая синтезируя геологию, геохимию, химию и физику, исследую живое вещество в атомном аспекте. Биогеохимия позволяет, во-первых, выделить живое из всей массы косного на планете, во-вторых, понять взаимодействие между живым и косным веществом на материально-энергетическом уровне. Это, в свою очередь, делает возможным взгляд на биосферу как на планетный процесс космического характера, ибо помогает установить ее связь с Солнцем, космическими и радиационными излучениями. Биогеохимия, таким образом, открывает возможность совершенно нового подхода к изучению живого вещества.
Размышляя о роли новой науки, Вернадский приходит к выводу, что в ней живое вещество должно быть выражено так же как, например, в физических науках косные тела. Тогда живое вещество могло бы рассматриваться как однородное, характеризуемое массой, элементарным химическим составом, особым пространством-временем и геохимической энергией, т.е. как аналогичное другим веществам земной жоры — воде, твердым минералам и горным породам, которые совместно с живыми организмами строят геохимические процессы.
Будучи так взятым, живой организм в биогеохимии окажется совершенно отличным от того же организма в биологии. Например, вид для биолога, считает Вернадский, есть совокупность морфологически однородных неделимых; он определяется формой тела, гистологическим и анатомическим строением, физиологическими функциями, явлениями питания и т. п. Числовые данные — вес, объем, способ размножения, размеры — даются далеко не всегда, а если даются, то скорее в качественном их проявлении, для иллюстрации.
Биогеохимик в отличие от биолога имеет дело с совокупностями и со статистическими выражениями явлений. Биогеохимия определяет видовое живое вещество, в котором выделяется следующие числовые константы: а) среднее число атомов в среднем неделимом вида для всех химических элементов, входящих в данное живое вещество; б) средний вес среднего неделимого; в) средняя скорость заселения биосферы; г) особенность пространства-времени данного живого вещества. Кроме того, биогеохимия анализирует видовое живое вещество в биосфере как планетном явлении, тогда как биолог рассматривает вид в среде, на локализованной земной поверхности.
Биогеохимический и биологический подходы к виду при всем их различии, убежден Вернадский, взаимно дополняют друг друга. Живое однородное вещество биогеохимии и вид биологии тождественны, но выражены различно. Иное, чем в биологии, выражение живого вещества позволяет биогеохимии (с учетом роли живого вещества в биосфере) сделать вывод, что масса живого вещества в биосфере должна оставаться в общем неизменной в течение всего геологического времени и колебаться в пределах 0,25% от общей массы биосферы. Отсюда вытекает, что в течение всего геологического времени существования биосферы в ней происходили в пределах живого вещества только перегруппировки химических элементов, а не коренные изменения их состава и количества.[24]
Биогеохимичеркий подход позволяет представить живое вещество и его роль в истории химических элементов Земли как биогенную миграцию химических элементов биосферы — такое их перемещение, которое вызвано живым веществом. Биогенная миграция является частью другого процесса биосферы — общей миграции ее элементов, которая идет под влиянием энергии Солнца, энергии тяготения и воздействия внутренних частей земной коры на биосферу. Существует несколько значительно различных форм биогенной миграции, но все они теснейшим образом связаны с веществом живого организма. Именно эта связь допускает возможность проследить эволюцию видов живого вещества с биогеохимической точки зрения. Исследуя живое вещество, Вернадский пришел к выводу, что все без исключения геохимические функции живого вещества в биосфере могут быть осуществлены простейшими одноклеточными организмами, что один какой-либо организм не мог бы исполнить все геохимические функции и что в ходе геологического времени происходила смена организмов, реализующих данную функцию без изменения самой функций.
Лишь с появлением в биосфере цивилизованного человечества один организм оказался способным одновременно вызывать разнообразные химические процессы. Но это осуществляется не физиологической работой организма, а за счет разума и техники. Иначе говоря, в течение геологического времени в биосфере осуществлялась смена форм биогенной миграции, что повлекло за собой модификацию форм живого вещества. Вернадский выделил следующие формы биогенной миграции, вызывающие изменения форм живого вещества. Во-первых, биогенная миграция, порожденная самим существованием организмов, их дыханием, питанием, внутренним метаболизмом, размножением и т. п. Это основная форма биогенной миграции, количественное значение которой точно определяется массой живого вещества, существующего в данный момент на планете. Во-вторых, биогенная миграция, связанная с интенсивностью биогенного тока атомов. Эта форма биогенной миграции зависит не от массы живого вещества, аот интенсивности движения этих атомов, неразрывно связанного с живым веществом. В-третьих, биогенная миграция атомов, которая производится техникой жизни организмов, таких, например, как бобры, кроты, муравьи, и др. Исключительного уровня развития эта форма биогенной миграции атомов достигла у человека.
Исследуя формы биогенной миграции, Вернадский сформулировал два биогеохимических принципа. Первый состоит в том, что биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению. Действие этого принципа наблюдается в захвате биогенной миграцией всего возможного пространства, доступного ей по массе живого вещества и технике eгo жизни, и в давлении живого вещества (что обнаруживается, в частности, в борьбе за существование или в возрастании солидарности). Усиление всюдности живого вещества и его давления приводит к эволюционным изменениям форм живого вещества, которые, в свою очередь, увеличивают всюдность и давление жизни, расширяют ее область.
Таким образом, первый принцип биогенной миграции указывает на источник эволюционных изменений живого вещества, смысл которых состоит в том, что наблюдаемое на нашей планете изменение форм живого вещества в течение геологического времени увеличивает проявление биогенной миграции химических элементов в биосфере.
Эволюция форм живого вещества происходит в биосфере, влияя на нее таким образом, что эволюция форм живого вещества переходит в эволюцию биосферы. Исходя из этого Вернадский сформулировал второй биогеохимический принцип: эволюция видов, приводящая к созданию форм живого вещества, устойчивых в биосфере, должна идти в направлении, увеличивающем проявление биогенной миграции атомов в биосфере. Второй принцип является логическим развитием первого и обращает внимание на изменение организованности биосферы, т. е. указывает на существование определенного направления, в котором должен идти эволюционный процесс. «Взятая в целом,— пишет Вернадский,— палеонтологическая летопись имеет характер не хаотического изменения, идущего то в ту, то в другую сторону, а явления определенного, развертывающегося все время в одну и ту же сторону — в направлении усиления сознания, мысли и создания форм, все более усиливающих влияние жизни на окружающую среду. Существование определенного направления эволюции видов может быть точно установлено наблюдением».[25]
Резюмируя свои размышления о биогеохимическом подходе к эволюции живого вещества, Вернадский пришел к выводу, что глубокое изучение биогеохимических явлений приведет науку к пониманию неразрывности проявления живого вещества и явлений физического строения мира, к осмыслению проникновения явлений живого в построение физических теорий. Во многом эти прогнозы оправдались, но такие его предположения, как, например, направленность эволюции, только в наше время получают свою дальнейшую разработку.[26]
Прямым и очевидным следствием из биогеохимического подхода к эволюции живого вещества является положение о непрерывной связи организма и среды, живого вещества и биосферы. После Вернадского имеются все основания говорить не об организме и среде его обитания, а об отношении «организм — среда» в их неразрывном единстве.
6.2. Биосфера и человек
Эволюция человека является закономерным продолжением эволюции форм живого вещества в биосфере. В этом смысле человек есть природное явление, отвечающее геологически сложившейся организованности биосферы, т. е. применительно к человеку как форме живого вещества действуют те же биогеохимические принципы, что и в отношении других форм живого вещества. Вместе с тем нельзя забывать, что появление человека означает возникновение в биосфере сдвигов, придающих ей новые качественные характеристики. Человек пришел на смену формам живого вещества, которые уже исчерпали свои возможности в доведении биогенной миграции химических элементов в биосфере до максимума. Исчерпав свои возможности, предшествующие человеку формы живого вещества подготовили переход организованности биосферы в новое качество, где соответственно и уровень максимума биогенной миграции должен был стать иным. Иначе говоря, на Земле с появлением человека возник новый геологический фактор, небывалый по силе и общности. У этого вновь возникшего вида живого вещества нет пределов всюдности и усилению давления на жизнь. Тенденции его развития требуют создания человечества как единого целого, которое действует в масштабе планеты. Можно с уверенностью говорить, что существование человека в биосфере не есть кратковременное и преходящее геологическое явление. С появлением человека начинается новая эра в истории Земли, которая характеризуется резким изменением всей фауны и флоры, уничтожением огромного числа видов и созданием новых культурных сортов. Наряду с этим стихийно совершается изменение диких видов организмов, приспособляющихся к новым условиям жизни. Один вид организмов — человек — охватил всю планету и занял господствующее среди живого положение.[27]
До сих пор мы ограничивались внешним описанием эволюции человека в биосфере, говорящим больше о том, в результате чего появился на планете человек и какие следствия это повлекло за собой. Теперь сделаем попытку вскрыть механизм, позволивший человеку закрепиться на Земле и стать господствующим видом среди других видов живого вещества. Но для этого надо вспомнить второй биогеохимический принцип биогенной миграции (который обусловливает направленность эволюции живого вещества), ибо проблема биогеохимической культурной энергии связана в основном с направленностью эволюции, в свою очередь, порожденной на уровне человека разумом и техникой, т. е. мыслью и ее предметным осуществлением.
Возникновение и существование разума Вернадский связывал с эволюцией нервной системы, открытой американским минералогом и биологом Дана. Дана обнаружил, что в ходе геологического времени наблюдается скачкообразное усовершенствование центральной нервной системы, начиная от ракообразных и кончая человеком. Это явление было названо им цефализацией. Раз достигнутый уровень центральной нервной системы в дальнейшем не идет уже вспять, только вперед.
Одновременно с разумом у человека появляется новый, присущий только ему вид энергии — культурная биогеохимическая энергия, которая является результатом изменения, как выражается Вернадский, техники жизни. Энергия, связанная с техникой жизни, присуща в зачаточной форме и некоторым животным (кроты, термиты и т. п.), но расцвета достигает только у человека. Это объясняется, по мнению Вернадского, ростом разума, но, главным образом, уточнением и углублением его использования, связанными с сознательным изменением социальной обстановки, в частности, с ростом научного знания. Биогеохимическая культурная энергия человека является новой геологической силой, посредством которой человек способен целиком переработать всю окружающую его природу. Кроме того, важно не упускать из виду, что эта энергия порождена всем ходом развития биосферы и живого вещества, а следовательно, неразрывно связана со всей его биогеохимической энергией.
Вместе с появлением культурной биогеохимической энергии в биосфере усиливается и новая биогенная миграция, которая обусловлена теми косвенным образом связанными с живым веществом изменениями в положении атомов, которые являются следствием брошенных организмами в биосферу новых соединений. Выражаясь иначе, это значит, что новая биогеохимическая энергия вызвала к жизни и новую биогенную миграцию, которая основанием имеет опосредованную связь между явлениями биосферы и которая становится в эпоху человека самой мощной формой биогенной миграции. Именно появление биогенной миграции, связанной с опосредованием, позволило человеку занять господствующее положение в биосфере. Примерами такой связи, имеющей гигантское значение для всей истории человечества, служат овладение огнем и появление и развитие земледелия. Но, так сказать, центральным пунктам, в котором новая биогенная миграция выступила во всем своем блеске, является, конечно, возникновение орудий труда. Только благодаря последним у человека появилась возможность открыть новые формы энергии (химическая, электромагнитная и т.п.) и освоить их. Человек научился переносить энергию и овладел планетой не только в ее веществе, но и в ее энергии, стал творческой, сознательной геологической силой.
Можно, таким образом, сказать, что биогеохимическая культурная энергия явилась тем фактором, который сделал человека господствующим видом живого вещества в биосфере и превратил его в силу, своим трудом и разумом переводящую биосферу в новое ее состояние — в ноосферу.
Резюмируя оказанное, можно сделать следующие выводы: 1) начало нового, человеческого, этапа в истории биосферы связано с появлением биогеохимической культурной энергии человечества, повлекшей за собой новую биогенную миграцию, имеющую основанием опосредованную связь между явлениями биосферы; 2) возникновение новой формы связи знаменует начало собственно исторического развития человечества. Этим, считает Вернадский, устанавливается теснейшая связь между геологическими явлениями и историей человечества. История человечества должна иметь направленность, определяемую своим геологическим субстратом, который от человеческой воли не зависит. Исторический процесс коренным образом меняется. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой, которая сознательно, а главным образом бессознательно, резко меняет биосферу. Это стало эмпирическим стихийным фактом, отрицать который невозможно. По реальному ходу истории человечества, приведшему к этому результату, видно: человек шел тем путем, что захватывал техникой своей жизни все новые и новые формы энергии и перерабатывал их своим разумом и своей работой для текущих целей своей жизни, не задумываясь о последствиях. Исторический процесс — проявление всемирной истории человечества— обнаруживается теперь как природный, огромного геологического значения феномен, где все отчетливее обнаруживается различие между историческим и геологическим временем.
Вместе с характером исторического процесса изменился и взгляд человека на самого себя. Во-первых, он окончательно утвердился во мнении, что является результатом длительной эволюции всего живого вещества биосферы. Во-вторых, человек резко переменил представление о своем положении в космосе: с одной стороны, он обнаружил свою чуждость всему окружающему, а с другой — свою неразрывную связь со всем существующим. Кроме того, он пришел к выводу, что служит лишь промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое, и, несомненно, будут иметь будущее.
Наступление этого будущего, согласно Вернадскому, подготавливается и определяется, прежде всего наукой как новой геологической силой в биосфере. Появление научной мысли он связывает с направленностью эволюции биосферы, т.е. с возникновением разума и изменением техники жизни. Как и все остальные вопросы, науку он рассматривает сквозь призму биогеохимического процесса биосферы, поэтому научная мысль видится натуралисту в русле синтеза разума и труда человека в пределах биогеохимической энергии. «Появление разума и наиболее точного его выявления — организации науки— есть первостепенный факт в истории планеты, может быть, по глубине изменений превышающий все нам известное, раньше выявлявшееся в биосфере. Он подготовлен миллиардом лет эволюционного процесса, и мы видим сейчас его действие самое большое только в геологических минутах».[28]
Эти слова можно, пожалуй, считать ключевыми в понимании Вернадским науки, ее природы и роли в биосфере. С его точки зрения, наука — самая молодая геологическая сила человека, которая явилась результатом направленного процесса эволюции биосферы и которая несет в себе как историю, так и настоящее ее организованности. Кроме того, поскольку он видит в науке выражение второго биогеохимического принципа, для него главным моментом науки является ее действенность. Он учитывает, что наука включает в себя требование осмысления теоретических представлений, исканий научной истины ради нее самой (наряду с философским и религиозным пониманием окружающего человека мира), но главным для него остается то, что научная мысль родилась в гуще жизни как поиск ответа на вопросы сугубо практического, даже прикладного характера.
Далее, зарождение и развитие науки явилось не результатом работы отдельных умов, а плодом коллективных действий. Именно массы людей, занятые решением конкретных практических задач, часто полуграмотные, вносят существенный вклад в развитие научной мысли, наряду с учеными-профессионалами образуют научную среду, без которой науки не существует. В связи с этим Вернадский пишет: «Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли».[29] Подобно организованности биосферы, которую наука выражает через совокупное проявление человеческой мысли, научная мысль не является логически стройной системой знания, во всех своих основах сознательно определяемой разумом. Она полна непрерывных изменений, исправлений и противоречий; подвижна чрезвычайно, как жизнь; сложна в своем содержании.
Кроме того, являясь видом деятельности людей, наука оказывается проявлением биосферы, геологического процесса ее развития, и как таковая она постоянно развивается, не знает возвратов, и ей свойственны черты, роднящие ее с природным процессом. Во все времена науке присуща направленность развития, кумулятивность и скорость. Вернадский считает, что только в истории научного здания существование прогресса является доказанным. Что касается темпов развития науки, то здесь наряду с плавными движениями и даже застоями наблюдаются временные отрезки, для которых характерен взрыв творчества. В современной науке такое взрывное состояние началось в начале XX в. и продолжается до настоящего времени. Оно носит не разрушительный, а созидательный характер. В такие периоды, считает Вернадский, все старое в науке освещается новым светом, обнаруживает неожиданные стороны. В связи с этим, согласно Вернадскому, особую значимость приобретает обращение к истории научной мысли. Ее нельзя рассматривать только как ветвь гуманитарного знания, она является хранилищем истории биосферы, а потому ее изучение практически важно.
Говоря о научном взрыве, Вернадский обращает внимание на его связь с нарождением, причем одновременным, талантливых людей. Это условие, считает он, далеко от полного его понимания, но оно настолько важно, что исчезновение нескольких таких представителей научной мысли может затормозить, а то и оборвать на долгое время продвижение науки вперед.
Обращая внимание на современный этап в развитии научной мысли, Вернадский пишет, что фактически через явления жизни, стихийно наука все больше внедряется в государственные мероприятия. Конфликт государства и науки, если он имеет место, носит временный характер, ибо научная мысль — процесс, корнями своими уходящий в глубь геологического времени, тесно связанный с энергетическими проявлениями эволюции организмов, и он не может быть сдвинут в своем течении силами, проявляющимися в недрах времени исторического. В жизнь вступает новая идея, неизбежно, рано ли, поздно ли, но в государственно-реальное время побеждающая,— идея о государственном объединении усилий человечества. Она может иметь место только при широком использовании средств природы на благо государства, по существу — народных масс, что возможно лишь при коренном изменении положения науки и ученых в государственном строе. В сущности, это — государственное проявление перехода биосферы в ноосферу. Вместе с увеличением значения науки в государственной жизни, неизбежно, в конце концов, и другое изменение в конструкции государства — усиление его демократической основы, ибо наука, по сути дела, глубоко демократична. Как биосфера в своем развитии не знает границ и делений, так и научная мысль постепенно, по мере сглаживания различия между историческим и геологическим временем, приобретает вселенский, интернациональный характер. Наука, если понимать под ней силу, переводящую биосферу в ноосферу, явится тем двигателем, который уничтожит национальные границы и приведет людей к слиянию их в единое человечество.
6.3. Биосфера и ноосфера
Законченной теории ноосферы Вернадский не создал. Он не раз обещал написать очерк или главу в труде, но ограничился небольшой работой «Несколько слов о ноосфере». Разработать теорию ноосферы — значит создать концепцию космического назначения человека, т. е. антроподицею, взяв за основу биогеохимический подход. Кроме того, это должна быть одновременно и попытка выработки нового взгляда на историю, что вполне соответствовало бы замыслам самого натуралиста. В ноябре 1936 г. в письме Б. Л. Личкову он пишет: «Ввожу новое понятие «ноосферы», которое предложено Леруа в 1929 г. и которое позволяет ввести исторический процесс человечества как продолжение биогеохимической истории живого вещества».[30]
Если кратко изложить, что высказано Вернадским о ноосфере, то получится следующее: человечество входит в ноосферу; она —последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории, состояние наших дней; ноосфера— дело разума и труда человека и представляет собой стихийный геологический процесс. И если бы не совершенно новый смысл, вложенный Вернадским в понятия «разум» и «труд», то теория ноосферы была бы набором довольно тривиальных утверждений. Обращаясь к проблемам ноосферы, легко впасть в ошибку и оказаться в области общих рассуждений, если не отказаться от ходящих представлений о мысли. Вернадский не приемлет общепринятых положений о разуме, о научной мысли, резонно считая, что они — порождение теоретизирования, пропитанного рационализмом, который ведет свое начало от знаменитого «я мыслю» Декарта.
Иначе говоря, Вернадский стремится отойти от традиции в понимании разума, которая началась в XVII в., расцвела в последующие столетия и стала сдавать свои позиции только в 1-й трети XX в. Он охвачен стремлением создать такую теорию разума, в которой человеческая мысль являлась бы функцией биосферы, а не только организма. На смену рационалистическому «я мыслю» должен, по его убеждению, прийти принцип «во мне мыслится», согласно которому мышление будет объективным процессом проявления организованности биосферы в человеке. Для Вернадского научные дисциплины о строении орудия научного познания неразрывно связаны с биосферой и могут быть научно рассматриваемы как геологический фактор, как проявление ее (биосферы) организованности. Это науки о духовном творчестве человека в социальной обстановке, науки о мозге и органах чувств, проблемах психологии и логики. Они обусловливают искание основных законов человеческого научного познания, той силы, которая в нашу геологическую эпоху, охваченную человеком, превратила биосферу в естественное тело, новое по своим геологическим и биологическим процессам,— в ноосферу. Сама наука, как деятельность организованного человеческого разума, является для него в своем историческом процессе прямым продолжением создания мозга — аппарата homo sapiens, развившегося в социальном процессе; она становится силой, превращающей биосферу в ноосферу. Вернадский, таким образом, отвергая крайности рационализма, хочет возродить на биогеохимической основе принцип, ведущий свою историю от Ф. Бэкона, согласно которому знание есть сила, ибо только в этом понимании разум предстанет геологической силой, переводящей биосферу в ноосферу.
Разум, взятый сам по себе, есть потенция, которая проявляется как мощь, действительная только в труде. Строго говоря, в концепции Вернадского о биосфере и ее переходе в ноосферу ни разум, взятый сам по себе, ни труд в его отдельности от разума не существуют, ибо они — разные стороны биогеохимической культурной энергии. «Человек,— пишет Вернадский,— ввел в структуру планеты новую форму действия живого вещества на обмен атомов живого вещества с косной материей. Раньше организмы влияли на историю только тех атомов, которые были нужны для их роста, размножения, питания, дыхания. Человек расширил этот круг, влияя на элементы, нужные для техники и для создания цивилизованных форм жизни. Человек действует здесь не как homo sapiens, а как homo sapiens faber».[31] Другими словами, живое вещество биосферы в форме человека выступает «в роли творящего разума, т. е. той силой, которая нарушает вековой (геологически вековой) уклад биосферы тем, что вызывает особую биогенную миграцию, влекущую за собой те косвенным образом связанные с живым веществом изменения в положении атомов, которые являются следствием брошенных организмами в биосферу новых соединений. С этого момента в биосфере появляется труд в качестве новой силы, ее изменяющей, и прекращается только биологическое развитие человека. Точнее сказать, именно с этого периода начинается собственно человек, и наряду с биологическим его развитием вступает в права развитие социальное, вместе, с чем начинается новая эпоха в эволюции биосферы — ноосфера.
Человек, разум и труд возникают одновременно как проявление того, что в биогеохимических процессах биосферы появилась биогеохимическая культурная энергия, результатом обнаружения которой стала история цивилизованного человечества.
Логика поисков и размышлений Вернадского направлена на диалектику этих двух сторон: биогеохимической энергии биосферы и трудовой деятельности человечества, — потому что именно их взаимосвязь обусловливает дальнейшую эволюцию биосферы. Кроме того, именно появление цивилизованного человечества означает для Вернадского возникновение разума как геологической стихийной силы, объективно созидающей ноосферу.
Возникновение и становление ноосферы, длящееся миллионы лет, свидетельствует, что в биосфере главной силой развития стал человек. Отмечая все возрастающий масштаб изменений, вносимых человеком в структуру биосферы, Вернадский замечает, что в человечестве можно ожидать изменения, ведущие к большей его независимости от всего живого. Учитывая, что, как считает Вернадский, человек в своем развитии перейдет в состояние homo sapiens faber, можно предположить, что в развитии ноосферы произойдут изменения, но какие? Определенно ответить на этот вопрос сейчас вряд ли возможно, но согласиться с тем, что это будет период сосуществования человечества с живым биосферы, пожалуй, надо. К этому подталкивают особенности переживаемого человечеством периода.
Наследие Вернадского, содержание его идей могут критически переосмысливаться в наше время, что выражается, в частности, в стремлении отделить в них реальное от утопического.[32] Однако мысли о человеке как основном «геологообразующем факторе» на нашей планете и переходе биосферы в ноосферу являются одними из основополагающих для формирования общей стратегии во взаимоотношениях человечества и природы. Развитием основных идей Вернадского можно считать разрабатываемую в настоящее время в отечественной и мировой литературе концепцию коэволюции человека и биосферы. Под коэволюцией понимается стратегия взаимного приспособления человека и природы, что означает в принципе определенный компромисс между «невмешательством» и «покорением» природы, требование очень точной согласованности в характере эволюции человеческого общества и природы. В методологическом отношении идея коэволюции опирается на анализ целостных систем как комплексов, связанных функционально, как полифонических гармонически-системных образований и на трактовку диалектики как диалога, теории, допускающей наряду с непрерывной сменой, «снятием» форм их динамическое равновесие, сосуществование.[33] Идеи коэволюции, особенно активно разрабатываемые под эгидой Международного института жизни в Париже, становятся принципиально важными в современных поисках стратегии выживания человечества.