Объективный мир лишь внутренняя ограниченность нашей свободной деятельности!
Свобода является единственным принципом, к которому здесь все возводится, и в объективном мире мы не усматриваем ничего вне нас существующего, но лишь внутреннюю ограниченность нашей собственной свободной деятельности. Бытие вообще является лишь выражением заторможенной свободы (1, стр. 64—65).
[ВЗАИМНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИДЕАЛИЗМА И РЕАЛИЗМА В ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМ ИДЕАЛИЗМЕ]
ff. Наподобие этих двух деятельностей совершенно так же обусловливают друг друга идеализм и реализм. Если рефлексия распространяется лишь на идеальную деятельность, то получается идеализм с его утверждением, что предел полагается единственно самим Я. Если же рефлексию я обращаю исключительно на реальную деятельность, то получается реализм, характеризующийся утверждением, что предел не зависит от Я. Если же рефлексия моя распространяется на то и на другое, то возникает нечто третье, что можно назвать идеал-реализмом, или тем, что до сих пор было известно под наименованием трансцендентального идеализма.
[ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СОВПАДАЕТ С ИДЕАЛИЗМОМ, ПРАКТИЧЕСКАЯ - С РЕАЛИЗМОМ]
gg. Теоретической философией объясняется идеальность предела (иными словами, показывается, как ограничение, существующее первоначально лишь для свободного действования, становится ограничением для знания), практической же философии надлежит объяснить реальность этого предела (иными словами, она должна показать, как приобретает объективный характер ограничение, первоначально являющееся чисто субъективным). Таким образом, теоретическая философия совпадает с идеализ-
мом, практическая с реализмом, и лишь обе вместе в совокупности своей образуют наиболее законченную систему трансцендентального идеализма (1, стр. 74—75).
[ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ АКТ САМОСОЗНАНИЯ ИДЕАЛЕН И РЕАЛЕН]
а. Первоначальный акт самосознания, одновременно как идеален, так и реален. Самосознание в принципе своем сплошь идеально, но через него Я возникает в качестве сплошь реального. Путем акта самосозерцания Я непосредственно представляется также и ограниченным; созерцаемость и бытие оказываются одним и тем же.
[АКТ САМОСОЗНАНИЯ ПЕРВИЧЕН, ОГРАНИЧЕНИЕ ВТОРИЧНО]
Ь. Предел полагается лишь через самосознание, следовательно, ему присуща лишь та реальность, которую он обретает через самосознание. Акт последнего является чем-то высшим, а ограниченность уже выводится отсюда. Для догматика же наоборот — ограничение представляется первичным, самосознание же превращается в нечто вторичное. Но так невозможно смотреть на дело, поскольку в самосознании мы имеем акт, предел же, поскольку он должен быть пределом Я, обязан быть одновременно как зависимым, так и независимым от Я.
[В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Я ОБЪЕДИНЕНЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ — ОГРАНИЧЕННАЯ И НЕ ПОДЛЕЖАЩАЯ ОГРАНИЧЕНИЮ)
Это [...] становится мыслимым лишь тем путем, что Я оказывается равносильным действованию, в котором объединены две противоположные деятельности. Одна из них ограниченная, в силу чего предел оказывается не зависящим от Я, другая же — ограничивающая и в силу этого не подлежащая ограничению.
3. Это действование как раз и является самосознанием. За гранями самосознания Я представляется одной лишь объективностью. Это всего лишь объективное (а потому самому первоначально необъективное, поскольку объективное невозможно без субъективного) и представляется единственным в себе, что только существует. Субъективность привходит сюда лишь тогда, когда появляется самосознание.
[БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ Я]
6. Для более точной характеристики этой деятельности нужно более тщательно рассмотреть борьбу противоположных деятельностей, из которых она составляется.
а. В этой распре нельзя видеть чего-либо исконного для субъекта, но здесь скорее мы имеем лишь различие" в направленности противоположных деятельностей, поскольку обе эти деятельности принадлежат одному и тому же Я. Возникает же различие направленностей следующим образом.
Я свойственно стремление к бесконечному порождению, эту направленность можно рассматривать в качестве чего-то идущего вовне (центробежного), но в качестве такового эта деятельность не может быть различима, не существуй другой, направленной внутрь, к Я как своему сосредоточию. Деятельность, направленная вовне и по природе своей бесконечная, составляет объективную сторону познания, обращенная же обратно к Я представляется не чем иным, как стремлением себя созерцать в такой бесконечности. Благодаря этому акту в Я вообще происходит разделение на внутреннее и внешнее, и вместе с этим разделением полагается в Я противоборство, уяснение которого становится возможным лишь из необходимости самосознания [...].
[САМОСОЗНАНИЕ ЕСТЬ БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ] ·
Самосознающее Я и должно следовать по этим противоположным направлениям. Только лишь в этой борьбе (Streit) и состоит самосознание, вернее, оно само является такой борьбой противоположных направлений. Это противоборство должно возникать и поддерживаться с такой же достоверностью, с какой Я осознает само себя.
[ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ САМОСОЗНАНИЯ ПРОИЗВОДНА, БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИСХОДНА]
[...] Тождественность, выражающаяся в самосознании, не носит исконного характера, но является чем-то производным и опосредованным. Исходным представляется борьба противоположных направлений в Я, откуда уже затем получается тождественность.
[ИЗНАЧАЛЬНЫЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ В Я — ЭТО СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ]
В Я наличествуют в качестве изначальных противоположностей субъект и объект; оба они взаимно друг друга снимают, и в то же время одно невозможно без другого. Субъект утверждает себя лишь в противоположении объекту, объект — в противоположении субъекту, иными словами — ни один из них не может реализоваться, не уничтожая в то же время свою противоположность. Но до уничтожения одного другим дело никогда не может дойти именно в силу того, что каждый из двух может быть самим собой лишь в противоположность другому. Следовательно, должно быть достигнуто объединение того и другого, поскольку полное уничтожение невозможно, но в то же время неосуществимо и совместное существование обеих противоположностей (1, стр. 81—86).