Глава i предмет философии. место и роль философии в жизни человека и общества
Философия
учебное пособие для бакалавров
руководитель авторского коллектива
профессор А.М. Старостин
Подготовлено в соответствии
с государственным образовательным
стандартом
Ростов-на-Дону
Дониздат
УДК 1
ББК 87
Ф 561
Руководитель авторского коллектива
доктор политических наук, профессор
Старостин Александр Михайлович
Авторский коллектив
к.ф.н., д.п.н., проф. Старостин А.М., д.ф.н., проф. Коломиец Н.В., д.ф.н., проф. Лешкевич Т.Г., д.ф.н., проф. Стрюковский В.И.,
д.ф.н., проф. Рябова Л.В., д.ф.н., проф. Склярова Е.А.,
д.п.н., проф. Понеделков А.В., к.ф.н., проф. Гишко В.Я.,
к.соц.н., доц. Безвербный А.А., к.ф.н., доц. Островский С.В.,
к.ф.н., доц. Катаева О.В., к.п.н., доц. Иванова Л.Л., к.ф.н. Давыдова Е.П.
Философия. Учебное пособие для бакалавров. Руководитель авторского коллектива проф. А.М. Старостин. – Ростов н/Д.: Дониздат, 2012. – 692 с.
ISBN 978-5-86216-230-1
Учебное пособие «Философия» подготовлено коллективом преподавателей кафедры философии и методологии науки Южно-Российского института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Учебное пособие является необходимой научно-теоретической и методической основой освоения бакалаврами курса философии в соответствии с профессиональными компетенциями трех уровней подготовки.
Учебное пособие состоит из четырех частей: общие вопросы философии, вопросы социальной философии и основные исторические типы философии, фундаментальная философия и философская инноватика.
Учебное пособие рекомендуется также студентам, магистрам, преподавателям – всем, кто интересуется проблемами философии в теоретическом и историческом аспектах, занимается самообразованием.
ISBN 978-5-86216-230-1
© Старостин А.М., колл. авторов, 2012
© Дониздат, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Часть первая | ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ | |
Глава I | Предмет философии. Место и роль философии в жизни человека и общества . . | 7 |
Глава II | Философское понимание мира. Структура, способы и формы бытия материального мира . . . . . . . . . . . . . . | 26 |
Глава III | Природа человека и смысл его существования. Человек во вселенной . . . . . | 63 |
Глава IV | Субъективный мир человека . . . . . . . . . . . . . | |
Глава V | Философское учение о методе . . . . . . . . . . . | |
Глава VI | Познание, его возможности и границы. Знание и вера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 183 |
Часть вторая | ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ | |
Глава VII | Сущность общества и методологические подходы его исследования . . . . . . . . . . . . . . . | 233 |
Глава VIII | Культура: многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта . . . . | 263 |
Глава IX | Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 282 |
Глава X | Социальное управление . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Глава XI | Ценности и общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Глава ХII | Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур . . . . . . . . . | 342 |
Глава ХIII | Личность. Проблемы свободы и ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 361 |
Глава XIV | Лидер, элита, общество . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Глава XV | Человек в информационно-техническом мире. Роль научной рациональности в развитии общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 419 |
Глава XVI | Сценарии глобального развития человечества. Социальный прогресс, угрозы и риски в развитии современного общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 446 |
Часть третья | ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ | |
Глава ХVII | Общая характеристика основных типов философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 478 |
Глава ХVIII | Философия древности . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Глава ХIХ | Философия средневековья (V –XVI вв.) . . . . | |
Глава ХХ | Философия эпохи Возрождения (XIV –XVI вв.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 527 |
Глава ХХI | Философия XVII-XVIII вв. в Европе . . . . . . . . | |
Глава ХХII | Немецкая классическая философия . . . . . . . | |
Глава XXIII | Неклассический идеализм ХIХ века . . . . . . . . | |
Глава XХIV | Философия в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Глава XХV | Российская философия ХIX – 1-й четверти ХХ вв. . . . . . . . . . . . . . . . . | 589 |
Глава ХХVI | Философия марксизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Глава XXVII | Современная мировая философия . . . . . . . . | |
Часть четвертая | ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСКАЯ ИННОВАТИКА | |
Глава XXVIII | Философские инновации как аспект философской деятельности . . . . . . . . . . . . . . | 667 |
Глава XXIX | Русская философия в контексте философской инноватики . . . . . . . . . . . . . . . . | 680 |
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие преследует цель способствовать воспитанию культуры мышления, культуры чувствования и культуры действий, умению стратегически мыслить и сочетать эту стратегию творческого мышления с творческим отношением к действительности. Все отмеченное обусловлено тем, что философия, как общеизвестно, является душой культуры.
Структура, последовательность изложения и характер подбора материала предлагаемого пособия в своей основе обусловлены требованиями Государственного образовательного стандарта по философской науке, в котором очерчен компетентностный подход к «минимуму» знаний по философии для бакалавров. Вместе с тем, реализуя право на возможность включения в курс философии ряда актуальных проблем, наряду с указанными в Государственном образовательном стандарте, авторы включили в содержание учебного пособия вопросы философского учения о методе, социальном управлении, элитологии и др.
Указанный минимум состоит в следующем: роль философии в жизни человека и общества; исторические типы философии и философствования; человек во Вселенной, философская, религиозная и научная картины мира; природа человека и смысл его существования; познание, его возможности и границы; знание и вера; общество: многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; человек в мире культуры; Запад, Восток, Россия в диалоге культур; личность; проблемы свободы и ответственности; человек в информационно-техническом мире; роль научной рациональности в развитии общества; проблемы и перспективы современной цивилизации; человечество перед лицом глобальных проблем, фундаментальная философия и философская инноватика.
При подготовке учебного пособия авторы также руководствовались требованиями Государственного образовательного стандарта к знаниям и умениям по циклу гуманитарных дисциплин. В области философии это:
– иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального – иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
– понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
– быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами; направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
– понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
– знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
– иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формирования личности.
Исходя из поставленной (и выше указанной) цели, в учебном пособии особое внимание уделено таким вопросам, как: проблема человека, смысл и перспективы его существования, самосознание, субъективный мир человека, философское учение о методах познания и деятельности, свободы, выбора в деятельности и ответственности человека, роль народа, элит и лидеров в общественной жизни, человечество перед лицом глобальных проблем, соотношение философского, научного и религиозного мировоззрений, роль научной рациональности в развитии общества, человек в информационно-техническом мире и мире культуры, состояние и перспективы развития современной мировой философии, философская инноватика.
Учебное пособие подготовлено профессорами и доцентами Южно-Российского института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА I ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Что такое философия?
Философия – одна из древнейших наук, можно сказать, также прародительница многих современных наук. Корни ее уходят в древний Китай, Индию, Вавилон, Египет, Грецию, Рим. Скорее всего начало ее можно связать примерно с VII–VI вв. до н. э. Люди пытались осознать окружающий мир и свое место в нем с помощью философии, в отличие от мифологических и религиозных взглядов стремились сделать это с позиций объективности, доказательности и систематичности.
Само слово «философия» в переводе с греческого означает, как считают многие авторы, «любомудрие», «любовь к мудрости», т.е. вдумчивое, разумное понимание человеком мира и себя в нем. И в этом есть резон. Впервые термин «философия» ввел древнегреческий философ Платон. Как полагает А.Г. Спиркин, более точный смысл данного термина, вкладываемый в него Платоном, – «любовь к истине», т.е. любовь, бескорыстное стремление к некоему великому и приличествующему лишь божеству объективному качеству разумно устроенного и гармоничного мира. (См.: Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С. 4–5). И в этом тоже есть резон.
Современное значение термина «философия» многозначно. Насчитывают почти три десятка таких значений. (См.: Потемкин А.В. О специфике философского знания. Ростов н/Д, 1973. С. 16–17). Например, философствовать – значит отвлеченно размышлять о человеке, смысле бытия и т.п., размышлять об основах мира, его коренных, конечных причинах. Но это в обыденном сознании.
В философии как науке в течение всей ее истории (и в прошлом, и ныне) стоял всегда ряд вечных вопросов.
Первый из них – понимание, объяснение природы, мира, мироздания, связь в мире единого и многого, логос, закономерность бытия. Назовем для примера несколько философских трудов: Лукреций Кар «О природе вещей», Д. Дидро «Мысли об истолковании природы», Г. Гегель «Философия природы», Ф. Энгельс «Диалектика природы» и многие другие.
Вторая тема – вопросы общественной жизни: государство, добро, зло, справедливость и т.п. (Платон «Государство», «Законы», Аристотель «Политика», Т. Гоббс «Левиафан», Г. Гегель «Философия права», Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства», Г.В. Плеханов «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», В.И. Ленин «Государство и революция», многочисленные труды по философии истории в современной мировой философии).
Проблема человека: его природа, назначение, ум, познание, чувства… Сократ – Ф. Бэкон – И. Кант – Г. Гегель – А. Радищев –К. Маркс – В.И. Ленин – современная философская антропология, герменевтика, экзистенциализм, прагматизм и др.
Все это свидетельствует о том, что философия – это важнейшая форма общественного сознания, наука и мировоззрение. Здесь, как будет показано ниже, нет альтернативы: философия, по нашему мнению, – и наука, и мировоззрение, – хотя в научной литературе на этот счет споры и дискуссии не затихают и в наши дни. (См.: Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки. 1989 № 6; отклики на статью А.Л. Никифорова. (Заочная теоретическая конференция). – Философские науки. 1989 № 12, 1990. № 14).
Философия – особая форма общественного сознания, которая представляет собой единство знания, познавательного и оценочного (чувства, оценки явлений с точки зрения интересов, идеалов человека). Свобода, равенство, справедливость, добро, зло – важнейшие ценностные понятия, которыми оперирует философия. Например, понимание свободы состоит не только в знании объективных законов, но и в определенном отношении человека к бытию, определенные требования к его деятельности.