Тема № 2. Классическая и неклассическая наука в основаниях современного научного исследования
1. Научные знания как система. Структура науки. Научная рациональность. Идеалы и критерии научности.
2. Понятие закона в структуре научного познания. Первичные теоретические модели и законы.
3. Понятие научной парадигмы. Парадигма и парадигмальные образцы.
4. Научно-исследовательские программы в контекстах научного исследования
Список литературы
Основная
1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. / П.П. Гайденко. М., 2010.
2. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т. Г. Лешкевич. М., 2006.
3. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы: учеб. / В.С. Степин. М., 2006.
4. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей / отв. ред. Т.П. Матяш. Ростов н/Д, 2007.
5. Лебедев С.А. Философия науки: учеб. пособие / С.А. Лебедев. М., 2011.
6. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М., 2008.
Дополнительная
1. Кун Т. Структура научных революций. М., 2004.
2. Стеклова И. В. Аксиологический аспект научной деятельности: моногр. / И.В. Стеклова. Саратов, 2010.
Методические указания
Анализируя содержание проблемы соотношения классической и неклассической науки, необходимо представить научные знания как особую целостную систему. Знание – это совокупность в той или иной мере осознаваемых систематизированных представлений о реальности, построенных по определенной методологии. Знание может существовать на трех уровнях: интенции (направленности мышления на объект); уровне информации; на уровне понятия.
В процессе классического научного исследования выделяются следующие результаты познания: факт, гипотеза, теория, закон. Важно понять, что для человека факт в гносеологическом смысле является только как фактическое знание, т.е. факт это:
1) в онтологическом смысле – событие;
2) определенная информация о событии.
Гипотеза – есть умозаключение, направленное на установление субординации и взаимоотношения фактов, на поиск закономерностей их взаимосвязей.
Теория – то, во что превращается гипотеза в случае реализации. Теория – логические непротиворечивая система знания, дающая целостный взгляд на закономерности, связи и явления определенной области реальности. Могут быть эмпирические теории и концептуальные теории. Теория может быть истинной и ложной. Она устанавливает и объясняет законы.
Закон – необходимые устойчивые существенные повторяющиеся связи и отношения реальности. В неклассическом научном исследовании используется модель «охватывающего» закона. Инструментариями неклассического исследования выступают первичные теоретические модели, парадигмы и парадигмальные образцы, а также научно-исследовательские программы.
Если метод исследования выбран неверно, от правильных посылок можно дойти до ложного заключения. Неадекватные методы исследования ведут к созданию мифологической реальности, в которой все возможно. В классическом исследовании используются следующие методы:
1) всеобщие методы:
а) диалектика;
б) метафизика;
2) общие методы:
а) восхождение от абстрактного к конкретному;
б) индукция;
в) дедукция;
3) частные методы:
а) метод математической индукции;
б) метод определения жаростойкости сплавов;
в) метод радиоактивного распада.
На данном занятии необходимо определить суть всеобщих методов. Диалектика исходит из всеобщей связи и развития мира. Принципы диалектики: развитие, связь, единство, детерминизм, целостность и др. Метафизика исходит из устойчивости и стабильности оснований реальности. Метафизика – это исследование, выходящее за пределы сущего как такового, это – вопрошание сверхсущего, в результате которого мы можем анализировать сущее как таковое, вместе с его первоосновами, первоначалами и причинами. Принципы метафизики: устойчивость, фундаментальность реальности, трансцендентальность, неделимость основы, повторяемость.