Воображение и представления
Учение Аристотеля о душе.
По Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), душа есть форма и энтелехия живого тела.
Душа - есть энтелехия (= осуществленность, действительность, фактическая данность) естественного тела (материи), обладающего в возможности жизнью (= имеющего в самом себе начало движения и покоя). Душа - форма для потенциально живой материи; материя, облекаясь в форму (= энтелехию), оформляется в живую сущность.
(!) Энтелехия (эн – «в», тэлос – «цель», эхэй – «иметь») – душа заставляет тело стремиться к реализации своих функций. Душа несёт в себе цель.
Будучи учеником Платона, Аристотель расходился с ним в понимании природы идей, отвергая положение об отделении идей от вещей.
Душа не материальна. Аристотель считал, что идеи не могут существовать отдельно от вещей. Вместо понятия «идея» он использует понятие «форма». Живой организм состоит из материи и формы. Душа – это функция тела (= энтелехия).
По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и формы. Вся природа — это совокупность форм, связанных с материей.
Например, применительно к дому материей являются кирпичи, бревна, из которых он сделан, а формой — назначение дома — быть укрытием от дождя и жары.
Впрочем, Аристотель допускает существование «форм без материи — это нематериальный энергичный ум, верховный разум. Он — это форма форм.
Соотношение души и тела
Душу от тела отделить нельзя. «…душа есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнь».
Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом.
«Подобно тому, как если бы естественным телом было какое-нибудь орудие, например, топор, а именно сущностью его было бы бытие топором, и оно было бы его душой. И если ее отделить, то топор уже перестал бы быть топором..'
Сказанное нужно рассмотреть и в отношении частей тела. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Ведь зрение и есть сущность глаза как его форма; с утратой зрения глаз уже не глаз, разве только по имени, так же как глаз из камня или нарисованный.
Сказанное же о части тела нужно приложить ко всему живому телу... но живое в возможности — это не то,, что лишено души, а то, что ею обладает».
(!) Душа делает тело живым. Без души оно было бы трупом. В душе причина— основа — всех проявлений живого тела; рост, дыхание, а также чувствование, мышление обусловлены ею.
В душе заложена цель активности живого тела, всех его согласно работающих жизненных сил. Душа под воздействием внешней причины властно заставляет тело осуществлять деятельность определенного типа, заложенную в организме как цель его развития. Тело и все его органы и части являются инструментом на службе у души.
«Энтелехия», которым обозначает действительность тела, то, что делает его живым. существующую и тогда, когда душа не «проявляет себя активно (например, во время сна). Душа неразрывно связана с телом: ведь она есть состояние активности тела.
Действует не душа, а соответствующее тело, но тело одушевленное.Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями.
Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество — пневма, которое у животных вырабатывается в крови. Орган души — сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы. Аристотель критиковал Платона за деление души на части, раздельные по их локализации в теле, и, доказывая единство души, говорил не о частях, а об отдельных способностях, силах (дюкамис) душиг которые только в переносном смысле называл частями. В то же время Аристотель признавал самостоятельность и раздельность по крайней мере двух начал — души как энтелехии тела, уничтожающейся при его разрушении, и души как проявления божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти.
Виды (способности) души
1. Растительная (питание, рост, размножение)— способностью питания является не душа вообще, а лишь одна из ее «частей» – растительная душа. Растительная душа есть у каждого живого существа, которое питается и растет. И так как растения тоже питаются и растут, то и они обладают душой.
2. Животная (движение, ощущения, стремления) — все живые существа обладают душой растительной, но животные – еще и животной. Животная душа – это способность ощущения, а ощущение – это восприятие формы вещи без материи. Подобно тому как воск принимает отпечаток перстня без железа или золота. Ясно, что в данном случае речь идет о пространственной форме вещи, ибо форма как сущность ощущению недоступна. Вместе со способностью ощущения у животных появляется и способность желания. Ибо тот, кто способен ощущать, способен испытывать удовольствие от приятного, а значит и желать, так как желание есть стремление к приятному. Следовательно, животная душа имеет по меньшей мере две части – способность ощущения и способность желания.
3. Разумная -> бессмертная, т.к. часть божественного ума. Ей присущи следующие способности: познавательные, разумные стремления. Человеку
также присущи функции растительной и животной души.
Способности души
- познавательные.
- движущие. Что касается движущих, то тут, по ходу, надо рассказать про энтелехию, душу как цель и т.п. Затем про соотношение чувства и разума.
- чувства и аффекты.
Изучение души
Аристотель говорит о трудностях познания души. Свое учение он рассматривает в процессе размышления о душе и выбирает способ изучения души по отдельным способностям. Такой способ воплотился в современной психологии в рассмотрении психики по отдельным процессам.
Учение о процессах познания
5 видов: слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. Результат: конкретные свойства.
Источник ощущения - внешнее воздействие. - воздействие извне на 5 внешних органов чувств; уподобление ощущения воспринимаемому объекту (подобно тому как воск принимает форму чего-то там).
6ое "Общее чувство" общее качество: движение, покой, фигура, число, форма, величина. Интеграция ощущения в единый (перцептивный) образ. Благодаря общему чувству есть сознание того, что мы ощущаем.
Начало познания образует способность ощущения. Ощущение вызывается воздействием на органы чувств извне. Процесс ощущения есть процесс уподобления воспринимаемому объекту. Уподобление, по Аристотелю, как и познание в целом, включает активность познающего субъекта. В разумном познании действительным деятелем является только разум.
На примере ощущения цвета Аристотель описывает процесс ощущения. Цвет приводит в движение прозрачную промежуточную среду (воздух), а под действием этого непрерывного движения приходит в состояние движения и ощущающий орган. Промежуточной средой для слуха, зрения и обоняния являются воздух и вода, для осязания — язык и тело. Органом осязания является сама душа. Единые по механизму, ощущения различаются по биологической значимости; ощущение при соприкосновении абсолютно необходимо для жизни (чтобы питаться, надо прикоснуться). Поэтому осязание является главнейшим ощущением, ощущения на расстоянии нужны для удобства.
Кроме пяти ощущений, соответствующих разным органам чувств, Аристотель выделял общее чувство и приписывал ему ряд функций; восприятие общих качеств (движение, фигура, покой, число, величина, единство), сознание того, что мы имеем ощущение, восприятие, сравнение и объединение ощущений в образ предмета. Для общего чувства нет соответствующего органа, им является сама душа.
Память
Сохранение и воспроизведение ощущений – результат работы памяти.
Различает три ее вида:
- низшая: сохранение ощущений в виде копий предметов (ею обладают все животные);
- собственно память:к образу присоединяется временная характеристика (у животных, обладающих способностью к восприятию времени);
- высшая память:при участии суждения (только человек). Активный, произвольный ее характер, поиск путем установления каких-либо отношений. (суждение - синтез) Есть только у человека. Причина этого в том, что воспоминание есть некоторый силлогизм: если кто-либо вспоминает что-нибудь или виденное, или слышанное, или испытанное прежде, тот умозаключает — и это есть некоторого рода познание. Эта способность есть только у тех, кому присуща способность произвольного хотения, ибо хотение (свободный выбор) есть некоторого рода умозаключение. Воспоминание есть активный; поиск прошлого и происходит путем установления каких-либо отношений (по сходству, по контрасту и др.) настоящего с искомым прошлым. По существу, речь идет о механизме ассоциаций, хотя Аристотель не дает этого термина.
Воображение и представления
Следующая: познавательная способность — воображение или фантазия— заключается в образовании представления.
Воображение, или фантазия – процесс образования представлений (образов). Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне.
В представлении содержания первоначальных, обусловливающих их впечатлений обобщаются. Животным оно заменяет мышление. Важно и для человека! Воображение составляет фундамент мышления.
Представление— это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне. Воображение берег начало в ощущении, но оно не есть ощущение: в представлении содержания первоначальных, обусловливающих их впечатлений обобщаются. Аристотель придавал воображению чрезвычайное значение: животным оно заменяет мышление; люди также во многих случаях: действуют на основе этих образов вследствие того, что их ум как бы затемняется иногда страстью, или болезнями, или сном. В связи с воображением Аристотель. развивает учение о сновидениях, объясняя их материалистически. Обобщенный образ воображения составляет фундамент мышления. «Без воображения невозможно никакое составление суждений».
Мышление
Функции: составление суждений, постижение общего, оперирование понятиями.
Органом мышления является нус — часть души, свойственная только человеку и не прикрепленная ни к какому телесному органу. При рождении ребенка нус вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и животными частями. Таким образом и происходит передача опыта, так как разумная часть души хранит все знания, существующие в нусе, т. е. всю культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного ребенка.
Виды мышления:
• Низшее мышление — это мнение или предположение; не содержит категорического утверждения о чем-то, ничего не исследует; в нем нет внутренней необходимости, не отвечает на вопрос «почему?» Однако в определенных ситуациях оно необходимо. Мнение (в отличие от воображения) связано с верой.
• Высшее мышление всегда содержит в себе необходимость, т. е. открытие последнего основания истины. Его объектом являются основы вещей, высшие принципы науки. Существуют три вида высшего мышления: рассуждающее, логическое, дискурсивное мышление, т. е. умение делать заключение из имеющихся посылок; интуитивное— умение находить основания (посылки) и мудрость, наивысший тип мышления.
Разум
В зависимости от того, на что направляется мышление, различаются два вида ума:
• теоретический: разум познает сущее как оно «есть. Это наука. Ее предмет — необходимое. Здесь не ставятся практические вопросы — для чего, с какой целью. Его задача — создание истины о вещах.
• Практический: направлен на деятельность. С его помощью познаются нормы и принципы действия, а также средства их осуществления. Практический ум обусловливает принятие решения, на основе которого совершаются поступки.
Учение о чувствах
Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели процветания или задержки в функциях душевных или телесных: удовольствие означает беспрепятственное их протекание, неудовольствие — их нарушение.
Чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются источником деятельности .
Аффекты.
Он называет аффектами все, что сопутствует удовольствие или страдание.
Аффект — это страдательное состояние, вызванное в человеке каким-то воздействием, возникает без намерения и обдумывания, под его влиянием он меняет свои прежние решения.
Аффект сопровождается телесными изменениями. Психологическая характеристика выявляет, в каком состоянии возникает данный! аффект, на кого он направляется, за что.
Сами по себе аффекты не являются ни добродетелями, ни пороками - о человеке следует судить по его делам, а аффект лишь определяет манеру поведения. Аристотель был против подавления аффектов (аффект необходим для подвига, например), следует лишь соблюдать меру, соразмерность аффекта причине. Он считал, что поступок всегда сопряжен с аффектом, причем каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Когда она избыточна либо недостаточна, люди поступают дурно. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом.
Учение о катарсисе – очищении от аффектов. (Идею очищения, опорожнения заимствовал от Гиппократа). Заключается в эмоциональном переживании под влиянием искусства.
Страстям и аффектам противопоставлял устойчивость характера. Характер выражает сущность человека; не является природным свойством, а складывается под влиянием опыта.
Воля
Все действия человека делятся на (в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом):
• Непроизвольные
• Произвольные
Действия произвольные и действия волевые — понятия не тождественные. Волевыми являются только действия по разумному стремлению. Оно называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов. Волевые действия направлены на будущее, в них есть разумный расчет. То есть, в их основе – стремление и разум. Человек размышляет о цели: достижима ли она, каковы возможные последствия. Поэтому воля неотделима от разума! Волевое действие является свободным, и в нашей власти совершать как благородные, так и постыдные поступки – их психологический механизм одинаков.
Воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу; принятие решения связано с пониманием человеком своих общественных обязанностей.