XVII.Интерактивная работа на лекциях.
Работа осуществляется на всех лекциях с использованием следующих форм; проблемная лекция, лекция - визуализация, лекция – пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция - беседа, инверсия, обсуждение по кругу, игровые формы.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
1. Выработка навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);
2. Формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных профессионально, социально и личностно значимых проблем;
3. Развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем и осознания их единства с развитием и сущностью музыки.
Для решения первой задачи студентам предлагается к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов (либо их разделы), в соответствие с темами занятий. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвящённых историческим типам философии, другим разделам курса.
Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» и «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполненных заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных работ.
Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов», «дискуссий», «круглых столов», «ролевых игр», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной преподавателем теме. Творческая работа (эссе, реферат) представляет собой оригинальное произведение объёмом до 15 страниц текста, посвящённое значимой классической либо современной философской проблеме. Творческая работа не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
Требования к реферату.
Цель реферата - сформировать целостное представление о философии как особом феномене мировой культуры, ее проблемах и задачах на современном этапе развития цивилизации и той роли, которую она играет в обществе и соотнести философские положения с контекстом музыкального искусства.
Задачи, которые решает исполнитель реферата:
- выработка навыков самостоятельной работы с философской литературой (первоисточники, учебные пособия, монографии, справочная литература, философская периодика);
- освоение методики использования литературы, для получения четкого, последовательного, аргументированного ответа на поставленные вопросы, творческого подхода к решению ряда учебных задач.
- формирование способности разбираться в различных концептуальных подходах и мировоззренческих ориентациях, правильно, логически непротиворечиво формулировать свою собственную позицию.
- выявление сущностного единства философии и искусства.
Структура:
1. Титульный лист.
2. План реферата.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список литературы.
В верхней части титульного листа пишется полное название консерватории, в центре – название реферата, ниже в правой части листа указывается кафедра, курс и ФИО студента и в нижней левой части листа пишется ФИО преподавателя.
В плане фиксируются все составные части реферата с указанием страниц.
Во введении кратко формулируются цели и задачи работы, определяется её проблематика и значимость для решения конкретной проблемы.
Основная часть реферата может состоять из двух, трёх параграфов и должна раскрывать содержание выбранной темы.
В заключении делаются обобщающие выводы и выражается мнение автора в отношении исследуемой проблемы.
Требования к содержанию:
1. Обоснование актуальности темы.
2. Точное определение целей и задач исследования.
3. Строгое следование логике изложения.
4. Знание различных подходов к решению проблемы.
5. Свободное владение материалом.
6. Умение аргументировать свою позицию.
7. Чёткость и строгость выводов и умозаключений.
Оформление реферата.
Шрифт – TimesNewRoman 14.
Междустрочный интервал – 1,5
Поля – 2,5 см.
Объём реферата – от 12 до 15 стр.
Сноски – концевые.
Нумерация – по центру внизу страницы.
Список литературы составляется в соответствие со стандартами, в алфавитном порядке.
Примерные темы рефератов.
Конкретные темы реферата определяются отдельно с каждым студентом, с учётом изучаемой темы и исследовательских интересов автора.
1. Философия как форма мировоззрения, её соотношение с другими формами мировоззрения.
2. Аксиологическая функция мифа.
3. Древнеиндийские религиозно-философские системы.
4. Этическая направленность философии древнего Китая.
5. Становление ранней греческой философии. Миф и логос.
6. Этика Сократа и сократические школы.
7. Теория идей Платона.
8. Социальная утопия Платона.
9. Метафизические вопросы в философии Аристотеля.
10. «Поэтика» Аристотеля и функции искусства.
11. Основные особенности средневековой философии.
12. Гуманистические принципы эпохи Возрождения.
13. Значение и смысл искусства Ренессанса.
14. Научное знание в философии Нового времени.
15. Детерминистская этика, как учение об аффектах.
16. Социально-политическая направленность французского Просвещения.
17. Наука и религия во французском Просвещении.
18. Этические положения в философии И. Канта.
19. Учение о прекрасном и возвышенном у И. Канта.
20. Сознание и природа во взглядах И. Фихте и Ф. Шеллинга.
21. Эстетическая концепция Ф. Шеллинга.
22. Диалектические взгляды Г. Гегеля.
23. Эстетическое как реализация «абсолютной идеи» у Г. Гегеля.
24. Основные положения философии марксизма.
25. Развитие Позитивизма в 19 и 20 веках.
26. Эстетика и этика, как способы освобождения от «мировой воли» в иррационализме А. Шопенгауэра.
27. «Воля к власти» как осуществление культурно-ценностных оснований жизни у Ф. Ницше.
28. Ф. Ницше о музыке.
29. В. Дильтей и становление герменевтики.
30. Закономерности развития культур в творчестве О. Шпенглера.
31. Религиозно-экзистенциальные взгляды С. Кьеркегора.
32. Особенности философии экзистенциализма.
33. Истина и искусство у М. Хайдеггера.
34. К. Ясперс об «осевом времени».
35. Человек как «проект» у Ж.-П. Сартра.
36. Тема абсурда в творчестве А. Камю.
37. Философские основания психоанализа.
38. Социальные взгляды представителей Франкфуртской школы.
39. Социология музыки Т. Адорно.
40. Философия «постмодерна».
41. Особенности философской мысли в России.
42. Учение о «богочеловечестве» у В. Соловьёва.
43. Н. Бердяев о свободе и творчестве.
44. Софиология П. Флоренского и С. Булгакова.
45. Русский космизм.
46. Категория бытия в истории философии.
47. Бытие, его виды, формы и уровни.
48. Философские проблемы сознания.
49. Язык, речь и сознание.
50. Предметная область философской теории познания.
51. Субъективное и объективное в познании.
52. Структура и методы познания.
53. Проблема истины в философии.
54. Социальная реальность и законы её развития.
55. Синергетическая теория общества.
56. Общество и развитие цивилизации.
57. Понятие ценности. Потребности и ценности.
58. Иерархия и переоценка ценностей.
59. Материальные и духовные ценности.
60. Соотношение культуры и цивилизации. Типология культур.
61. Культура, природа, личность.
62. Диалог культур.
63. Специфика эстетического восприятия действительности.
64. Объяснение прекрасного в истории эстетической мысли.
65. Основные футурологические концепции.