Раздел 1. Научное познание и его структура
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
РЕФЕРАТ
Тема Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Наименование дисциплины__Естествознание__
__________________________________________________________________
Специальность (код, наименование) 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (базовый уровень)
Выполнил: | Руководитель работы: | |
Студент(ка)__2___курса, группа_21-КБ____ | Преподаватель естествознания | |
Ученая степень, должность | ||
Верченко Лариса Олеговна | Белая Юлия Ивановна | |
(Ф.И.О.) | (Ф.И.О.) | |
___________ (Оценка) | ||
Москва
Содержание
Введение. 3
Раздел 1. Научное познание и его структура. 4
Раздел 2. Понятие эмпирического и теоретического уровней. 5
Раздел 3. Различие и взаимосвязь уровней. 9
Заключение. 13
Список использованных источников. 15
Введение
Основная форма человеческого познания – наука. В наши дни она становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.
Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и суждений познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом исследователя помогает ему познавать глубинную связь явлений, понимать их сущность, открывать законы и закономерности.
Вместе с тем все эти методы находятся во всеобщей связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира» занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов.
Это обстоятельство является причиной, которая определила актуальность темы моего исследования.
Цель данного реферата: изучить эмпирический и теоретический уровень научного познания. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
· Проанализировать понятие научного познания и его структуру;
· Рассмотреть понятие эмпирического и теоретического уровней научного познания;
· Определить различие и взаимосвязь уровней.
Раздел 1. Научное познание и его структура
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Развитие человека невозможно без познания. Познание и знание различаются как процесс и результат.
Термин «знание» употребляют в трех смыслах:
· способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать;
· любая познавательно значимая информация;
· особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением. Второй и третий пункты являются предметом рассмотрения науки гносеологии.
Познание – это общественно-исторический, накопительный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
Процесс познания весьма многогранен. Познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. Поэтому выделяют обыденное и научное познание.
Обыденные знания не являются результатом профессиональной деятельности, и каждый из нас осуществляет их в повседневной жизни, практике.
Научные знания являются результатом специализированной профессиональной деятельности, называемой научным познанием. Теорию научного познания называют эпистомологией.
Структура научного познания включает в себя:
· объект познания,
· субъект познания,
· знание как результат и метод исследования.
Субъект познания – это тот, кто его реализует. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно (сообщество) в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ и т. д.).
Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья и т. д. Объектом исследования могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности человека: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т. д.
Объект познания всегда объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя. Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», под которым подразумевают определенный срез или аспект объекта познания.
Научное познание как профессиональный вид общественной деятельности реализуется в особой исследовательской деятельности, включающей разнообразные методы изучения объекта, которые, в свою очередь, подразделяются на два уровня познания – эмпирический и теоретический.