Человек и глобальные проблемы современности.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Основные особенности русской философии:
1. Сильная подверженность религиозному влиянию;
2. Специфическая форма выражения философских мыслей – искусство, что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой;
3. Целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
4. Большая роль проблем морали и нравственности;
5. Конкретность;
6. Широкое распространение в массах, понятность простому народу;
7. Основы предмета русской философии составляли:
a.) Проблема человека, его судьбы и смысла жизни;
b.) Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
c.) Проблемы морали и нравственности;
d.) Проблема исторической судьбы России (западники и славянофилы);
e.) Проблема власти;
f.) Проблема государства;
g.) Проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
h.) Проблема будущего.
8. Русская философия не могла в процессе своего возникновения опереться на философское наследие античности как на мощный фактор влияния, а через Византию она позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников;
9. Русская философия складывается сравнительно поздно.
10. Многие идеи и темы в философии России были заимствованы. Однако русские философы, приобщаясь к западноевропейской культуре, смогли пройти во многом сокращенный во времени путь восхождения на вершины философии, хотя и не избежали в ряде случаев влияния западноевропейской мысли.
11. За получение образования и возможность заниматься творческим интеллектуальным трудом представителям интеллигенции простой народ должен был заплатить страшной ценой - своей темнотой, невежеством, забитостью, значит, она должна народу и обязана вернуть этот долг, всячески способствуя, просвещению и изменению его образа жизни через служение народу.
УЧЕНИЕ О БЫТИИ
Парменид
Парменид доказывал, что существует только вечное и неизменное бытие, тождественное мысли, и помимо бытия нет ничего. Мышление тоже есть бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. Бытие никем и ничем не порождается. Бытие не подвержено порче и гибели. У бытия нет ни прошлого, ни будущего, бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара. Бытие находится как бы в неком состоянии целостности, равновесия, гармонии. Бытие одно. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. В противном случае, одно бытие должно двигаться относительно другого, а так как не существует движения и множественности и бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения. Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует, так как время должно быть отнесено к какому-то процессу. Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени.
Бытие – сущее единство мира, которое постигается разумом. Цели философии – объяснить, как постигается бытие и в каких формах оно существует.
Обоснование бытия через онтологическое доказательство: «Если есть мысль об общем, значит общее (бытие) существует. Общее свойство бытия – наличие разнообразных форм природы, человека, общества, истории, которое предполагает их единство».
Мартин Хайдеггер
«Бытие и время»
Бытие – единство существующего мира, открывающееся рационально. Бытие есть субъективность, т.к. становится очевидным через активную познавательную интенцию человека.
УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ, ДВИЖЕНИИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Материя
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Понятие «материя» прошло несколько этапов в своем историческом развитии:
1. Этап наглядно-чувственного представления о материи (вода, воздух, огонь и др.);
2. Этап вещественно-субстрактного представления о материи (вещество, атом);
3. Этап философско-гносеологического представления о материи (материя - всякая объективная реальность).
Атрибуты материи:
1. Системность;
2. Воздействие;
3. Движение;
4. Самоорганизация;
5. Пространство;
6. Время;
7. Отражение;
8. Структурность.
Структурность – внутренняя расчлененность реального мира.
Материальный мир делится на сферы:
1. Неживая природа;
Уровни:
а) субмикроэлемнтарный;
б) микроэлементарный;
в) ядерный;
г) атомарный;
д) молекулярный;
е) макротел;
ж) планет;
з) систем планет;
и) галактик;
к) систем галактик;
л) метагалактик;
м) вселенной.
2. Живая природа;
Уровни:
а) доклеточный;
б) клеточный;
в) многоклеточный;
г) надорганизменный.
3. Социум
Уровни:
а) индивид;
б) семья;
в) коллективы;
г) социальные группы;
е) этносы, нации, племена, расы;
ж) государства;
з) союзы государств;
и) общества, человечество в целом.
На разных уровнях материи мы сталкиваемся с особенностями проявления пространственно-временных отношений, различными видами движения.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Движение
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Философов всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Многообразие - результат активности материи. Одни объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю. Другие - взаимодействием вещества и полей. Движение - пространственное перемещение тел. Все формы движения материи взаимосвязаны. В философии движение - любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием. Движение – изменение.
Характеристика движения:
1. Неотделимо от материи, поскольку является атрибутом материи.
2. Объективно, изменения в материю может внести лишь практика.
3. Противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности.
4. Никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – тоже движение, но такое, при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения).
Типы движения:
1. Количественные изменения (перенос материи и энергии в пространстве)
2. Качественные изменения (качественная перестройка внутренней структуры объектов и превращение их в новые объекты, обладающие новыми свойствами, т.е. развитие). Развитие - движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи.
Виды развития:
1. Динамическое (усложнение объектов через раскрытие потенциальных возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи)
2. Популяционное (переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой)).
Формы движения материи и их связь с видами материи и их развитием схватывается в следующих принципах:
1. Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;
2. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших;
3. Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.
Многообразие видов движения получает единство через такие всеобщие формы, как
пространство и время.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Пространство и время
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Проблема отношения пространства и времени к материи.
Концепции:
1. Субстанциональная концепция;
Пространство и время - самостоятельные сущности, существующие наряду с материей
и независимо от нее. Свойства пространства и времени не зависят от характера протекающих материальных процессов. Пространство - вместилище вещей и событий, а время – чистая длительность, оно одинаково во всей вселенной и это течение ни от чего не зависит (Демикрит, Эпикур).
2. Реляционная концепция. Пространство и время - система отношений, образуемых движущейся материей (Аристотель, Гегель).
Реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование - теория относительности Энштейна. Специальная часть: Пространство и время зависит от движущейся материи, в природе существует единый пространственно-временной континиум. Общая часть: Пространство и время не существует без материи.
Пространство – форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, форма сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных системах.
Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.
Понятие пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражается структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени – координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состоянии в одном и том же месте пространства.
Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и проявления новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфических форм пространства и времени.
УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ
Проблемные вопросы:
1. Сущность;
2. Происхождение;
3. Основания.
Сознание – идеальное мысленное отражение мира, выраженное в субъективной форме и имеющее всеобщий исторический характер; субъективный образ объективного мира; коллективно-историческое знание о мире.
Признаки (атрибуты) сознания:
1. Интенциональность;
2. Целеполагание (первичность по отношению к действию);
3. Креативность;
4. Преобразовательный характер.
Противоречивость:
1. Индивидуально и коллективно;
2. Идеально по форме и материально по содержанию.
Материальные условия бытия сознания:
1. Материальная высокоорганизованная биологическая система – высшие отделы головного мозга и нейрон, где возникает память;
2. Наличие другого объекта, на который направлено сознание;
3. Язык как форма выражения сознания.
Сознание – феномен, отражающий становление личности.
Структура:
1. Предсознание – психика;
2. Чувственные формы сознания:
a.) Ощущение;
b.) Восприятие;
c.) Представление.
3. Логические формы сознания:
a.) Понятие;
b.) Суждение;
c.) Умозаключение.
4. Интуиция.
Виды сознания:
1. Индивидуальное;
2. Коллективное (общественное).
Виды сознания:
1. Повседневное;
2. Научное;
3. Профессиональное.
Сознание – открытая незавершенная система, которая объясняет человека 1) как индивидуальность 2) как коллективное историческое начало.
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
Понимание сущности человека меняется в зависимости от эпохи.
Античность
Человек находится в гармонии с природой. Цель человека – понять смысл своего бытия и воспитать в себе мудрость почитания природы и своего тела. Грех – нарушение законов природы. Ответственность человека – перед природой.
Средневековье
Тело человека становится греховным. Тело смертно, душа бессмертна. Душа – сущность, явленная в действии. Человек формируется через духовные начала. Бессмертие возможно только духовно – через идеи, в другой реальности.
Homo ludens – человек играющий – «карнавальный» человек, человек площади – человек, который оставался в пределах повседневности, телесного бытия и проявлялся в различных формах игры.
Homo faber – человек ремесленный – человек, творящий мир бытия посредством ремесла.
Многомерный человек – человек, который творит мир собственной жизни, в социальной жизни выполняет функции актера, игрока на площади и обязан достичь совершенства, божественности.
Эпоха Возрождения
Антропоцентризм.
Гуманизм.
Человек – высшее творение Бога и природы.
Уильям Оккам
Божественность в человеке:
1. Неповторимая индивидуальность;
2. Свободная воля;
3. Креативность (творческая способность)
Лоренцо Валла
«О наслаждении истинном и мнимом»
Становление личности - самим человеком через деятельность, в результатах которой проявляется его божественность (креативность).
Новое время
Homo sapiens – человек разумный.
Черты человека:
1. Разум;
2. Природное начало;
3. Предметно-практическая деятельность, в результате которой он создает антропогенную природу.
Немецкая классическая философия: Сила разума человека абсолютна и создает через труд и деятельность самого человека, создающего общественные формы бытия и исторические феномены культуры. Смысл бытия человека – познание мира через собственный разум.
Новейшее время
Шопенгауэр и Ницше
Человек – многомерное целостное специфическое явление, обладающее разумом, глубинной бессознательностью, абсолютной волей, экзистенциальной свободой и внутренним миром.
Имманентность человека – его незавершенность и открытость, что позволяет ему самостоятельно обретать свою сущность.
«Деяние определяет наше достоинство» (Иоганн Фихте).
Проклятие духа в том, что он отягощен материей.
Парадокс человека: человек сосредоточен на себе, но зависит от мира и проявляется только через отношение.
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Философия исследует:
1. Происхождение человека;
2. Индивидуальность человека;
3. Формы мышления человека;
4. Социальную и историческую концепцию человека - 18-19 века;
5. Формы выражения личной индивидуальности человека - 20 век.
Философские течения, предметом которых является человек:
1. Идеализм: объективный и субъективный;
2. Рационализм;
3. Психоанализ и неофрейдизм;
4. Экзистенциализм;
5. Философская антропология;
6. Феноменология.
Концепции объяснения человека:
1. Объективистская концепция;
Человек – часть природы, истории, мира и бытия, который управляется высшими метафизическими силами.
2. Субъективистская концепция.
Человек – исходное творческое начало, создающее мир в процессе своей деятельности.
Человек – первичная онтологическая ценность, открытая и незавершенная система.
Атрибутивные свойства человека:
1. Мышление;
2. Деятельность;
3. Творчество.
Специфика деятельности человека:
1. Создает ч.л. по идеальной модели, конструированной им самим;
2. Конкретность и инструментальность (с помощью методов и форм, характерных объекту деятельности);
3. Порождает новую антропогенную природу.
Дуализм человека:
Человек – крайне противоречивое существо.
1. Человек – существо природное и божественное.
2. Человек – совокупность тела и души.
3. Человек – существо единичное и общее.
4. Человек – существо биологическое и социальное.
Внутреннее противоречие человека – экзистенциональное противоречие человека – противоречие между сущим и должным (Николай Александрович Бердяев).
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Теории происхождения общества:
1. Натуралистическая теория (Шарль Луи де Монтескье);
Географические особенности.
2. Теория общественно-исторической практики (деятельности) людей (Карл Маркс);
Едина направленность действий.
3. Идеалистическая теория;
Идеи, принимаемые как единая норма и закон.
4. Теологическая теория.
Взаимная любовь – склонность человека видеть в другом отражение себя.
НАУКА И ЕЕ ФУНКЦИИ
Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Духовная сфера общества – система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство; сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет усвоение накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.
Наука – социальный институт, направленный на удовлетворение потребности общества в получении знаний.
Наука – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теории) о природе, обществе, человеке; совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки.
Функции науки:
1. Познавательная функция (теоретическое проникновение в сущность реальных явлений) (фундаментальные науки);
2. Практически-действенная (участие в преобразующей деятельности человека и общества) (прикладные науки).
КУЛЬТУРА И ЕЕ ФУНКЦИИ
Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Духовная сфера общества – система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство; сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет усвоение накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.
Культура – социальный институт, направленный на удовлетворение потребности общества в социализации подрастающего поколения.
Культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты.
Функции культуры:
1. Образовательно-воспитательная функция (социализация личности)
2. Интегративная функция (формирование чувства общности)
3. Регулирующая функция культуры (регулирование поведения личности)
4. Функция трансляции (передачи) социального опыта или функция исторической преемственности или информационная функция (передача социального опыта от поколения к поколению)
5. Функция познавательная (гносеологическая) (накопление и передача социального опыта)
6. Регулятивная (нормативная) функция связана (регулирование различных сторон и видов общественной и личной деятельности людей)
7. Знаковая функция (овладение знаковой системой)
8. Ценностная или аксиологическая функция (формирование ценностных потребностей и ориентаций)
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ
Главная цель познания - достижение научной истины.
В философии истина – цель познания и предмет исследования.
Основная проблема - возможность выработки субъектом знания, соответствующего объективному реальному миру.
Истина – соответствие слов вещам, которые они называют (Платон).
Истина - свойство субъекта, состоящее в согласии мышления с самим собой, с его априорными формами (И.Кант).
Истина - свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей (А.Августин).
Истина - адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания.
Задача философии – выявление критерия истины.
Идеалисты и рационалисты: критерий истины - мышление, т.к. оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет.
Субъективные идеалисты и сенсуалисты: критерий истины – чувства.
Логический позитивизм: Метод проверки истинности – верификация, опирающийся на законы логики.
Сторонники ведущей роли активности человека в познании: прагматическая концепция истины: сущность истины следует усматривать не в соответствии ее с реальностью, а в соответствии с «конечным критерием», предназначение которого - в установлении полезности истины для практических поступков и действий человека. Реальность внешнего мира недоступна человеку, поскольку человек непосредственно имеет дело именно с результатами своей деятельности, поэтому единственное, что он способен установить - эффективность и практическая польза знаний.
Ограниченность практических возможностей человека - одна из причин ограниченности его знаний. Истина относительна. Относительная истина - знание, воспроизводящее объективный мир неполно.
В философии используется и понятие абсолютная истина, с помощью которого характеризуется важная сторона развития процесса познания. Понятие абсолютной истины в философии разработано недостаточно (за исключением метафизической, идеалистической ее ветви, где абсолютная истина соотносится с представлением о Боге как исходной творящей и созидающей силе). Понятие абсолютной истины употребляется для характеристики того или иного специфического аспекта всякого истинного знания. Понятие абсолютной истины следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания - движением по ступеням, означающим переход от менее совершенных научных представлений к более совершенным, однако при этом старое знание не отбрасывается, а хотя бы частично включается в систему нового знания. Это включение, отражающее преемственность (в историческом смысле), внутреннюю и внешнюю целостность знания и представляющее истину как процесс, составляет содержание понятия абсолютной истины. Критерий истины – практика.
Критерий истины – средство проверки достоверности знания (от греч. kriterion – «мерило для оценки»).
Концепция истины | Определение истины | Критерий истины |
Классическая (сенсуалисты и/или рационалисты) | Истина есть соответствие мыслей и высказывания действительности | Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость |
Когерентная (рационалисты) | Истина есть согласованность знаний | Мышление. Согласованность с общей системой знаний |
Прагматическая (марксисты) | Истина есть практически полезное знание | Эффективность, практика |
Конвенциональная | Истина есть соглашение | Всеобщее согласие |
Современная наука считает критериями истинности объективность (не зависит от желаний и настроений человека), конкретность (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальность (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.
Концепции истинности:
1. Онтологическая. «Истина - то, что есть».
2. Гносеологическое. «Истина - соответствие знаний действительности».
3. Позитивистская. «Истина - опытная проверяемость».
4. Прагматическая. «Истина - полезность знания, его эффективность».
5. Конвенциональная. «Истина - соглашение».
ЧЕЛОВЕК И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Глобальные проблемы человечества – проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех представителей мирового сообщества и требующие согласованных международных усилий для их решения.
Глобальные проблемы человечества:
1. Угроза мировой термоядерной войны;
2. Экологический кризис;
3. Угроза истощения ресурсов;
4. Деморализация и криминализация общества;
5. Неизлечимость отдельных заболеваний.