Моральная ценность права (моральность) права

МОРАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПРАВА (МОРАЛЬНОСТЬ) ПРАВА — свойство права, выражающее его нравственное обоснование (соответствие моральным ожиданиям, представлениям людей, его гуманистическая направленность и пр.). Влияние права на мораль, его (права), так сказать, моральный долг заключается в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справедливости, выступать гарантом прав и свобод, инструментом утверждения приоритетов и ценностей личности. «Закон, — как подчеркивал Иммануил Кант,- предписывает не только легальность, но и моральность».

Влияние морали на право придает ему моральную направленность. Моральная ценность права заключается в том, что его нормы и институты призваны юридическими средствами и механизмами гарантировать действенность прав и свобод человека и гражданина, обеспечить возможность пользования ими, исключить произвольное вмешательство в частную жизнь и сферу личной свободы. Моральный долг права заключается в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справедливости. В этом смысле право должно стать выражением «нормативно закрепленной справедливости» (Р. З. Лившиц).

Право должно отвечать требованиям морали: прежде всего — общепринятым, общечеловеческим и элементарным требованиям, соответствующим основным началам христианской культуры или культур, однопорядковым по моральным ценностям (конфуцианству, буддизму, исламу). При этом элементарные общечеловеческие требования, основанные на Христовых заповедях («не укради», «не убий» и др.) принципиально важны для права и получают в нем глубинное выражение.

Решающим постулатом права является воплощение в нем требования справедливости, равной меры и равного юридического подхода, которое в юридической области трансформируется в важнейшее правовое начало — необходимость равновесности, равенства всех перед законом и судом, а отсюда справедливого права и справедливого его торжества в практических делах и конфликтах — правосудия. Моральность права и в первую очередь выражение в нем начала справедливости выдает генетическую общность права и морали. Эта общность и единство относятся не только к регулятивным свойствам права, т.е. содержанию законов, но и практике их реализации.

Моральные требования непосредственно «вплетены» в «ткань» права. В частности, нравственные нормы включены в регламентацию правил допроса, личного обыска, освидетельствования, следственного эксперимента. Так, следственный эксперимент возможен только при условии, если его проведение не связано с унижением чести и достоинства участвующих в нем лиц и окружающих и не создает опасности для их здоровья (ст. 183 УПК). Необходимость учитывать моральные требования возникает также при установлении следователем обязанности принять меры попечения о детях и охраны имущества заключенного под стражу (ст.ст. 150, 172, 181 УПК РФ) и др.

Множество так называемых оценочных положений («грубая неосторожность», «исключительный цинизм», «оскорбление» и др.) могут приобрести необходимую определенность и реальное юридическое действие только на основании моральных критериев и моральных оценок. С учетом этих критериев и оценок решаются принципиальные вопросы при разрешении юридических дел, связанных с назначением юридической ответственности, размера возмещения нематериального вреда, расторжением брака, лишением родительских прав и т.д.

Одним из каналов воздействия морали на право является закрепление в законодательстве определенных нравственных требований к лицам, применяющим право. Так, уголовно-процессуальный закон формулирует нравственные требования присяжным заседателям в их клятве, требуя «честного» и «беспристрастного» исполнения ими обязанностей, разрешения дела «по своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку» (ст. 443 УПК РФ).

В соответствии со ст. 4 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» судьей может быть гражданин, не допустивший порочащих его поступков. А ст. 3 указанного Закона требует, чтобы судьи при исполнении своих полномочий и во внеслужебных отношениях избегали всего, что может подрывать авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывать сомнения в его субъективности, справедливости и беспристрастности.

Из этого следует, что право — явление глубоко морального порядка и его действие невозможно без прямого включения в ткань права моральных критериев и оценок. Сближение права и морали вместе с тем не означает, что право должно превратиться в саму мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами которых право рискует утратить свою уникальность и самобытный характер.

Наши рекомендации