Ответственность родителей за детей 4 страница
68-12 Я отметил также, что ты пишешь о своих проблемах, связанных с половым возбуждением. Почему, в таком случае, ты не женишься? Либо ты станешь грихастхой, либо — какой еще есть выбор? Или ты сдерживаешь себя и молишься Кришне, чтобы Он помог тебе оставаться брахмачари, или ты женишься. (ПШП Упендре, 2 декабря 1968)
68-12 В своем письме ты ясно даешь понять, что тебе трудно обуздывать половое желание, и ты просишь меня дать тебе наставление, как справиться с этой проблемой в материальном теле. Прежде всего, ты должен знать, что в этих проблемах нет ничего неожиданного, потому что находящаяся в теле обусловленная душа склонна к падению. Но мы должны также помнить, что такие падения не разочаровывают нас и не отвращают от достижения главной цели нашей жизни — полностью осознать Кришну. Так что если случилось падение, ты должен сожалеть об этом, но это не так уж серьезно и не дисквалифицирует тебя навсегда. Старайся, однако, удерживаться от таких неестественных вещей и прими прибежище лотосоподобных стоп Кришны. Думаю, что для такого обуздания чувств брак — единственное решение. Ясно, что у каждого человека есть отвратительные привычки, но если ты накрепко связал себя с сознанием Кришны, если ты громко повторяешь предписанное количество кругов, служишь Божествам — это спасет тебя.
Итак, занимайся служением Кришне со всей серьезностью и моли Кришну помочь тебе в твоей слабости. Но я считаю, что брак — это единственное решение, и альтернативы ему нет. Если ты женишься, ты сможешь продолжать совершать все виды поклонения, причем с бόльшим равновесием ума, поэтому такое решение, вкупе с удвоенными усилиями служить как можно лучше и быть приятным для Кришны, поможет тебе. Я всегда знал, что ты добрый, искренний мальчик, так что ты должен крайне серьезно обдумать то, что я тебе написал и действовать соответственно. Буду надеяться вскоре получить от тебя следующее письмо на эту тему. P.S. Я прямо советую каждому, кого беспокоит секс: они должны принять ответственность семейной жизни. (ПШП Упендре, 9 декабря 1968)
68-12 Из твоего письма я понял, что ты стремишься стать домохозяином. Это очень хорошо. Нам нужно много домохозяев, которые могли бы подавать другим пример, как в сознании Кришны можно вести чистую и здоровую жизнь, даже в семье. Кроме того, нам нужно множество сознающих Кришну детей, чтобы показать, как прекрасно может развиваться ребенок, когда он следует принципам сознания Бога.
Так что твое решение очень правильно, но в настоящее время у нас много девушек, которые либо слишком молоды, либо уже помолвлены, либо уже слишком стары. Есть и несколько славных девушек, на которых ты мог бы обратить внимание, особенно: Туласи-деви и Анурадха-деви, но у них у обеих маленькие дети, а Туласи-деви еще и немного старше тебя, насколько я понял. Если хочешь, мы можем спросить этих девушек, хотят ли они сейчас выйти замуж. Или же подожди подходящей девушки, кто это будет, я пока не могу сказать, может быть, кто-то скоро проявится, и как только она проявится, мы сделаем необходимые шаги. Кроме того, мы планируем открыть школу для обучения наших детей сознанию Кришны, а я знаю, что Сатьябхама-деви обладает некоторой квалификацией как учитель. Эта школа будет открыта либо в Новом Вриндаване, либо в Лос-Анджелесе, так что попроси ее, пожалуйста, дать мне знать о том, какой квалификацией она обладает и что она думает об этой идее. Пожалуйста, передай мои благословения всем преданным, особенно Парамананде, Даяла-Нитаю и Сатьябхаме, от которых я уже довольно давно не имею вестей. Надеюсь, сие застанет тебя в добром здравии. (ПШП Нандакишоре[КМ-д96] , 11 декабря 1968)
68-12 Из твоего письма я понял, что ты стремишься стать домохозяином. Это очень хорошо. Нам нужно много домохозяев, которые могли бы подавать пример другим, как в сознании Кришны можно вести чистую и здоровую жизнь, даже в семье. Кроме того, нам нужно множество сознающих Кришну детей, чтобы показать, как прекрасно может развиваться ребенок, когда он следует принципам сознания Бога. (ПШП Нандакишоре, 11 декабря 1968)[КМ-д97]
68-12 Относительно твоих мыслей насчет женитьбы: я считаю, что тебе пока нужно отвратить свой ум от этой идеи. Брак не настолько важен. Ты еще не вошел в возраст, настолько зрелый, что брак был бы необходимостью. Постарайся оставаться брахмачари, это важно. Девушек, на которых ты сможешь жениться, будет немало, так что если ты захочешь, найти тебе жену не составит труда. А пока постарайся оставаться брахмачари как можно дольше. Если же тебе все же очень хочется, тогда можешь написать Брахмананде в Нью-Йорк, потому что в июне там будет несколько девушек выпускниц школы, пригодных для брака. (ПШП Нанда-Кишоре, 29 декабря 1968)
69-01 Я очень рад тому, что ты пишешь: что и ты, и Химавати жертвуете своим сном и поздно ложитесь. По милости Кришны, Химавати красива не только внешне, она красива и внутренне. Иначе разве она сказала бы, что у тебя есть разрешение на чувственное наслаждение, но что ты будешь делать с этим разрешением? Соблюдать целибат хорошо для брахмачари, но человек, который способен соблюдать целибат, имея красивую и покорную жену — это больше, чем брахмачари. Впрочем, тот, кто имеет только одну жену и верен ей, также считается брахмачари. Вы станете хорошим примером, если оба согласны больше не предаваться чувственному наслаждению, но при этом оставаться мужем и женой и жить вместе. Однако это возможно, только если вы оба будете сосредоточены на деятельности в сознании Кришны. Я очень благодарен вам за ваши искренние усилия в этом направлении. (ПШП Хамсадуте, 12 января 1969)
69-02 Поскольку майя иногда возбуждает тебя, ответ очень прост: мужчина должен либо крепко держать свои чувства в узде, либо жениться. Если человек достаточно силен в сознании Кришны, ему нет необходимости становиться грихастхой, но если половое желание все еще беспокоит его, тогда женитьба — это единственный выход. Однако если человек остается брахмачари, он должен быть уверен, что способен соблюдать все правила и предписания очень строго. В духовной жизни нет места обману подобного рода. Чайтанья Махапрабху никогда не критиковал домохозяев за то, что они занимаются сексом ради зачатия детей. Но когда дело коснулось Харидаса Младшего, который был санньяси, но которого посещали похотливые мысли, Господь Чайтанья не стал этого терпеть, и Харидас Младший был лишен общества Господа. Поэтому очень важно, чтобы мы оставались тверды в своих обетах брахмачари, либо, если это слишком для нас тяжело, приняли семейную жизнь, как единственное удовлетворительное решение. (ПШП Хришикеше, 8 февраля 1969)
69-04 Я очень рад, что ты думаешь о женитьбе. Почему бы тебе не жениться на одной из девушек нашего Общества? Думаю, вместо того, чтобы ехать в Индию, тебе лучше было бы найти девушку в нашем Обществе, например, в Америке или Канаде. У нас немало славных девушек, и такая жена поможет тебе развиваться дальше в сознании Кришны. Ты уже привык к климату в этой части света, и у тебя есть хорошая работа. Поэтому я рекомендовал бы тебе жениться здесь. Господь Рамачандра однажды сказал, что жену можно найти в любой стране: деше деше калатратрани. Деше деше означает «в любой стране», а калатратрани значит «жёны». Все кшатрии брали себе жен в разных странах. Конечно, от тебя не требуется иметь много жен в разных странах, но если ты найдешь одну жену в одной стране, вреда не будет. Однако я советую тебе жениться на девушке из нашего Общества. Тогда ты будешь счастлив. (ПШП Гопала-Кришне, 30 апреля 1969)
69-05 Ты упоминаешь о том, что, возможно, захочешь жениться. А если ты думаешь о женитьбе, тогда не может быть и речи о том, чтобы изображать из себя брахмачари. (ПШП Шивананде, 8 мая 1969)
69-06 Я понимаю беспокойство твоего ума, но зачем поддерживать это неестественное беспокойство? Ты можешь стать домохозяином. Это не запрещено. Есть немало прекрасных примеров домохозяев, и ты тоже можешь стать домохозяином. Наш принцип состоит в том, чтобы войти в семью Кришны. В мире Вайкунтхи множество преданных имеют жену, но они настолько поглощены сознанием Кришны, что забывают и думать о половой жизни. Так или иначе, вместо того, чтобы терпеть возбуждение ума, лучше стать женатым человеком и со спокойным умом заниматься развитием сознания Кришны. Таков мой вердикт, и когда я начинал это Движение, я вдохновил на брак очень многих из своих учеников. Никаких препятствий в этом отношении я не вижу, и ты можешь сделать необходимые шаги в этом направлении. (ПШП Мадхудвише, 3 июня 1969)
69-06 Я очень рад твоему сообщению о делах Шачисуты. Он очень умный и серьезный преданный, но из-за своих прежних привычек немного непостоянен. Думаю, если есть подходящая девушка, ты можешь начать сватовство, тогда [женившись] он станет более постоянным. У него есть разнообразные способности, и он может быть очень полезен для нашего Движения, но поскольку он немного беспокоен, постарайся помочь ему стать очень серьезным и найти себе жену среди девушек нашего Движения. Пожалуйста, передай ему мою благодарность, поскольку он очень хорошо работает в Буффало. (ПШП Рупануге, 16 июня 1969)
69-06 Из твоего утверждения явствует, что ты не собираешься заниматься журналом «Обратно к Богу» после №29, поскольку он находится в его (Брахмананды) руках. Не пойму, что ты под этим подразумеваешь. Всё [что мы делаем] — дело Кришны. Это не мое дело, не дело Брахмананды, ни Хаягривы. Это дело Кришны, и мы хотим послужить Ему как можно лучше. Я хотел сэкономить 600 долларов ежемесячно и пустить их на что-нибудь другое, но это не значит, что ты должен приостановить свою работу как один из редакторов «Обратно к Богу». Ты говоришь, что бόльшая часть твоего времени будет отдана зарабатыванию денег, но это не значит, что ты должен теперь перестать служить Кришне. Ты молишь Кришну, чтобы Он позволил тебе лучше служить мне, а когда Кришна говорит с тобой через меня, ты колеблешься, не зная, принять ли Его слова. Я не понимаю, зачем вообще тебе работать, если ты намерен остаться брахмачари. Тут со мной живет идеальный брахмачари. Он день и ночь работает вместе со мной. Почему бы тебе не сделаться таким же брахмачари и не приехать сюда? Домохозяин вынужден работать, чтобы поддерживать дом, жену и детей. Но брахмачари зачем впрягаться в работу только ради насыщения собственного желудка? Для насыщения желудка все необходимое уже предпринял Кришна. Кришна посылает пищу птицам и зверям, неужели же Он не обеспечит пищей брахмачари? Пища — это не проблема.
Поэтому мой тебе совет: либо стань настоящим домохозяином и отдавай 50% заработка Кришне, 25% семье и 25% откладывай, либо строго следуй принципам жизни брахмачари. У брахмачари нет другой заботы, кроме как служить своему духовному учителю. Таково утверждение Бхагаватам. Брахмачари обязан прислуживать своему духовному учителю, и все, что ему удается собрать как милостыню, является собственностью духовного учителя, а не брахмачари. Так живет настоящий брахмачари. Если брахмачари зарабатывает деньги для собственного чувственного удовлетворения, это не брахмачари. Пусть лучше он станет домохозяином и живет себе спокойно. Что касается работы, то ее для тебя предостаточно. Ты обладаешь прекрасной квалификацией в редактировании литературных трудов, и у нас достаточно работы для тебя. Раньше ты очень хотел переселиться из Нью-Йорка в Лос-Анджелес из соображений здоровья. Теперь же, когда я говорю, что ты можешь приехать сюда, здесь есть прекрасная комната для тебя, трудись хоть сутками, я не понимаю, по какой причине ты не приезжаешь. Но я все же прошу тебя оставить все остальные занятия, приехать сюда и посвятить себя полностью редакторской работе.
Что касается пищи, думаю, что в ней недостатка не будет. Считаю, это предложение является наилучшим для тебя, и ты должен приехать сюда немедленно. Ты говоришь, что твой ум, к сожалению, блуждает. Это обычное состояние ума, но если ты просто сосредоточишь его на лотосе стоп Кришны, этот мошенник больше не будет тебя беспокоить. Мой Гуру Махараджа не раз говорил, что надо вставать рано утром и бить ум 100 раз башмаком. Потом, когда ложишься спать, надо взять палку от метлы и дать уму еще 100 ударов. Ум так беспокоен, что привести его к повиновению можно только с помощью метода, описанного Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Ты можешь испытать этот метод и запретить уму метаться туда-сюда. Если ты воспользуешься методом Бхактисиддханты Сарасвати, он, конечно же, прольет на тебя все свои благословения и поможет тебе управиться с умом.
Я благодарен тебе за уважение, что ты считаешь меня личностью, находящейся на сверхчеловеческом уровне, и это заставляет тебя верить в Бога и т.д. Если ты убежден в этом факте, тогда я прошу тебя немедленно приехать сюда. И если ты решишь приехать, можешь взять с собой некоторые вещи, список которых я тебе пришлю после того, как услышу твой положительный ответ. Пусть Кришна благословит тебя сильным разумом. Я уверен, что Он так и сделает. (ПШП Раяраме, 29 июня 1969)
69-07 По поводу твоего вопроса о браке: дело в том, что я санньяси и не касаюсь семейной жизни, но поскольку я хочу видеть своих учеников счастливыми, я прошу тех из них, кого беспокоит половое желание, жениться. Другой принцип состоит в том, что брахмачари должны жертвовать весь свой доход или все, что им удается собрать, Движению сознания Кришны, а женатые должны работать, зарабатывая как можно больше денег, и, по крайней мере, 50% тратить на Движение сознания Кришны. Мы не возражаем против твоей женитьбы, но лишь от тебя зависит решение, согласен ли ты трудиться изо всех сил и зарабатывать деньги для Кришны и для своей семьи. Ты не можешь жениться и не зарабатывать денег. Конечно, если ты удовлетворишься скромным доходом от проповеди Движения санкиртаны, это тоже хорошо. Я считаю, что твой духовный брат Рупануга — идеальный домохозяин, и ты должен стараться подражать ему. (ПШП Шачисуте, 5 июля 1969)
69-07 Что касается человеческих слабостей, то все они могут быть преодолены, если использовать всё в сознании Кришны. Наш Кришна — величайший домохозяин. Кришна отнюдь не нищий бродяга, и мы стремимся войти в семью Кришны и общаться с Ним лично. В духовной жизни тоже есть мужчины и женщины. Они очень красивы и привлекательны, но они так поглощены мыслями о Кришне, что половой жизни в духовном мире нет. Это означает, что сознание Кришны настолько возвышенно и полно счастья, что превосходит удовольствие от половой жизни. В материальном мире, из-за недостатка знания о Кришне, половая жизнь считается источником высочайшего наслаждения. Так или иначе, наша философия запрещает лишь незаконную половую жизнь, а не половую жизнь как таковую. В сознании Кришны есть немало прославленных домохозяев. Так что жениться и стать образцовым домохозяином — это идеальная жизнь в сознании Кришны. Если девушка, которая хочет выйти за тебя замуж, примет сознание Кришны, а ты, как я понял, уже находишься в сознании Кришны, вы будете прекрасной парой, при условии, что будете жить под достойным доверия руководством. Мне очень приятно, что ты хочешь жить под моим руководством, и если ты на самом деле будешь следовать ему, я буду руководить тобой, даже в семейной жизни. (ПШП Джеймсу Дуди, 10 июля 1969)
69-09 Я рад, что у тебя все хорошо получается в филадельфийском храме, и Субала пишет, что ты ему очень сильно помогаешь. Что касается Рохини-деви, то не беспокойся о ней. Возможно Кришна хочет, чтобы ты оставался брахмачари. Ты не очень хотел жениться, это она настаивала. Теперь отец забрал ее, прими это как желание Кришны. Если ты решил оставаться брахмачари, я могу позвать тебя обратно, чтобы ты помогал лично мне, когда я вернусь в Штаты. Я был очень доволен твоим служением. Пусть Кришна снова и снова благословляет тебя. (ПШП Шридхаме, 22 сентября 1969)
69-11 Сознание Кришны не ограничено каким-то кругом. Брахмачари, грихастха или санньяси — любой человек достоин того, чтобы развивать сознание Кришны. Это стадии постепенного развития способности управлять чувствами в условиях материального мира. Наилучшим является любой уклад жизни, подходящий для данного человека и позволяющий ему наилучшим образом осуществлять осознание Кришны. Обычно, если человек способен оставаться брахмачари, это очень удобно, а из брахмачарьи можно перейти в санньясу. Но Тхакур Бхактивинода говорит, что в эпоху Кали лучше практиковать сознание Кришны в качестве домохозяина. (ПШП Мандали-Бхадре, 2 ноября 1969)
69-11 По поводу твоей женитьбы: мое мнение, и я его не скрываю, заключается в том, что если человек способен остаться навсегда брахмачари, и сексуальные желания его не беспокоят, или он способен их терпеть, ему нет никакой необходимости жениться и брать на себя дополнительную ответственность. Но тот, чей ум беспокоен, должен жениться. Поэтому каждый должен сам решить для себя, жениться ему или не жениться. Факт, однако, состоит в том, что если человек полностью погружен в служение Кришне, половое желание не причиняет ему слишком уж много беспокойства. Но ты работаешь на стороне, встречаешься с карми и разными типами людей. При определенных обстоятельствах, если у тебя хорошая жена, которая помогает тебе, брак очень благоприятен. Другая трудность состоит в том, что в современной цивилизации всех обуревает дух независимости. Девушки сейчас не смиренны и не подчиняются своим мужьям. Поэтому ты должен быть готовым терпеть разные причуды своей будущей жены.
Согласно нашей ведической культуре, разногласия между мужем и женой не принимаются слишком всерьез. Но современная эпоха допускает даже развод, и начать его может как муж, так и жена. Все это не очень хорошо. Однако после свадьбы разногласия или непонимание между мужем и женой обязательно возникнут. Итак, взвесь все эти соображения и решай сам. Если ты женишься, я не буду возражать, ведь у меня много женатых юношей и девушек, и они живут в мире и согласии. Если ты женишься на канадке, у тебя тут же решится вопрос с гражданством, и ничего не надо будет ждать. Таков закон в США, а как в Канаде, я не знаю. (ПШП Гопала-Кришне, 26 ноября 1969)
70-01 Относительно твоего брака: я обеими руками «за», но я не знаю юридической стороны дела. К тому же, девушка не посвященная. Но если она очень послушно служит в храме, я не вижу никаких препятствий, чтобы тебе на ней жениться, а позже она получит посвящение. (ПШП Рактаку, 9 января 1970)
70-02 Я всегда говорю прямо и определенно: если человек может оставаться брахмачари, это очень хорошо, но деланной брахмачарьи нам не нужно. В Бхагавад-гите сказано, что тот, кто внешне изображает самоотречение, а втайне мечтает о чувственных наслаждениях, достоин осуждения и называется митхйачара, что означает «притворщик». Нам не нужны толпы притворщиков — одна искренняя душа лучше. Нет ничего дурного в том, чтобы взять жену, и жить, не имея беспокойства в уме, и так честно развиваться в сознании Кришны. (ПШП Лалита-Кумаре, 2 февраля 1970)
70-03 Жениться или не жениться — это не наш вопрос. Если мы видим, что женившись, человек сможет служить лучше, чем неженатый, тогда он должен жениться — вот наш принцип. Так что если ты считаешь, что, взяв Джйотирмайив жены, ты будешь счастлив, и у тебя прибавится вдохновения исполнять свои обязанности в сознании Кришны, я даю тебе разрешение, делай, пожалуйста. Я знаю, что все мои духовные дети превосходно служат, став грихастхами, так что я надеюсь, что ты, женившись, также станешь служить еще лучше. (ПШП Тамала-Кришне, 4 марта 1970)
70-03 Не думаю, что Хамсадута давит на тебя, чтобы ты женился. Женитьба — это компромисс для человека, который не может обуздать свое половое желание. Конечно, юношам в вашей стране это нелегко, потому что они имеют свободный доступ к общению с девушками. Как бы то ни было, я открыто заявляю всем: каждый может жениться, и не надо ничего из себя строить. Но если человек способен оставаться брахмачари, никто не должен вынуждать его жениться. Однако в зрелом возрасте, скажем, в 50 лет, каждый должен удалиться от своей жены. Семейная жизнь не предполагает, что нужно жить с женой всю жизнь. Это определенный этап, например, от 25 до 50 лет, человек берет жену, живет с ней, самое большее, до 50 лет, а затем должен прекратить всякие половые отношения — строго. А в старости, лет в 65-70 каждый должен принять отречение, санньясу, если не по внешнему облику и одежде, то по образу жизни. Наши ученики, брахмачари они или грихастхи, обучаются постоянной занятости в бескорыстном служении Кришне. Это совершенство санньясы. Так что если все учатся этому образу жизни, то все мы при любых обстоятельствах являемся санньяси. В Бхагавад-гите так и сказано, что тот, кто не стремится к результату любой своей деятельности, а действует лишь из чувства долга перед Кришной, на деле является санньяси и йогом. Так что, какой бы образ жизни мы ни приняли, мы должны соблюдать этот принцип: трудиться ради Кришны из чувства долга и не привязываться к результату. (ПШП Тривикраме, 7 марта 1970)
70-04 Смотреть на женщин — не препятствие на пути духовного прогресса, а вот смотреть на женщин с точки зрения чувственного наслаждения — это уж никак с духовным прогрессом несовместимо. В этой стране общение с женщинами очень свободно, и ум наш порой приходит в возбуждение. Поэтому мы должны принять какие-то меры безопасности, и лучшая из таких мер — это рост в сознании Кришны. Господь Чайтанья говорил, что Его ум приходит в возбуждение даже при виде деревянной статуи. Возбуждение ума при виде женщины совершенно естественно. Если прислушаться к словам Господа Чайтаньи, что Его ум возбуждается при виде деревянной статуи, то что же говорить о нас, когда мы видим живую женщину? Следовательно, мы должны обуздывать себя посредством развития сознания Кришны. Но если это становится слишком трудно для нас, тогда нужно жениться, обуздать таким образом половое беспокойство и мирно исполнять практику сознания Кришны. Однако, если человек способен обходиться без секса, если он перенес свои привязанности на сознание Кришны, его позиция достойна похвалы. Так что не нужно лицемерить: лучше жениться и жить спокойно. (ПШП Джаяпатаке, 17 апреля 1970)
71-02 Ты пишешь, что слишком погружаешься в мирские мысли о половой жизни. Если дело обстоит так, тогда тебе, скорее всего, надо жениться. В сознании Кришны мы не занимаемся искусственным подавлением желаний, наша философия в том, что все можно использовать в служении Кришне. Мой Гуру Махараджа давал ученикам санньясу, чтобы они проповедовали это Движение, а я создаю семейные пары, и они прекрасно распространяют послание Господа Чайтаньи. Поэтому если у тебя есть такая склонность, и ты можешь найти подходящую девушку, я разрешаю тебе жениться. (ПШП Минакетане, 24 февраля 1971)
71-03 Да, если Карандхара это рекомендует, вы оба — и ты, и Нарада-Муни-дас — можете жениться. Я не возражаю. Но вы должны быть уверены, что справитесь со всей ответственностью, налагаемой браком. Тогда все в порядке. (ПШП Шукадеве, 25 марта 1971)
71-07 Что касается женитьбы Радхабаллабхи, ты должен, прежде всего, поговорить с ним о том, что брак — не комедия, нужно принять его очень серьезно. О разводе не может быть и речи, и если он даст обещание не разводиться со своей женой, тогда я даю разрешение, в противном случае — нет. За последнее время слишком много пар погрузилось в воды майи, и это обескураживает. Так что если он согласен на эти условия, тогда можешь провести для него свадебную церемонию, с моего благословения. (ПШП Хридаянанде, 5 июля 1971)
71-07 Два брака, которые ты рекомендуешь, могут быть заключены тогда же, но лишь после того, как ты серьезно побеседуешь с участвующими в них преданными. Брак не должен превращаться в фарс, это очень серьезное дело. За последнее время слишком много пар было унесено волнами влияния майи. Это трудно контролировать, но преданные должны понимать, какую ответственность налагает статус домохозяина. И никаких разводов. Всего этого уже слишком много, и я этим очень недоволен. Если они обещают не разводиться ни при каких обстоятельствах, но трудиться вместе в служении Господу, тогда я разрешаю им жениться и даю им свои благословения. В противном случае — нет. (ПШП Бхагаван-дасу, 7 июля 1971)
71-07 Что касается твоего брака: я не возражаю, но ты должен обещать никогда не разводиться, а трудиться вместе c женой в сознании Кришны на протяжение всей вашей жизни. Брак — серьезное дело, к нему нельзя относиться легкомысленно. Вы должны оставаться сильными в служении Кришне, тогда семейная жизнь будет очень хорошей; в противном случае вы, к сожалению, понесетесь по волнам майи без руля и без ветрил. Так что поддерживайте силу в служении Кришне, повторяя без пропусков по шестнадцать кругов на четках, читая нашу литературу, выходя на уличную санкиртану и т.д. Таким образом, займите себя полностью в служении Кришне, и тогда ваша жизнь будет счастливой, а в конце ее вы вернетесь домой, к Богу. (ПШП Бату-Гопале, 8 июля 1971)
71-08 Что касается твоей женитьбы, я не возражаю, при условии, что ты согласен с несколькими пунктами. Прежде всего, ты должен обещать, что не будешь разводиться ни при каких обстоятельствах. Брак — дело серьезное, к нему нельзя относиться легкомысленно. В сознании Кришны не может быть и речи о разводе. Поэтому я прошу всех, кто хочет жениться, подписать документ, в котором они обещают не разводиться. По этому поводу нужно проконсультироваться с Карандхарой Прабху, и он должен составить такой документ, как это сделал Рупануга в Н-Й. А затем, если ты считаешь, что можешь справиться с ответственностью, которую налагает семейная жизнь, тогда без промедления приступай к церемонии, имея все мои благословения. (ПШП Мадхукантхе, 8 августа 1971)
71-09 Что касается твоего брака, я не возражаю, если ты получил одобрение Карандхары. Лилашакти, кажется, очень хорошо проповедует, так что помогайте друг другу проповедовать все лучше и лучше это Движение сознания Кришны. Не сбивайтесь с пути. Развода не может быть никогда, это совершенно запрещено. Всегда думай о Кришне и будь счастлив. (ПШП Мадхучаре, 25 сентября 1971)
72-01 Если ты и твоя жена хотите иметь детей, чтобы воспитать их в сознании Кришны и если вы готовы нести полную ответственность за их освобождение из тисков рождения и смерти, тогда я не возражаю. Я разрешил, в качестве компромисса, своим ученикам жениться и вести семейную жизнь, потому что вы, американские юноши и девушки, привыкли свободно общаться друг с другом. Что поделать? Но жизнь брахмачари, или целибат лучше, потому что когда мужское семя не расходуется, оно удобряет мозг и улучшает память, и тогда наше сознание Кришны становится совершенным: и слушание, и пение, и памятование. В этом заключается метод. (ПШП Шри Говинда-дасу, 20 января 1972)
72-02 Сим уведомляю, что получил твои письма от 14 и 24 января 1972 и твою телеграмму по поводу брака. Я не возражаю и даю тебе свои благословения. На самом деле лучшие мои управляющие — грихастхи, потому что у них есть естественная склонность решать вопросы, так что если она есть и у тебя, если вы с женой решили открыть центр в Джакарте и служить Кришне вместе, и если твои духовные братья советуют тебе это, тогда почему же не жениться на этой девушке? Однако ты должен впредь нести полную ответственность за то, чтобы она была защищена и получала сознание Кришны, и вопрос о разводе не должен возникать никогда, это мои условия. Так что если ты согласен соблюдать эти условия, я не возражаю. (ПШП Амогхе, 15 февраля 1972)
72-02 Существует система брахмачарьи, но если человек не очень силен, ему разрешается жениться, однако он должен знать, что побочные эффекты всегда будут мучительными. Повсюду я вижу людей: муж и жена, семья — и все они страдают, но все равно продолжают производить [детей]. Секс — это сплошное беспокойство. Поэтому человеку следует стать дхирой и не привлекаться половыми отношениями.
Впредь каждый, кто намерен жениться, должен зарабатывать деньги в миру и жить вне храма. Желающие жениться должны знать об этом заранее и быть готовы нести это бремя. Пусть они женятся, но лишь на свой страх и риск. Я больше не могу давать разрешения. Мой Гуру Махараджа никогда не давал таких разрешений, но когда я приехал в вашу страну, это было особое положение, и я пошел на компромисс. Однако больше я этого делать не хочу, поэтому разрешений не даю, но все могут жениться на свой страх и риск, зная, что это дело всегда мучительно. (ПШП Харшарани, 28 февраля 1972)
72-02 Все эти хлопоты по поводу брака внушают мне глубокое отвращение, потому что почти каждый день я получаю какие-то жалобы от мужей и жен, а я санньяси, и консультировать по семейным отношениям — вовсе не мое дело. Поэтому впредь я больше не даю разрешений на браки, и те, кто хочет жениться, должны зарабатывать деньги на содержание жены в миру и селиться отдельно от храма. В храме муж и жена должны жить раздельно, это обязательно, а иначе какой смысл в духовном обществе, подобном нашему? Я сделал уступку, но как я могу вдохновлять людей на то, что заведомо принесет невзгоды? (ПШП Киртирадже, 28 февраля 1972)
72-07 Твой муж вернулся из Лондона совершенно подавленный разлукой с семьей. Нет необходимости жить раздельно. Вы, муж и жена, живите вместе и служите как можно лучше Господу. Мы никогда никого не отговаривали от семейной жизни, вы оба разумные люди и способны планировать. Организуйте свою жизнь так, чтобы с еще бόльшим энтузиазмом исполнять служение Господу. Таково мое желание. (ПШП Нандарани, 8 июля 1972)