Проблема человеческой природы. Некоторые мыслители Ренессанса обратили внимание на проблему человеческой природы как некоей постоянной данности

Некоторые мыслители Ренессанса обратили внимание на проблему человеческой природы как некоей постоянной данности. Так, знаменитый французский скептик XVI в. Мишель Монтень (1533–1592) говорит, в частности, о величайшей трудности для тех, кто занимается изучением человеческих поступков. Обычно наши действия так резко противоречат друг другу, что кажется невероятным, чтобы они исходили из одного источника[149].

"Опыты" – основное философское произведение Монтеня, в котором в несистематизированной, афористической форме изложены его наблюдения над окружающей жизнью, "практически-философское воззрение" на человека. Монтень подчеркивает, что есть некоторое основание составлять себе суждение о человеке по наиболее обычным для него чертам поведения в жизни. Однако наши обычаи и взгляды непостоянны. Те же мыслители, которые стараются представить нас постоянными, на самом деле подгоняют наши поступки под некий обобщенный образ.

В жизни, как рассуждает Монтень, мы колеблемся между различными планами: в наших желаниях никогда нет постоянства, нет свободы, нет ничего безусловного. Мы все лишены цельности и состоим из отдельных клочков, каждый из которых в каждый данный момент играет свою роль. Настолько многообразно и пестро наше внутреннее строение, что в разные моменты мы не меньше отличаемся от себя самих, чем от других.

Воззрения Монтеня связаны с тотальной критикой возрожденческого титанизма. Это признание слабости и ничтожества человеческого существа и это выражение бессилия перед хаосом жизни. Монтень чужд возрожденческому титанизму, возрожденческому артистизму и возрожденческому самоутверждению человеческой личности в ее принципиальном и нерушимом антропоцентризме.

О человеческой же природе размышляет и другой мыслитель, основатель экспериментирующей науки нового времени Фрэнсис Бэкон (1561–1626). По мнению Бэкона, природа в человеке часто бывает сокрыта, иногда подавлена, но редко истребляема. "Принуждение заставляет природу мстить за себя, поучения несколько смиряют ее порывы, но только привычка может ее переделать или покорить"[150]. Где природа могущественна и победа, следовательно, трудна, первым шагом к ней должно быть умение вовремя обуздать свой порыв. И пусть никто не верит вполне победе над своей природой, ибо природа может долго не давать о себе знать и вновь ожить при случае или соблазне.

По мнению итальянского философа Томмазо Кампанеллы, человек превосходит животных. Несмотря на это, человек возвышается над животным духом гораздо больше, нежели сам этот дух возвышается над неодушевленными вещами. Но это происходит не потому, что человек обладает лучшими органами. В нем заключено нечто более высокое, чем просто телесный дух.

По словам Кампанеллы, важно учитывать также божественность человека, на которую указывает магия. Она творит чудеса руками человека – как те, которые может сотворить природа, вроде чудес египетских магов, так и те, которые может сотворить природа. О божественности человека свидетельствуют и предсказательные искусства.

Размышления представителей позднего Ренессанса о человеческой природе сводились в основном к обоснованию исключительности человека как живого существа, возвышающегося над другими живыми существами. Философы указывали на тот факт, что именно человеческая деятельность выделяет человека из природного царства.

Возрожденческий индивидуализм отражал стихийное самоутверждение человека. Отсюда свободное и независимое отношение к средневековой ортодоксии. Неоплатонизм придавал мироощущению человека Ренессанса поэтический, жизнерадостный характер. Природа осмысливалась как наполненная божественными силами. Все это обусловило рождение гуманизма как системы взглядов в области морали, политики, педагогики и общественного прогресса.

Индивид, который в философии Ренессанса рассматривался как изолированный от всей окружающей природы, не мог трактоваться как последнее и абсолютное основание и для природы, и для общества, и для истории. Отсюда ощущение недостаточности и неокончательности сложившегося образа человека. В истории европейской мысли не было другой эпохи, которая с подобной силой утверждала бы человеческую личность в ее грандиозности, в ее красоте и величии.

[126] Ренессанс. Образ и место Возрождения в истории культуры. М., 1987.

[127] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 239.

[128] Н.А.Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. С. 18.

[129] Ср.: Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб., 1905. Т. 1. С. 171.

[130] См.: Там же. С. 299.

[131] Баткин Л.М. Возрождение // Человек. М., 1991. Т. 1. С. 217.

[132] Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С. 40.

[133] Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. 1. С. 129.

[134] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 60.

[135] Там же. С. 241.

[136] Баткин Л.М. Возрождение // Человек. М., С. 217-218.

[137] Зедльмайр Г. Утрата середины // Общество. Культура. Философия. М., 1983. С . 92.

[138] Sedlmayr H. Verlust der Mitte. Salzburg, 1948. S. 226.

[139] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. С. 313.

[140] Гарэн Э. Гуманизм итальянский. М., 1986. С. 137.

[141] Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. М., 1991. С. 221.

[142] Роззак Т. Незавершенное животное. Форпост эпохи Водолея и эпохи сознания // Человек и общество. М., 1992. Вып. 4. С. 179-180.

[143] Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. Саратов. 1989. С. 52-53.

[144] Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. С. 135.

[145] Там же. С. 6.

[146] Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М., 1987. С. 37.

[147] См.: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. С. 557.

[148] История всемирной литературы. М., 1973. Т. 3. Вып. 3. С. 28.

[149] См.: Монтень. Опыт // Человек. М., 1991. С. 259.

[150] Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические // Человек. М., 1991. С7. 265.

Наши рекомендации