Какова особенность социалистическо-утопического
Направления?
Социалистическо-утопическое направлениебыло широко распространено в философии Франции во второй половине XVIII – начале XIX вв. Философы данного направления подвергали жесткой критике существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Данные идеи нашли поддержку среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. Видными социалистами-утопистами Франции были Г. Мабли, Ф. Бабёф, К. Сен-Симон и Ф. Фурье.
Габриэль Мабли(1709 – 1785) – философ, историк и писатель, один из зачинателей социалистическо-утопического направления в философии Франции, он подвергал суровой критике философию Просвещения в целом, называя свое время «веком болтовни и парадоксов». Основные работы: «Начальные основания нравоучения», «О изучении истории» и др.
Он отвергал и материализм, и деизм, и атеизм, полагая, что все они слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убивают душу народа, практически не уделяют никакого внимания морали. Сам же он основным назначением философии считал распространение морали и нравственности. Этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия.
Он был убежден, что сама природа человека заставляет его жить сообща с другими людьми – в обществе, поэтому видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а деятельность людей направлена на обеспечение себя и соплеменников, золотой век человечества. Мабли был сторонником идеи о том, что причиной гибели первобытного коммунизма, «золотого века человечества», а также причиной всех несчастий и противоречий в обществе явилось возникновение частной собственности и разделение людей на классы. Идеал общества Мабли усматривал в первобытнообщинном коммунизме, призывая возвратиться к обществу без частной собственности. В то же время он полагал, что его идеалы неосуществимы на практике, т.к. частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости.
Франсуа Бабёф (1760 – 1797) – первый коммунист-теоретик и практик, решительно отвергший все философские теории, которые, по его мнению, носили половинчатый характер и не имели целью принесение народу счастья. Он подверг жесткой критике существующее общество и государство. Главным социальным злом считал возникновение частной собственности и разделение общества на противоположные классы – богатых и бедных.
Бабёф считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, где вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами. Он был убежден, что указанное общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка.
Бабёф стал первым философом-коммунистом, который попытался осуществить свои идеи на практике. Он подготовил вооруженное восстание, нашел сторонников, составил манифесты и программу действий будущего революционного правительства. Его организация получила название «Заговор во имя равенства». В 1797 г. заговор раскрыли, а Бабёфа и некоторых его соратников казнили.
В дальнейшем, в XIX и ХХ вв., его учение о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании как средстве его достижения получило название бабувизма и имело много сторонников.
Клод Сен-Симон(1760 – 1825) – французский философ, продолживший традицию утопического социализма во Франции. Он выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм. В качестве базовой сферы жизни общества он выделил экономику: экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение. Данное объяснение общественных явлений называется экономическим детерминизмом.
Сен-Симон выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени – к другой (чем предвосхитил идеи Карла Маркса). Лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей.
В качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое «промышленное общество»,которое будет построено по иерархическому принципу, причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключительно способности человека. Сен-Симон оптимистически смотрел в будущее и верил в то, что человечество обречено в силу неуклонного прогресса экономики на построение идеального общества. Он даже выдвинул идею о замене существующей религии «новой религией», смыслом которой будет лозунг: «Человек человеку – брат».
Франсуа Фурье (1772 – 1837) – французский философ, также относящийся к социалистам-утопистам. Он утверждал, что буржуазная мораль лжива, но атеизм опасен, поскольку лишает человека надежды на будущее.
По его мнению, человек, история, общество развиваются по законам природы. Причем буржуазное общество заключает в себе три основных вида противоречий – между личными интересами магнатов и общественным интересом народа, социально-экономические (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис производства) и моральные (буржуазный брак и т. д.). Идеальное общество в его философии – это «общество гармонии»,которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности и уважении к Богу.
В целом философия французского Просвещения явилась значительным историческим явлением в становлении философской мысли. О значимости данной эпохи лучше всех написал Иммануил Кант в работе «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?» (1784): «Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого». Философы эпохи Просвещения обладали таким мужеством – мужеством пользоваться своим умом.
Глава 7.