Минимальный список категорий по философии
1) АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostos — недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.
2) АДЕКВАТНОЕ (от лат. adaequatus — приравненный, равный), соответствующее, верное, точное; в теории познания — верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира.
3) АДЕПТ (от лат. adeptus, букв. — достигший), посвященный в тайны какого-либо учения, секты.
Ревностный приверженец какого-либо учения, идеи.
4) АКАДЕМИЯ
1. Высшее научное или художественное учреждение. Российская а. наук. А. художеств. А. медицинских наук.
2. Название нек-рых высших учебных заведений. Военно-медицинская а.
АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ, древнегреческая философская школа, основана Платоном ок. 387 до н. э. в Афинах; существовала до 1 в. до н. э. Традиция Платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (сер. 1 — 2 вв.) и неоплатонизма (4 — сер. 6 вв.). В эпоху Возрождения Платоновская академия учреждена во Флоренции (1459 — 1521) во главе с М. Фичино.
5) АРХЕ В АНТИЧНОСТИ – вершина, эталон красоты и совершенства
6) АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность и logos — слово, учение), учение о ценностях.
7) АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. accidentia — случай), философский термин, означающий случайное, преходящее, несущественное свойство.
8) АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — оба и valentia — сила), двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин введен Э. Блейлером.
9) АНАМНЕСИС (греч. припоминание), идея-метафора древнегреческой философии, в соответствии с которой путь к истинному познанию лежит через воспоминание души о ее пребывании в более реальном и совершенном мире.
10) АНТИНОМИЯ (греч. antinomia, букв. противоречие между законами), противоречие двух равносильных суждений или умозаключений (термин известен с 17 века).
11) АНТРОПОЛОГИЯ, наука о происхождении и эволюции человека (см. Антропогенез), образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
12) АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
13) АПЕЙРОН (греч. apeiron — бесконечное, беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов — свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев — синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в «Физике».
14) АПОЛОГЕТКА защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.
15) АПОРИЯ (греч. aporia, букв. — безвыходность), трудная или неразрешимая проблема, связанная с возникновением противоречия, с наличием аргумента против очевидного, общепринятого.
16) АПОФАТИКА – отрицание чего-либо
17) АПРИОРНОСТЬ знание полученное до независимо от опыта, изначально присущее сознанию.
18) АТОМИЗМ (атомное учение, атомистика), учение о прерывистом, дискретном строении материи.
19) АТРИБУТ (от лат. attribuo — придаю, наделяю),
необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта (напр., атрибут материи в философии — движение ).
В языкознании — то же, что определение.
20) БЫТИЕ, философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее».
21) ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas — воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883),
направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.
Деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.
22) ГАРМОНИЯ (греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность),
соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии — организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного
23) ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика.
24) ГНОСЕОЛОГИЯ см. Теория познания
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология, эпистемология), раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к (ощущений, представлений, понятий) объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т. д.), Теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы.
25) ГНОСТИЦИЗМ (от греч. gnostikos — знающий), религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т. н. иудеохристианский гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания.
26) ДЕИЗМ (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума (см. Естественная религия). Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 в
27) ДЕКОНСТРУКЦИЯ (франц. deconstruction — «разбирание конструкции»), название философской стратегии и практики Жака Деррида.
28) ДЕМИУРГ (греч. demiurgos — мастер, ремесленник), в античной философии (у Платона) персонифицированное непосредственно-творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии отождествлялся с логосом, умом (нусом). Демиург играл важную роль в космологических построениях гностицизма («злой Демиург») и в герметической традиции.
29) ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino — определяю), философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.
30) ДИАЛЕКТИКА [от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
31) ДИСКУРС (от позднелат. discursus — рассуждение, довод), рассудочный, понятийный, логический, опосредствованный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного).
32) ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ (дихотомия) (от греч. dichotomia — разделение надвое), способ классификации: классы, множества, понятия, термины и другие разбиваются на пары «соподчиненных» элементов (подклассов, подмножеств и др.).
33) ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи.
34) ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое.
35) ИДЕЯ (греч. idea), первоначально «то, что видно», «видимое» (как и эйдос), затем «видимая сущность», прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По Канту, идеи — понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте (свобода, бессмертие, бог).
Мысль, представление. Намерение, план.
36) ИММАНЕНТНЫЙ (от лат. immanens — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу.
37) ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ (лат. intelligibilis, intellegibilis — умопостигаемый, познаваемый, мыслимый), философский термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и недоступный чувственному познанию.
38) ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (от лат. irrationalis — неразумный), находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему.
39) ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном), процесс развития природы и общества.
Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.
40) ИСТОРИОСОФИЯ наука о прогрессивном развитии философских знаний, о борьбе философских направлений, становлении научно-филосовского мировоззрения, высшей формой которого является диалектический материализм.
41) ИСТИНА В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант).
42) КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria — высказывание; признак), в философии — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.
43) КАТАФАТИКА (от греч. kataphatikos — утвердительный) (положительная теология), описывает бога посредством позитивных атрибутов и обозначений (в отличие от апофатической теологии).
44) КОММУНИКАЦИЯ категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом.
45) СИМУЛЯКР (франц. simulacre), одно из ведущий понятий философии постструктурализма, в обыденном употреблении слово «симулякр» означает «подобие», «кажимость», «призрак» и т.п.
46) КОНСОЛИДАЦИЯ (позднелат. consolidatio, от consolido — укрепляю), упрочение, укрепление чего-либо; объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.
47) КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
48) ЛИКЕЙ (лицей) (греч. Lykeion), древнегреческая философская школа на окраине Афин, где был расположен храм Аполлона Ликейского.
49) ЛОГОС (греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом : логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня.
50) МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.
51) МАТЕРИЯ (лат. materia), вещество; субстрат, субстанция; содержание.
52) МЕТАФИЗИКА (греч. meta ta qysica... букв. то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия.
53) МИРОВОЗЗРЕНИЕ (миросозерцание), система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
54) МОНАДА (от греч. monas, род. п. monados — единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г. В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др. монаду и весь мир («Монада — зеркало Вселенной»).
55) МОНИЗМ (от греч. monos — один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего.
56) НАРРАТИВ Свойство обогащения или улучшения первичного содержания продукта или торговой марки. К признакам нарративы относятся: экономия, значительный опыт, национальные традиции, известные специалисты. Все они улучшают различные параметры качества.
57) НАТУРФИЛОСОФИЯ (нем. Naturphilosophie), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
58) НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто), отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
59) НОМИНАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей, или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека.
РЕАЛИЗМ (от ср.-век. лат. realis — вещественный, действительный), в философии — направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта.
60) НОУМЕН У КАНТА предмет рассудка, интеллектуальной интуиции; как предмет внечувственного сознания.
61) НУС (греч. nus — ум, мысль, разум), одно из центральных понятий древнегреческой философии, дух, разум, смысл, мысль.
62) ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности.
63) ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ (от лат. objectum — предмет), философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
64) ОНТОЛОГИЯ (от греч. on, род. п. ontos — сущее и logos — слово, учение), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии — учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности;
65) ПАТРИСТИКА (от греч. pater, лат. pater — отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. — т. н. отцов церкви.
66) ПЕРИПАТЕТИКА ( греч. Peripatetikos – совершаемый во время прогулки) – последователи философии Аристотеля. (peripatos) – крытая галерея.
Перипатетики — так назыв. последователи аристотелевской философии. Школа П. просуществовала до самого исхода античной философии, т. е. около восьми столетий. Настоящим основателем перипатетической школы, во внешнем значении этого слова, следует признать Феофраста из Лесбоса: он подарил школе сад, с алтарем и крытыми ходами (peripatoi).
67) ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis — множественный),
философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания.
Характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).
68) ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.
69) ПРАГМАТИКА, раздел семиотики, в котором изучаются отношения субъектов, воспринимающих и использующих какую-либо знаковую систему, к самой знаковой системе.
70) ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ зафиксированные опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.
71) ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача), в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
72) ПРОПЕДЕВТИКА (от греч. propaideuo — предварительно обучаю), введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.
73) РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
74) РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно),
упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения; уменьшение, ослабление чего-либо.
В биологии — уменьшение размеров органов, упрощение их строения, а нередко и утрата свойственной им функции. Иногда редукцией называют полное исчезновение органа или ткани в процессе эволюции.
75) РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus — относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.
76) РЕФЛЕКСИЯ (от позднелат. reflexio — обращение назад),
размышление, самонаблюдение, самопознание.
В философии — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
77) РИЗОМА (фр. rhizome - корневище) - понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования. Определенное строение корневой системы, характеризующейся отсутствием центрального стержневого корня и состоящей из множества хаотически переплетающихся, периодически отмирающих и регенерирующих, непредсказуемых в своем развитии побегов.
78) РИТОРИКА (греч. rhetorike), наука об ораторском искусстве и шире — о художественной прозе вообще.
79) СЕНСИБЕЛЬНЫЙ - СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ (от лат. sensibilis — чувствительный), в биологии — повышение чувствительности организма животного и человека (или отдельных органов, напр. органов чувств) к воздействию каких-либо раздражителей (главным образом химических). Сенсибилизация лежит в основе ряда аллергических заболеваний.
80) СИМУЛЯКР (франц. simulacre), одно из ведущий понятий философии постструктурализма, в обыденном употреблении слово «симулякр» означает «подобие», «кажимость», «призрак» и т.п.
81) СИНЕРГЕТИКА (от греч. «син» — «со-», «совместно» и «эргос» — «действие»), созданное профессором Штутгартского университета Германом Хакеном междисциплинарное направление, которое занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем различной природы , и выявлением того, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопическом масштабе.
82) СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.
83) СОЛИПСИЗМ (от лат. solus — единственный и ipse — сам),
крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании (тенденция к солипсизму характерна для Дж. Беркли, имманентной философии, эмпириокритицизма).
В этическом смысле — крайний эгоизм, эгоцентризм.
84) СОФИЗМ (от греч. sophisma — уловка, выдумка, головоломка), мнимое доказательство, в котором обоснованность заключения кажущаяся, порождается чисто субъективным впечатлением, вызванным недостаточностью логического или семантического анализа.
85) СПЕКУЛЯТИВНОЕ (от лат. speculor — созерцаю), тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии и направлено на осмысление оснований науки и культуры; исторически определял способ обоснования и построения философии.
86) СТОИЦИЗМ [от греч. stoa — портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоицизма)], направление античной философии. Стоицизм возродил учение Гераклита об огне- логосе; мир — живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей;
87) СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.
88) СХОЛАСТИКА (от греч. scholastikos — школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам;
89) СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia — наука), абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.
90) ТЕЗИС (греч. thesis — положение, утверждение), в широком смысле — любое утверждение в споре или изложении некоторой теории; в узком смысле — основополагающие утверждения — принципы.
АНТИТЕЗИС (греч. antithesis — противоположение), в философии Г.В.Ф. Гегеля — ступень триады, момент отрицания в диалектическом развитии.
СИНТЕЗ (от греч. synthesis — соединение), соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему);
91) ТЕХНИКА (от греч. techne — искусство, ремесло, мастерство), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.
92) ТЕОРИЯ (от греч. theoria — рассмотрение, исследование), система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
93) ТЕОЦЕНТРИЗМ в центре всего находится бог.
94) ТОЧКА БИФУРКАЦИИ приобретение нового качества в движениях динамической системы при малом изменении ее параметров. Основы теории бифуркации заложены А. Пуанкаре и А. М. Ляпуновым в нач. 20 в., затем эта теория была развита А. А. Андроновым и учениками. Знание основных бифуркаций позволяет существенно облегчить исследование реальных систем (физических, химических, биологических и др.), в частности предсказать характер новых движений, возникающих в момент перехода системы в качественно другое состояние, оценить их устойчивость и область существования.
95) ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (нем. transzendental от лат. transcendere – переходить, переступать),
в схоластике — предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое).
Один из важнейших терминов кантовской философии. В первом и главном смысле Кант называет трансцендентальными те исследования или представления, которые способствуют объяснению возможности априорного синтетического познания. Второй более традиционный во времена Канта смысл слова «трансцендентальный» в его критических сочинениях – значит имеющий отношение к «вещам вообще».
96) ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (Единое в неоплатонизме); в теологических учениях — синоним потусторонности Бога. В философии Канта — выходящее за пределы возможного опыта («мира явлений») и недоступное теоретическому познанию (напр., идея Бога, души, бессмертия).
97) УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis — общий), общие понятия. Онтологический статус универсалии — одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).
98) УНИФИКАЦИЯ (от лат. unus — один и facio — делаю), приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию. В технике под унификацией понимают приведение различных видов продукции и средств ее производства к наименьшему числу типоразмеров, марок, свойств и т. п. Один из методов стандартизации.
99) ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п.
100) ФАЛЛОЦЕНТРИЗМ является способом определения центра как собирающей силы в строго иерархичной системе. В широком смысле под фаллоцентризмом мы понимаем систему взглядов, в которой мужское начало выполняет центрирующую и доминирующую функции вообще. В узком же смысле, под фаллоцентризмом подразумевается центрирование вокруг непосредственно фаллической символики, а также животных и физиологических элементов культуры.
101) ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon — являющееся), Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена).
102) ФИЛОСОФИЯ (от фил... и греч. sophia — мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
103) ЭКВИОКАЦИЯ – логическая ошибка, когда одно лово используется в разных значениях.
104) ЭКЗЕГЕТИКА искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика.
105) ЭКЗИСТЕНЦИЯ ( exsistentia – существование) способ бытия человеческой личности. Согласно экзистенциалистам экзистенция представляет собой то центральное ядро человеческого «Я» благодаря к-му «я»выступает как конкретная личность
106) ЭКЛЕКТИКА ( выбираю) смешение различных философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок.
107) ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
108) ЭПИКУРЕЙСТВО учение, исходившие из идей Эпикура. Школа в Афинах — «Сад» Эпикура; крупнейший представитель эпикуреизма в Риме — Лукреций. В новое время развивался в эпоху Возрождения, затем — в течениях 17-18 вв. (П. Гассенди), Как этический принцип родствен эвдемонизму. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Демокрита.
109) ЭССЕНЦИЯ (от лат. essentia — сущность), концентрированный раствор какого-либо вещества, который при употреблении разбавляется, напр. уксусная эссенция.
110) ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. eschatos — последний, конечный и логос — слово, учение), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.