Понятие социальной реальности. Общество как система. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.

В обыденной жизни понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования:

1. Группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересов.

2. Группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности.

В научной литературе существует немало определений общества. Простейшее из них звучит так: общество – это совокупность людей и их взаимоотношений. Общество – это прежде всего, такие особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвысится всем вместе над своей чисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую надбиологическую реальность.

Современная философия рассматривает общество как совокупность частей и элементов, которые тесно взаимосвязаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Представление об обществе как о едином организме – результат длительного развития философской мысли. Его зачатки появляются в античной Греции, где общество понимали как упорядоченное целое, состоящее из отдельных частей. Причина повления подобных взглядов проста: часть и целое – одни из самых разработанных категорий диалектического способа мышления, основы которого были заложены в Древней Греции. Однако понятие система – более позднего происхождения и сложнее для понимания.

Под элементом или частью обычно понимают мельчайшую частицу системы. Понятно, что части системы весьма многообразны, многокачественны и имеют иерархическую структуру. Иначе говоря, каждая система, как правило, имеет подсистемы, тоже состоящие из определенных частей.

Проблему системности общественной жизни разрабатывали Г. Спенсер, К.Маркс, М Вебер и др. философы и социологи 19 – 20 веков. В понятии общества выделяют обычно два основных аспекта – структура общества и изменение общества.

Современная социальная философия выделяет четыре основные характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты создают общество в целом как самодостаточную систему.

Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином отношении. Но, одновременно, оно нуждается в обеспечении определенного уровня стабильности.

20. Основные стратегии исследования соц. реальности в современной философии.

В истории философской мысли существовали и существуют различные подходы к социальной реальности. Выделяют два типа ответов на вопрос «как развивалось общество».

1. Жизнь общества – это хаос и нагромождение случайностей.

2. Развитие общества – это закономерный процесс. Если это процесс, то какой вид он имеет?

1. Фатализм (т.е. в мире все предопределено и человек ничего не может изменить. Стоики, Просветители).

2. Развитие представляется как закономерный процесс. Согласно Марксу общество – это люди в их общественных отношениях. Развитие общества - закономерный процесс. В общественном производстве люди вступают в определенные необходимые и от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которым соответствует определенная ступень развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на который возвышается политическая и юридическая надстройка, и которому соответствует общественное сознание. Способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. На определенной ступени своего развития материальные, производственные силы общества приходит в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их основы. Тогда наступает эпоха социалоьной революции. С изменением экономических отношений быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. Социальная революция означает переход от одной формации к другой. Т.О. по К.Марксу развития общества это закономерный процесс смены формаций.

Вебер разработал теорию Социального действия (Сд). Сд – это действие, которое ориентировано на интересы других людей и обусловлено другими. Посредством Сд осуществляется преобразование в общественных отношениях и изменения в социальных институтах, т.е. происходит прогресс общества. В Сд людей реализуется их совместная деятельность.

ЕЕ отличия: Наличие цели, Общая мотивация, Индивидуальные усилия, Необходимость в управлении

При обращении в Сд происходит обмен информацией, знаниями и чувствами.

Совокупность Сд можно свести к 4 ее видам:

1. Производственное действие (развертывается в материальной сфере общества, действие по обеспечению функционального развития экономики).

2.Общественно-политическое действие (они реализуются в сфере социальных и политических отношений).

3. Коммуникативно-идеологические действия (осуществляются в духовной сфере общества, это действие моральное, этическое, религиозное).

4. Познавательное действие (проявляется во всех сферах, особенно в науке и системе образования).

Согласно Веберу, Сд – это основной элемент социальной реальности, а социальные институты, группы социальной общественности – это лишь результаты и способы организации определенных действий индивида.

Наши рекомендации