Научная рациональность и проблема диалога культур.
Вопросы к экзамену по Философии для магистров часть 1
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
1.Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.
Предмет и основные проблемы философии науки.
Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.
Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.
Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М.Вебера, А.Койре, Р.Мертона, М.Малкея.
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.
Философия и наука. Методологическая функция философии в научном познании.
Наука и искусство. Наука и обыденное познание.
9. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
10. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
Развитие логических форм научного мышления и организация науки в средневековых университетах. Западная и восточная средневековая наука.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Идея экспериментального естествознания.
Формирование науки как профессиональной деятельности. Технологические применения науки.
Становление технических, социальных и гуманитарных наук.
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.
Структура эмпирического знания.
Сущность и структура теоретического знания.
Структура и функции научной теории.
Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории.
Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования и их социокультурная размерность.
Научная картина мира и ее функции. Исторические формы научной картины мира.
Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.
Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.
Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины.
Формирование первичных теоретических моделей и законов.
Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний.
Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории.
Проблемные ситуации в науке. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
Традиции в науке и развитие научных знаний.
Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций.
Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания.
Глобальные революции и типы научной рациональности.
Главные характеристики современной постнеклассической науки.
Роль синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.
Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.
Расширение этоса науки. Этические проблемы современной науки.
Экологическая этика и ее философские основания.
Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
Сциентизм и антисциентизм в современной научной рефлексии.
Наука и паранаука в современной культуре.
Научная рациональность и проблема диалога культур.