Научная рациональность и проблема диалога культур.

Вопросы к экзамену по Философии для магистров часть 1

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

1.Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Предмет и основные проблемы философии науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.

Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М.Вебера, А.Койре, Р.Мертона, М.Малкея.

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

Философия и наука. Методологическая функция философии в научном познании.

Наука и искусство. Наука и обыденное познание.

9. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

10. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

Развитие логических форм научного мышления и организация науки в средневековых университетах. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Идея экспериментального естествознания.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Технологические применения науки.

Становление технических, социальных и гуманитарных наук.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.

Структура эмпирического знания.

Сущность и структура теоретического знания.

Структура и функции научной теории.

Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории.

Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования и их социокультурная размерность.

Научная картина мира и ее функции. Исторические формы научной картины мира.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.

Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины.

Формирование первичных теоретических моделей и законов.

Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории.

Проблемные ситуации в науке. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Традиции в науке и развитие научных знаний.

Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций.

Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания.

Глобальные революции и типы научной рациональности.

Главные характеристики современной постнеклассической науки.

Роль синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.

Расширение этоса науки. Этические проблемы современной науки.

Экологическая этика и ее философские основания.

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.

Сциентизм и антисциентизм в современной научной рефлексии.

Наука и паранаука в современной культуре.

Научная рациональность и проблема диалога культур.

Наши рекомендации