Принцип внешнего и внутреннего потребителя
Внешн. Потребитель – клиент, потреб-ль, внешний по отнош-ю к орган-и.
Внутр. Потреб-ль – сотрудник орган-и, кот-й в произв. цепочке стоит после вас. Например, при получ-и денег в банке (через кассу) кассир явл-ся внутр. Потреб-лем дл контролера. В идеале поставщик непосред-но сдает продукцию своему внутр. Потреб-лю и исчезает необх-ть в такой должност. Пзиции, как контролер. К своему внутр. Потреб-лю следует относ-ся, как к своему клиенту.
Индексы воспроизводимости
Ср=НУС-ВУС / 6d Срк=min(ВУС-x / 3d; x-НУС / 3d) Ср – вариация Срк – вариация и смещение
2 группы улучшений:
1. KAIRYO – глобальные улучшения – изменяется деят-ть орг-ции в целом
2. KAIZEN - серия мелких но постоянно совершаемых изменений
6.4. Управление качеством с использованием кривой нормального распределения. Установление доли дефектных изделий (графическая иллюстрация).
Где P(x1<x<x2) – вероятность того, что случайная величина окажется в заданном интервале. Упр-е кач-вом с использ-ем кривой нормального распред-я использ-ся, когда значения наблюдаемого параметра случайны и подчиняются закону нормального (или близкого к нормальному) распределения. Параметры нормального распределения находятся по формулам:
Для удобства используют табулированные значения функции с параметрами Z~N(0,1) (нормированная нормально распределенная СВ). Пример: (рис. выше) Пусть требуется найти выход за пределы спецификации предположим НПС = х1; ВПС = х2; Случайная величина подчиняется закону нормального распределения. С параметрами:
Тогда воспользовавшись таблицей табулированных значений после приведения получим: (это и есть выход за интервал)
Зная предполагаемый выход за пределы спецификации можно сделать выводы о необходимости проведения мероприятий по улучшению качества. Особое значение имеют интервалы, измеряемые в «сигма». Из них наиболее известен 6 сигмовый интервал. Он дает практически полный диапазон рассеивания (то есть в этот интервал попадает 99,73% значений для функции с данными параметрами сигма и х среднего). В интервал ±2d попадает 95,46% значений; ±d - 68,26% значений случайной величины.
Применение кривой норм. распред позволяет установить % несоответствий по интересующ. нас показат. кач-ва.
Индексы воспроизводимости и их использование для управления качеством.!! Корректно использовать эти индексы только если параметр качества подчиняется нормальному закону распределения.
1. Индекс воспроизводимости процесса (надежности) Ср: смысл индекса заключается в сравнении ширины интервала допуска и 6 сигмового интервала вычисленного для разброса значений для данной совокупности. В 6 сигмовый интервал попадает 99,73% значений. Интерпретация значений:
Если Ср > 1.3 то разброс меньше ширины интервала допуска, след-но качество обеспечивается и имеется запас точности.
Если 1 < Ср < 1,3 то разброс меньше или равен ширине интервала допуска, следовательно качество обеспечивается.
Если Ср < 1, разброс больше и качество не обеспечивается.
2. Односторонний индекс воспроизводимости. (интерпретация та же что и выше)
Смысл индекса – сравнение попадания половины разброса значений (правой или левой) в правую или левую половины интервала допуска соответственно. Служит для опр-я отклонения кривой от среднего значения (вправо или влево) и сопоставления этого отклонения с разрешенным допуском.
Для управления качеством индексы могут использоваться следующим образом:
Пример: 3 варианта расположения кривой:
1. Разброс значений уже интервала допуска, все значения в пределах спецификации. Мероприятий по улучшению качества не требуется, но мониторинг вести все равно следует. (Ср >1; Срк > 1)
2. Разброс значений уже, чем ширина интервала допуска, но часть значений выходят за верхний уровень спецификации. Следует провести мероприятия чтобы сдвинуть значения данной характеристики влево.
3. Разброс значений шире интервала допуска и часть значений выходят за пределы спецификации. (Ср <1; Срк < 1) В данном случае следует провести мероприятия по улучшению качества, чтобы сузить разброс, а также и для сдвига значений влево.
Причины появления дефектных объектов при управлении качеством с позиции статистических методов. Стабильность объектов и процессов, значение понятий для управления качеством. Графическая иллюстрация различных проявлений нестабильности.
С точки зрения статистических методов, существует 2 глобальные причины появления несоответствий:
1. Слишком большая вариация (разброс) реальных значений;
2. Смещение центральной тенденции относительно нормального значения.
Пример: 1. и разброс в пределах нормы, и нет смещения центральной тенденции; 2. разброс в пределах нормы, но существует смещение центральной тенденции; 3. разброс слишком большой, и имеется также смещение центральной тенденции.
Стабильность процесса – чисто статистическое понятие – постоянство во времени основных статистических показателей (вариации s и центральной тенденции )
Процесс может быть нестабильным по:
1. Центральной тенденции
2. Вариации
3. Тому и другому
Нестабильные процессы не управляются!
6.6. Комплекс показателей качества: характеристика групп показателей, входящих в комплекс. Практическое значение показателей.
Комплекс показателей качества:
Группа 1: Показатели назначения, т.е. тех. характеристики изделия. Оценивают на сколько изделие пригодно для выполнения тех функций, для которых оно изготовлено.
Группа 2: Показатели надежности, долговечности и ремонтопригодности.
Надежность - вероятность безотказной работы
Долговечность - период времени безотказной работы изделия.
Ремонтопригодность - на сколько просто восстановить сломавшееся изделие.
Группа 3: Сервисопригодность - связана не с самим продуктом, а с тем, на сколько просто обеспечить восстановление (сеть обслуживания)
Группа 4: Эстетические характеристики - на сколько привлекателен внешний вид изделия.
Группа 5: Эргономические показатели и показатели безопасности
Эргономика – удобство для человека, не приводит к профзаболеваниям.
Группа 6: Показатели информативности - на сколько широко публикуется информация о продукте.
Определение понятия Качество:
Качество продукции или услуги - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают ей способность удовлетворять существующие или предполагаемые потребности потребителя.
Критерии качества:
Существует несколько критериев качества:
1 Критерии основанные на здравом смысле
Критерии основанные на интуитивном понимании
Критерии, оценивающие качество, как нечто превосходное
* С точки зрения этого критерия, качественный продукт тогда, когда он представляется нам выделяющимся из аналогичной группы продуктов (услуг)
!! Вывод: Надо приложить усилия для работы над имиджем, торговой маркой, репутацией.
2 Критерий, ориентированный на характеристики продукта (рабочие характеристики)
* И продукт и услуга имеют некоторые количественные характеристики. Начинают действовать явные ценовые и технологические причины.
3 Критерий, ориентированный на обеспечение намерений (тесно связан с сегментированием рынка)
* Продукт будет считаться качественным, если он закроет те потребности, которые от него ждут при его приобретении.
!! Вывод: Конкретному потребителю надо предлагать то, чего он хочет.
4. Критерий, основанный на соотношении цена/качество
* Продукт является качественным, если он закрывает наши потребности и удовлетворяет нас по цене.
5. Производственный критерий (основанный на качестве изготовления)
* По всем параметрам продукция при изготовлении удовлетворяет требованиям спецификации.
Подразделения организации, ориентированные на различные критерии:
Критерии потребителя: 1 и 2.
Критерии маркетологов: 3
Критерии констректоров: 4
Критерии производителя: 5
Единым показателем нельзя определить качество, поэтому разработан Комплекс Критериев Качества.