Праксеологические явления и факты
Достаточно точную характеристику праксеологического явления (феномена, предмета нашего исследования) мы получим, если воспользуемся аналогией этого предмета с предметом психологических исследований, принятого школой Л.С. Выготского. К. Левитинпишет /85, 74/: «Выготскийисходил не из априорных соображений о том, как вообще возможна научная психология, а из проникновенного исследования исторически достоверных форм реализации этой возможности. История являлась для него огромной лабораторией, гигантским экспериментальным устройством, где проходят испытания гипотезы, теории, школы. Прежде чем заняться экспериментальной психологией, он проник в опыт работы этой лаборатории. Прежде чем сделать своим объектом мышление и речь ребенка, он рассмотрел плоды умственной деятельности людей в ее высшем выражении, каковым является построение научного знания. Его как бы направляло известное марксистское положение о том, что высокоразвитые формы дают ключ к раскрытию тайны элементарных форм». Равно и мы предметом праксеологического анализа берем не столько деятельность наличествующего субъекта, сколько «состоявшуюся» деятельность исторической личности. Только личности не являют собой пустую для праксеологической науки «породу», но богаты явлениями, вскрывающими человеческое существо, природу человека. «Всякая личность есть истина в большем или меньшем объеме» (В.Г. Белинский/30, 374/). Бытие обывателя не так интересно для праксеологии, поскольку дает преимущественно примитивный и давно освоенный материал. Соответственно, научный факт явления в праксеологии есть событие, связанное с исторической личностью, таким фактом может быть и оставленный им документ, и текст, и высказывание, и даже связанная с личностью история. Как и научные факты явлений физической природы, научные факты явлений человеческой природы должны обладать свойствами точности (то есть, должны адекватно отражать свойства исследуемого явления) и проверяемости (повторяемости наблюдения). Естественно, отбор достоверных фактов и данных в праксеологии становится серьезной научной проблемой, но она вовсе не оригинальна – вся история естественнонаучных исследований сопряжена с ее решением. Экспериментальная лаборатория праксеологического исследования есть традиционная естественнонаучная лаборатория, успешность исследований в которой требует методологической, технической, теоретической оснащенности. Итак, в праксеологическом исследовании цитируемые высказывания и зафиксированные в документах события становятся предметом научной обработки, а вовсе не берутся в качестве авторитетных подтверждений выдвигаемым в исследовании утверждениям.
Природа человека, как и физическая природа, слишком сложна и разнообразна, в определенном смысле бесконечна, неисчерпаема для изучения ее единственной наукой, поэтому в исследованиях с необходимостью появляется специализация – разделение предметов исследования (которое само по себе порождает проблемы, но их мы не касаемся). Таким образом, вопрос о выдерживании научных признаков переносится с человека в целом на отдельные его стороны – на предметы отдельных антропологических наук. Можно, например, выделить для наук о человеке следующие предметы исследований (далее сохранено традиционное название наук, но следует понимать, что существо некоторых из указанных наук может быть существенно иным, если смотреть на них через призму наук о человеке, а не через призму доминирующих сегодня обществоведческих наук):
· темперамент, аффектное (бессознательное) поведение человека /психология/;
· характер и коммуникации (сознательное поведение) человека /этика/;
· материальное обеспечение (самообеспечение) человека /экономика/;
· безопасность человека (наличие прав и обязанностей) /право/;
· исторические память, историческое бытие человека (семья, род, нация) /история/;
· деятельность и действия человека /праксеология/;
· права и статус человека в обществе /социология/
· права и статус человека в государстве /политика/;
· язык человека /филология/;
· и т.д.