Постановка проблемы сознания в философии

Глава 5

Сознание

• Постановка проблемы сознания в философии

• Информационное взаимодействие как генетическая
предпосылка сознания

• Сознание как необходимое условие воспроизводства
человеческой культуры

• Самосознание

Постановка проблемы сознания в философии

Проблема сознания всегда привлекала при­стальное внимание философов, ибо определе­ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей­ствительностью предполагает выяснение при­роды человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагива­ют исходные мировоззренческие и методоло­гические установки любого философского на­правления. Естественно, что подходы эти бы­вают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой фор­мы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма ха­рактеризуется прежде всего выделением чело­века как своеобразной реальности, как носи­теля особых способов взаимодействия с окру­жающим миром, включая и управление им.

Такое понимание природы сознания пред­полагает очень широкий спектр вопросов, ко­торый становится предметом исследования не только философии, но и специальных гумани­тарных и естественных наук: социологии, пси­хологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информати­ки. Рассмотрение отдельных аспектов созна­ния в рамках этих дисциплин всегда опирает­ся на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углуб­ление собственно философской проблемати­ки сознания. Так, скажем, развитие современ­ной информатики, создание «думающих» ма­шин, связанный с этим процесс компьютери­зации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих воз­можностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его со­знания с современной компьютерной техни­кой. Острые и актуальные вопросы современ­ного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-тех­нического прогресса и природы, проблемы вос­питания, общения людей и т. д. — короче го­воря, все проблемы современной обществен­ной практики оказываются органически свя­занными с исследованием сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении созна­ния человека к его бытию, вопрос о включен­ности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предостав­ляет человеку сознание, и о той ответственно­сти, которую налагает сознание на человека. Известно, что практически-преобразователь­ная деятельность как специфическая форма че­ловеческого отношения к миру с необходимо­стью предполагает в качестве своей предпо­сылки создание «идеального плана» этой ре­альной деятельности. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окру­жающей социальной и природной действитель­ностью выступают как более широкая система, внутри которой сознание является специфичес­ким условием, средством, предпосылкой, «ме­ханизмом» вписывания человека в эту целост­ную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосыл­кой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как це­лого, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя сис­теме. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществ­ление обнажает новые «незапрограммирован­ные» слои реальности, открывает новую факту­ру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие чело­века постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказы­вается богаче содержания исходных представле­ний сознания. Вместе с тем это расширение «бы­тийного горизонта» осуществляется в деятельно­сти, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включеннос­ти человека в целостность неживой и живой при­роды, то сознание выступает как свойство высо­коорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические исто­ки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения жи­вых существ к среде, в рамках которых в каче­стве их «обслуживающих механизмов» возни­кают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществ­ляются процессы психики и сознания—нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела — головного мозга. Однако определяю­щим фактором в развитии этих телесных орга­нов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание — не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения обще­ственно развитого человека с миром.

Если учитывать эту предпосылку, то созна­ние с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти про­цессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской состав­ляют содержание сознания как специфичес­кой формы отражения. Это содержание и зак­репляется в их индивидуальной психике.

С сознанием в широком смысле слова, ко­нечно, следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм само­сознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную само­стоятельность. Однако понять его происхож­дение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и ду­шевной жизни человека в их единстве и цело­стности, а также способов контроля и регуля­ции его взаимоотношений с действительнос­тью, управления этими взаимоотношениями.

Наши рекомендации