Глава xl. если у язычников что-то сказано правильно, это надо обратить в нашу пользу

60. Если так называемые философы, особенно платоники, как-
нибудь случайно сказали что-либо истинное и подобающее нашей
вере, то этого не только не нужно бояться, но это должно быть ис-

' Теренций. Девушка с Андроса Акт 1, сцена 1.

2 См.: Евсевий Памфил [Кесарийский]. Церковная история. М., 1993.






требовано от них как от незаконных владетелей в нашу пользу.
Ибо, как египтяне имели не только идолов и тяжкие поборы, кото-
рые ненавидел и от которых бежал израильский народ, но и сереб-
ряные и золотые сосуды и украшения, одежду, которую израильтя-
не, выходя из Египта, тайком истребовали себе как бы для лучшего
употребления не собственной властью, но по велению Бога, тогда
как и сами египтяне, не ведая этого, одолжили то, чем они пользо-
вались не во благо (Исх. 3, 22; 12, 35-36). Так и все учения языч-
ников заключают в себе не одни только пустые и суеверные вы-
мыслы и тяжкое бремя бесполезного труда, чем должен гнушаться
и чего должен избегать каждый из нас, отвергая под водительством
Христа общество язычников. Но свободные искусства (disciplina)',
более подходят для нужд истины; в них содержатся также и неко-
торые моральные, весьма полезные заповеди, и обнаруживаются
некие истины, относящиеся к почитанию единого Бога. Это у них
как бы золото и серебро, которые они не сами создали, но извлек-
ли как бы из рудников Божественного провидения, которые рас-
пространяются повсюду, и которыми они пользуются превратно
и неправедно из-за попущения бесам, тогда как [христианин] ду-
хом отделился от негодного сообщества их и должен обобрать их2
для правильного использования в проповеди Евангелия. Христиа-
нину позволительно принимать, обращая в свою пользу, одежду
этих [язычников], то есть то, что создано человеком, но, однако,
способствующее человеческому общежитию, чего мы не можем ли-
шиться в этой жизни.

61. Ведь разве что иное делали многие наши добрые верую-
щие? Разве не восторгаемся, что Киприан, сладчайший учитель и
блаженнейший мученик, вышел из Египта, нагруженный большим
количеством золота, серебра и одежды? А сколько [вынес] Лактан-

1 Термин disciplina употребляется у Августина в значениях «наука», «на-
учение», «дисциплина», «свободные искусства» (здесь: liberales disciplinae;
ср.: liberales artes) наравне с терминами ars и scientia.

1 «Господь же дал милость народу своему в глазах египтян; и они давали
ему, и обобрал он египтян» (Исх. 12, 36). Речь о золоте и серебре переклика-
ется с началом трактата Аристотеля «О софистических опровержениях», где
говорится об истинных и ложных умозаключениях («Что одни опровержения
суть умозаключения, а другие, не будучи ими, только кажутся таковыми, —
это очевидно. В самом деле, так же как это бывает в других областях в силу
некоторого сходства, так и при приведении доводов. Ведь поведение одних
людей действительно безукоризненное, у других это только кажется... Точно
так же обстоит дело и с неодушевленными предметами. А именно, одни из
них действительно серебро или золото, а другие нет, но кажутся таковыми
чувственному восприятию» (Аристотель. Сочинения. Т. 2. С. 535). Речь у Ав-
густина идет о своеобразной экспроприации экспроприаторов, обнаруживаю-
щей не влияние античной мысли на христианскую, а о полном разрыве христи-
ан с этой мыслью, поскольку даже «заимствованное» истолковывается иначе,
чем в первоисточнике.

ций, Викторин, Оптат, Иларий1 — как тут умолчать о живых?
Сколько бесчисленный [сонм] греков, [отцов Церкви]? Первым же
это сделал вернейший слуга Божий Моисей, о котором написано,
что он «был научен всей мудрости египетской» (Деян. 8, 22). Обы-
чай язычников, покоящийся на суевериях, никогда, особенно в те
времена, когда христиан преследовало потрясение, возникшее от
рабских уз Христа, никогда не мог бы приспособить те науки, ко-
торые он считал полезными, если бы подозревал, что таковые на-
уки обратятся в обычай почитания единого Бога, а с его помощью
уничтожится призрачный культ идолов. Но те дали и серебро, и зо-
лото, и одежду свою исходящему из Египта народу Божию; не ве-
дая, каким образом то, что они давали, превратится в будущем в по-
слушание Христу. Ведь этот факт из Исхода (Исх. 3, 22; 12,35-36),
без сомнения, фигурален, так что это он заранее предзнаменовал,
поэтому я сказал об этом без предубеждения к какому-либо друго-
му, равному или лучшему, пониманию.

Наши рекомендации