Мастер Экхарт Meister Eckhart
(ок. 1260 - ок. 1328)
Мастер1 Экхарт, родился в Тюрингии, около 1260 г. В точности
неизвестно, происходил ли он из высшего сословия или из крестьян,
как, впрочем, неизвестно точное место его рождения. Он родился
в беспокойное время, отмеченное, с одной стороны, природными
катаклизмами, ослаблением государства (1256-1273 — время смут
и «безвременья») и папства («авиньонское пленение» пап в 1309-
1377), а с другой — возникновением и расцветом монашеских орде-
нов и университетов, а также разнообразными социальными пере-
менами и преобразованиями. Около 1275 г. Экхарт становится
монахом Доминиканского монастыря. В 1277 г. он студент Altes
liberales в Париже. Около 1280 г. начинает учиться богословию
в главном учебном заведении своего ордена (Generalstudium) в Кель-
не. Вероятнее всего, здесь он встретился с Альбертом Великим,
ставшим одним из его учителей, здесь же делает блестящую карь-
еру, сделавшись влиятельным человеком в ордене и блестящим про-
1 Meister — переводится с немецкого как мастер, учитель.
поведником. С 1294 г. Экхарт — приор в Эрфурте и викарий Тю-
рингии, а в 1302-1303 гг. магистр и профессор (magister actu re-
gens) в Париже. С 1303 по 1311 г. он из Эрфурта осуществляет
полномочия первого провинциала Саксонии — провинции, находя-
щейся в юрисдикции ордена, а с 1307 г. — еще и генерального вика-
рия Богемии. Затем Экхарт снова в Париже, где получает кафед-
ру в Парижском университете — редкое исключение для
не-француза, сделанное по просьбе Фомы Аквинского. Вероятно,
здесь он начал свое так никогда и не оконченное сочинение Opus tn-
patrium. С 1314 по 1322 гг. он викарий главного представительст-
ва ордена в Страсбурге. Его задача — окормлять монастыри,
в особенности женские (задача, возложенная папой на доминикан-
цев в начале XIV в.) провинции Тевтония. В 1322 г. он становится
руководителем главного учебного заведения ордена (Generalstudi-
um) в Кельне. В 1326 г. кельнский епископ Генрих Второй фон Вир-
небург обвиняет его в распространении еретических учений. В сво-
ем оправдательном письме Экхарт опровергает все обвинения и
апеллирует к папе в Авиньоне. Назначается суд инквизиции, и Эк-
харт приезжает на процесс. Вероятно, он умер в Авиньоне во вре-
мя процесса. Папская булла In agro dominico от 27 апреля 1328 г.
вынесла Экхарту следующий приговор: из 28 утверждений, содер-
жащихся в его работах, 15 являются еретическими, другие же
представляются «слишком смелыми» или «могут быть заподозре-
ны в ереси»1.
Свою задачу богослова Экхарт понимал так: «то, что говорит
христианская вера и что написано в Священном Писании, изло-
жить с помощью философских понятий». Истину веры, почерпну-
тую из Писания и подкрепленную собственным опытом, он интер-
претирует в философских категориях. Для Экхарта нет сомнений
в том, что богословие и философия объясняют одну истину, и эта
истина — Бог.
Основной принцип богословско-философской системы Экхар-
та — обретение Бога в себе. Ссылаясь на Евангелие от Иоанна:
«И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и ис-
тины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»,
Экхарт утверждает, что Бог Отец вечно рождает во всем подоб-
ного Себе Сына, и место этого рождения — душа человека. И толь-
ко с рождением Бога душа обретает совершенство — свет и благо-
дать. «Все, созданное Богом, едино, потому Он рождает и меня,
как своего сына, — без всякого различия. Бог действует в глубине
души человека без всяких средств, подобий и образов. Бог прикаса-
ется к душе человека в своем абсолютном единстве и простоте».
Там нет места образам, ибо образность связана с внешним. Что
1 См. текст буллы в издании: Экхарт М. Об отрешенности M 2001
С.313-318.
творит Бог в глубине души, человеку неведомо. Глубину души, в кото-
рой рождается Бог, Экхарт называет «искоркой»(Sedenfunklein),
нетварным началом человеческой души, в которую проникает горний
свет. Этот свет отсекает все грубое и соединяется с Богом. Душа
для него определяется тремя высшими божественными силами: по-
знанием праведной божественной мудрости, стремлением ввысь
и внутренней волей, которая всегда обращена к воле Божьей, черпая
в себя из Бога любовь. Различие между Богом и душой Экхарт объяс-
няет так: « Возьмем ручеек, в котором, как в зеркале, отражается
солнце. Солнце, отражающееся в зеркале, — все равно солнце, а зер-
кало — все равно зеркало. Отсвет души в Боге — Бог, но душа все же
остается тем, что она есть».
Самой большой добродетелью для Экхарта является отре-
шенность. Быть отрешенным — значит быть пустым от всего,
девственным, свободным от чуждых образов. Образы — это то,
что составляет в человеке его собственный мир, занимая место
Божьего. Величайшей добродетелью Экхарт считал и уединенную
жизнь. Уединенность — это пустота, нетронутость, отсутст-
вие чуждых образов, которые создают в человеке внутренний мир,
препятствуя единству с Богом. Уединение, отрезанность от всего
обретает у Экхарта теоретический, умозрительный подтекст.
Только в уединении можно постичь безграничное Ничто божест-
венного разума.
Так же, как у единение и отрешенность, для Экхарта очень важ-
ны самоограничение, пустота духа (его незаполненность ничем
чуждым) и покой, оставление всяческой множественности и разли-
чия. Только оставив все и пребывая в безмолвии, можно узнать, как
из Слова рождается Сын Божий.
Только так можно узнать чистое Бытие. Что такое Бытие
для Экхарта? «Само бытие не пришло ко всему тварному когда-
то после творения, но было в нем раньше всего другого. Ибо и само
Бытие получает свое бытие не откуда-то и не из чего-то, но
только изнутри Его и раньше всего. Поэтому бытие всего тварно-
го неотделимо от Первопричины и от Начала всех вещей. „Ибо все
из Него, Им и к Нему" (Рим. 11, 36.)». Таким образом, все тварное
неотделимо от Бога и в своем бытии находится в вечном потоке
жизни.
Но Бытие — только преддверие, настоящий храм Божий — это
Разум, или Интеллект. В отличие от Фомы Аквинского, для Экхар-
та — Разум в Боге превыше Бытия. Разум — это безграничная от-
крытость. Он сравнивает его со знаменитыми аристотелевскими
досками, на которых не написано ничего, но именно поэтому мо-
жет быть написано все. Божественный Разум присущ только Богу
и не имеет ничего общего с разумом человеческим. Познание Бога не
является результатом человеческой способности к размышлению,
но только и единственно — даром божественной благодати.
Экхарт и его духовные ученики Иоханн Таулер u Генрих Сузо
стали родоначальниками того, что называют теперь немецкой
мистикой. Учение немецких мистиков вышло далеко за пределы
своего времени, сформировав в Европе особый тип духовности. Не-
смотря на запрет, авторитет Мастера Экхарта был чрезвычай-
но велик, а количество его сторонников и защитников неисчислимо.
Экхарт нашел своих сторонников и в гораздо более поздние вре-
мена — в XVIII-XIX вв. Его объявляют отцом немецкой философии
(J. Bach). Говорят, что с ним «пришел новый день в истории немец-
кого духа» (W. Preger), означающий отход от схоластики. Ученик
Гегеля К. Розенкранц видит в Экхарте не только главу немецкой
мистики, но и вообще начало немецкого духа, которое нашло свое
завершение в Гегеле. Только тщательно подготовленное научное
издание трудов Экхарта, начатое в 1936 г.1 (H. Denifle, F. Pfeifer),
положило начало подлинному знакомству с ним и тем самым по-
кончило с многочисленными вымыслами и ложными толкованиями
Экхарта.
Предлагаемые читателю проповеди — это и старые переводы
уже позапрошлого века, и новые, с критического издания, вышед-
шего в Германии в 1998г.2
И. М. Прохорова
1 См. Meister Eckhart: Die deutschen und lateinischen Werke. Herausgegeben
im Auftrage der Deutschen Forschungsgemeinschaft. Stuttgart and Berlin, 11
Vols., 1936.
2 См. библиографию к тому С.624
Проповеди