Культура как игра. Концепция Хейзенги
Голландский философ культуры Йохан Хейзинга выводит культуру как игру. Игра – прафеномен культуры. Культура, по Хейзинге, есть игра, осуществляется как игра. Основное произведение Хейзинги – «Homo ludens» («Человек играющий»). Т.е. отличительным свойством, и даже, скорее, здесь, уже сущностью, человека является игра. Хейзинга сам пишет о том, что любая человеческая деятельность в конечном итоге оказывается игрой. То, что мы называем «игрой» у животных, по аналогии с человеческом, не является в полном смысле слова игрой, а лишь видимостью последней.
Человеческая игра есть следствие онтологического избытка человека, его творческой сущности и свободы. Человек, играя, творит. Ребенок, выстраивая в игре символический, «миниатюрный» мир взрослых, творит его сам, заново, по своему замыслу, воображению, игре воображения. Игра воображения – исключительно человеческое. И оно, это воображение, творит символическую вселенную, культуру, миф, искусство, этикет, обряд etc.
Хейзинга определяет игру как свободную, спонтанную деятельность, осуществляемую в определенном месте и времени, вне материальной пользы, по определенным правилам, с определенной целью; и именно игра порождает то, что называется человеческими сообществами, общественными группами, живущими в соответствии со своими правилами и различающимися тем самым от других группировок и сообществ.
Игра, в принципе, невозможна без правил. И нарушение правил ведет к разрушению игры. Противоположность игры – насилие. Насилие разрушает правила, оно и есть разрушение правил; разрушая свободу, ее возможность, оно убивает воображение и воображаемое, повергает нас на «нечеловеческую» поверхность, низвергает с высот свободы.
Действительно, игра может развиваться, как свобода и в свободе, лишь по при определенных правилах. Всякий культурный феномен, – будь то ритуал, обряд, спортивное состязание etc., – представляет собой некоторую, по сути, игру. И поскольку он игра, постольку он существует как таковой, постольку имеет ценность. Игра – как бы блик вечности в человеке.
Игра воспитывает человека не только в том смысле, как мы сказали; игра воспитывает и в более простом виде. Ребенок, посредством игры, имея еще в душе тот необходимый для нее избыток энергии, творчества, роста, не только адаптируется, подражая к миру взрослых, их мифологии, но и активно выстраивает свой символический мир в том мире.
В античности слово «культура», как воспитание, paideia, и игра – paidia – «пайдия», имеют одну и ту же основу – paiV – «ребенок». Сфера игры, священной игры, есть сфера именно человеческого.
Другое дело, что игра, сотворив какой-либо культурный феномен, социальный институт, оставляет после себя зачастую лишь пустую и застывшую форму этого творчества – например, пустые формальные «правила», – и оборачивается не только в свой атавизм – «серьезное», но даже в свою противоположность: в насилие.
Ребенок – это возможность, избыточная возможность действительности; взрослый есть уже, во многом, отсутствие этой «возможности», он уже застыл, «ставшее», и не способен на спонтанную игру, где чистая игра превалирует над правилами, а – лишь на такую игру, хотя бы, где царит примат правил.
Французский философ Кайюа различает в Игре 4 типа:
1.«Игра-головокружение»
2.Игра-подражание
3.Игра-состязание
4.«Игра случая»
P.S. Зачастую вышеописанные виды игры имеют место в жизни в довольно смешанном виде и в «чистом» виде встречаются, если вообще встречаются, крайне редко.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ
Кафедра философии и культурологии
Тест
Выполнила:
Сибейкина Елена ХТиТ
1 курс 2 группа
Тест
1.Понятие «культура» первоначально означало: г. исполнение культа
2.Культура понимается как игра в концепции:б. Хейзинги
3.Из принципа множественности культур и различения культуры и цивилизации в своей концепции исходил:г. Шпенглер
4.Ввел в философию культуры понятие архетипа:а. Юнг
5.Ввел различение в культуре и искусстве аполлонического и дионисического начал:а. Ницше
6.Выводил культуру из комплекса Эдипа («Метафоры Отца»):г. Фрейд
7.Творческое подражание – основа культуры, искусства и воспитания:в. мимесис
8.Стадия развития мифа – одушевление всего:г. анимизм
9.Отечественный мыслитель, понимавший культуру как «своеобразие»:б. Леонтьев
10.Комплекс, культурный архетип, который не постулировал Башляр:б. Одиссея
11.Ввел в философию культуры понятия «пассионарности» и «антисистемы»:в. Гумилёв
12.Не существующая фаза развития этноса и суперэтноса, по Л. Гумилеву: г. прогрессивная
13.Тип игры, не принадлежащий классификации Кайюа: г. «игра детская»
14.Учение о нравственности и морали: а. этика
15.Учение о «творчестве по законам красоты»: г. эстетика
16.Очищение души под воздействием произведения искусства, религиозного переживания: б. катарсис
17.Учение о культуре как знаковой системе: в. семиология
18.Отечественный мыслитель, предложивший концепцию культурно-исторических типов: б. Данилевский
19.Понимал культуру, как «объективацию человеческого творчества»: б. Бердяев
20.Понимал культуру как «душевность, выраженную в символических формах»: в. Шпенглер
21.Трактовал культуру как «символическую вселенную»: б. Кассирер
22.Как «развернутое магическое имя» Лосев понимал: г. миф
23.Флоренский понимал как «такую реальность, которая больше себя самой»: в. символ
24.Лосев определяет как «способ самоутверждения личности в вечности»: в. религию
25.Как «эстафетную палочку» культуры можно определить: б. традицию
26.Вейнингер определяет как «символ совершенства в явлении»: а. красоту
27.«Относиться к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» – как называется этот этический принцип: а. золотое правило
28.Философ, определивший изначальный нравственный принцип как «категорический императив»: в. Кант
29.Ввел различение в культурах и религиях «иранского» и «кушитского» начал: в. Хомяков
30.Трактовал изменение культурных моделей в западной цивилизации как смену порядков «симуляции»: а. Бодрийяр
31.Не был приверженцем цивилизационного подхода в исследовании культуры: в. Маркс
32.Этап развития культуры, который не постулировал К. Леонтьев: в. изначальной целостности
33.Можно определить как «точку интенсивности» культурного бытия человека: б. ценность
34.«Лишний» тип человека в типологии Кьеркегора: б. цивилизованный
35.Религия, не являющаяся «мировой»: а. индуизм
36.«Восьмеричный путь» – модель самосовершенствования человека в религии: в. буддизма
37.Религиозное течение, не являющееся христианской конфессией: б. Гностицизм
38.Основатель ислама: в. Муххамед
39.Культурный тип, не принадлежащий типологии П. Сорокина: в. идолопоклоннический
40.Совремнное состояние культуры определяют как: а. постмодернистское
41.В основе концепции Тойнби лежит: г. «вызов и ответ»
42.Главное качество гения, по Канту: б. оригинальность
43.Не писал о массах и массовой культуре: г. Чаадаев
44.Сборник критических статей (1909 г.) о русской интеллигенции: в. «Вехи»