Ответственность родителей за детей 7 страница
72-02 Ты спрашиваешь о замужестве. Да, я хочу, чтобы каждая женщина в нашем Обществе вышла замуж. Но что это за курс наук, необходимый для того, чтобы стать женой и матерью? Для этого школы не требуется, нужно лишь общение. И нет необходимости говорить, что подростков могут обучать: девочек только женщина, а мальчиков — только мужчина. В двенадцать лет они должны получать посвящение. Настоящее дело женщины — вести дом, поддерживать чистоту и порядок, и если есть достаточное количество молока, она должна быть постоянно занята сбиванием масла, изготовлением йогурта, творога — можно столько всего приготовить из простого молока! Женщина должна убирать, шить и т.д. Поэтому если ты просто будешь сама все это делать, подавая пример, они научатся этому без дополнительных усилий, не нужно организовывать специальное обучение. (ПШП Чайя-даси, 16 февраля 1972)
72-08 Я был очень рад видеть вас обоих — тебя и твоего доброго супруга Васудеву — когда был в Париже, особенно теперь, когда у вас есть такой славный ребенок. Теперь у тебя есть ребенок, и твоя ответственность состоит в том, чтобы вырастить его в сознании Кришны. И ты, и твой муж — искренние преданные, муж твой — хороший парень, я очень его люблю, он совершает отличное служение Кришне и человечеству, поддерживая берлинский центр. Так что пусть тебя не беспокоят те неудобства в семейной жизни, которые возникают сейчас. Твой муж несет величайшее служение. Ты можешь очень хорошо помогать своему мужу, отдавая все свое время и силы воспитанию ребенка в сознании Кришны. От тебя потребуется полная отдача, и это будет твоя наилучшая помощь мужу. Эта быстротечная жизнь является для нас лишь платформой, с которой мы отправляемся домой, к Богу, поэтому не стоит слишком сосредотачиваться на семейных делах. В сознании Кришны мы никогда не бываем одни; у тебя много прекрасных братьев и сестер, которые составляют твою настоящую семью, кроме того, духовный учитель постоянно присутствует в своих наставлениях, и Кришна находится у тебя в сердце, так что тебе не нужно думать, что ты одинока. Сделай своим мужем Кришну и всегда думай о Нем, воспитывай, как подобает, своего ребенка, повторяй ежедневно, без пропусков, шестнадцать кругов харе-кришна-мантры, читай Шримад-Бхагаватам, по меньшей мере, час в день, тогда ты, вне всякого сомнения, скоро ощутишь счастье, а жизнь твоя станет возвышенной. (ПШП Гангадеви, 11 августа 1972)
72-09 Брак между мужем и женой означает, что мужчина навсегда берет на себя ответственность за благосостояние и защиту своей жены во всех отношениях. Это не означает, что пока между нами есть согласие, я отвечаю, а как только появляются разногласия, я тут же схожу со сцены и принимаю так называемое отречение. Хочет твой муж принять на себя ответственность твоего духовного лидера или нет, роли не играет. Он обязан это сделать. Это его обязанность, поскольку он взял тебя в жены. Поэтому он несет за тебя ответственность до конца своей жизни. И ты также должна быть согласна служить ему при любых обстоятельствах и всемерно ему помогать, чтобы он мог развиваться в сознании Кришны. Если он будет развиваться в сознании Кришны, жена, идущая по стопам мужа, само собой, тоже будет развиваться. Но если ты не помогаешь ему и не делаешь все для его блага, тогда ты станешь ему противна, и он уйдет от тебя. Так что ответственность нужна с обеих сторон, и теперь, когда вы семейная пара, не может быть и речи о разводе, но вы должны изо всех сил стремиться служить Кришне вместе, в гармонии. Что это за нелепые эмоции, которые заставляют тебя метаться? Реальность — это исполнение долга. Теперь вы семейная пара, ты знаешь, в чем состоит твой долг, и лучше всего исполнять свой долг и думать о Кришне. На временные неудобства не надо обращать внимание, мы должны оставаться тверды в исполнении своего долга перед Кришной. (ПШП Судеви-даси, 15 сентября 1971)
72-10 Еще одно: ты замужняя женщина; находясь в этом положении, ты должна как следует служить мужу, быть всегда внимательной к его нуждам, и таким образом, поскольку он постоянно погружен в служение Кришне, ты, служа своему мужу, также получаешь Кришну, через него. Он твой духовный наставник, но он должен нести ответственность за то, чтобы ты получала необходимую духовную поддержку, он должен учить тебя, делясь с тобой своим возрастающим знанием и реализацией. Такова ведическая система. Жена становится преданной своего мужа, муж становится преданным Кришны; жена с верой служит своему мужу, муж защищает жену, давай ей духовное руководство. Поэтому ты должна просто исполнять все, что велит тебе твой муж, хотя он может нуждаться и в твоей помощи. Конечно, для женщины естественно быть привязанной к своему мужу и семье, но наша система направлена на то, чтобы свести к минимуму эту привязанность, сделав целью своей деятельности удовольствие Кришны. Просто старайся доставлять радость Кришне, и тогда никакие материальные обстоятельства не смогут причинить тебе никакого беспокойства. (ПШП Саучарье-деви, 23 октября 1972)
73-07 Ты совершенно права, когда пишешь, что Кришна наградил тебя первоклассным мужем. В ведическом обществе ни одной девушке не было позволено оставаться независимой и незамужней. Независимость для женщин означает, что они уподобляются проституткам, охотятся на мужчин, в поисках того, кто позаботится о них. Поэтому так называемой независимой женщине приходится прилагать огромные усилия, чтобы сделать себя привлекательной с помощью искусственной косметики, мини-юбки и прочих вещей в том же духе. В прежние времена девочка выходила замуж за определенного мальчика в очень раннем возрасте, примерно в шесть лет. Но хотя девочка выходила замуж рано, она не начинала сразу жить со своим мужем, а постепенно училась разным вещам: готовить, убирать дом, служить мужу разными способами — и так до достижения половой зрелости. И все это время не было никакого беспокойства. Девушка знала: «У меня есть муж», — и юноша знал: «У меня есть жена — вот эта девушка».
Поэтому когда юноша и девушка достигали возраста, у них не было никаких возможностей для незаконной половой жизни. А психология такова, что первому юноше, которого девушка принимает в браке, она отдает все свое сердце, и эта привязанность к мужу со стороны девушки со временем все больше и больше возрастает. Если у нее хороший муж, то есть, такой, который принял истинного духовного учителя и сосредоточен на своем служении ему, жена такого хорошего мужа без дополнительных усилий получает все благие результаты его духовного прогресса. Так что тебе повезло. Продолжай придерживаться этой установки, всегда служи своему мужу, и тогда твоя жизнь станет совершенной, и вы вместе вернетесь домой, к Богу. (ПШП Найшкарми-деви-даси, 28 июля 1973)
74-08 В духовной жизни очень важно подавать хороший пример. Учение парампары основано на этом принципе ачарьи. Иногда и жена может привести мужа в сознание Кришны, поэтому ты сама должна повторять шестнадцать кругов и следовать практике преданности, читать мои книги. Если это тебе трудно, и ты падаешь, тогда тебе лучше было бы пожить в одном из наших храмов. Все вы приходите сюда, имея за плечами груз дурных привычек, поэтому, чтобы продвигаться в сознании Кришны, мы должны снисходительно смотреть на промахи других. Ты должна относиться к своему мужу терпеливо. Повторение святых имен без оскорблений является лекарством от всех этих болезней. Поэтому я вменил в обязанность всем президентам храмов, а также Джи-Би-Си следить за тем, чтобы каждый преданный соблюдал правила и предписания, повторял шестнадцать кругов, поддерживал свой духовный уровень. Поэтому если тебе трудно, то для тебя лучше будет не жить отдельно, а общаться с другими преданными. (ПШП Видарбха-Канья-даси, 19 августа 1974)
75-02 Что касается обязанностей женщины, то если она выходит замуж, это не означает, что она должна бросить все свое служение в храме или на санкиртане, но она обязана также следить за тем, чтобы не пренебрегать и своими семейными обязанностями. (ПШП Шри Говинда-дасу, 6 февраля 1975)
75-06 К счастью, у тебя очень хороший муж, и ты также очень хорошая жена. Итак, живите в мире и согласии, помогай ему писать очерки, которые у него получаются очень хорошо. Так вы оба будете счастливы, и жизнь ваша увенчается успехом. (ПШП Таиттирии, 19 июня 1975)
75-06 Обычно женщинам с грудными детьми не рекомендуют поклоняться Божествам, потому что грудной ребенок — это всегда нечистота. Приходится касаться ребенка, а дети обычно очень грязны, как же при этом сохранять чистоту? Конечно, если ты с этим справляешься, то все в порядке. Но в общем, если тебе приходится заботиться о ребенке, тогда поклоняться Божествам — не хорошо. (ПШП Лакшмимони, 23 июня 1975)
76-12 Почему жену должно беспокоить, что она живет не в непосредственной близости от мужа? Когда Чайтанья Махапрабху отправился проповедовать в Восточную Бенгалию, Его первая жена осталась одна. Обязанность жены — не мешать мужу. Это ведический принцип. Брачные отношения не предназначены для секса. Но, конечно, в нашу эпоху это именно так. Что ж, такая жена должна снова выйти замуж, что поделать? Ведический брак не предназначен для секса. (ПШП Тамала-Кришне Махарадже, 20 декабря 1976)
Обязанности мужа и жены
67-06 Я также рад, что ты носишь в своем чреве ребенка. Пожалуйста, прими мои благословения этому новичку, которого мы будем счастливы принять всего через несколько месяцев. Пожалуйста, береги свое здоровье, чтобы ребенок вырос очень здоровым и мог осознать Кришну. Махараджа Прахлада слушал наставления Муни Нарады, находясь в утробе матери, а позже стал прославленным преданным Господа Кришны. Обязанность родителей состоит в том, чтобы сделать своего ребенка сознающим Кришну, чтобы удачливый ребенок, родившийся от сознающих Кришну родителей, уже никогда не был вынужден принимать рождение в этом материальном мире. (ПШП Нандарани, 9 июня 1967)
67-08 Я уже дал тебе наставление, что Гаргамуни должен жениться. Они должны как можно скорее получить свидетельство о браке. Церемония в храме должна заключаться в пении «Харе Кришна» перед огнем, предложении очищенного масла с возгласом «сваха», жених и невеста должны обменяться гирляндами перед Божеством Кришны и пообещать никогда в жизни не расставаться. Они должны знать, что телесные отношения между мужем и женой вторичны. Главным является то, что они должны помогать друг другу развиваться в сознании Кришны. (ПШП Брахмананде, 4 августа 1967)
67-08 Я также весьма счастлив, что Химавати готовится стать матерью. Ребенок — это редкостный дар, посылаемый Кришной, но, в то же время, и великая ответственность. Каждый родитель ответственен за то, чтобы его ребенок вырос сознающим Кришну. Знаю, что ты это понимаешь и всегда будешь держать Кришну в центре своего дома. Теперь о том, что тебе делать. Прежде всего, ты семейный человек. Обычно, обзаведясь семьей, мужчина думает о том, как обеспечить жену и ребенка. Поэтому можешь, если хочешь, найти себе работу в Нью-Йорке или в другом городе и обосноваться там, как обычный домохозяин, как Рупануга и другие. Или же, если тебе это больше нравится, можешь остаться работать в храме, в Монреале или где-то еще, где достаточно места, чтобы ты мог разместиться. Но ты должен заботиться о своем здоровье. Я уже заметил ухудшение, когда был в Нью-Йорке, а теперь и ты говоришь, что тебе стало хуже. Это нехорошо, и ты должен исправить положение. Так что прими необходимые меры. Прежде всего, не беспокойся. Кришна поможет тебе. Если тебе нужно пойти на работу, чтобы содержать жену и детей, Кришна пошлет ее тебе. (ПШП Хамсадуте, 15 августа 1967)
67-09 Перед тобой стоит проблема в связи с необходимостью жить раздельно со своей женой. Если твоя жена способна сохранять спокойствие, живя вдали от тебя, я думаю, можно пока все так и устроить, однако я опасаюсь, как бы это раздельное проживание не переросло в развод. Что касается Эрика, он развивается в сознании Кришны с самого детства, а это великий шанс для человека. Думаю, его отец обязан защищать своего ребенка в сознании Кришны. Мать также несет эту обязанность, так что либо ты, либо твоя жена должны позаботиться об этом хорошем ребенке. Если твоя жена возьмет на себя ответственность за ребенка, ты будешь лично совершенно свободен и можешь жить в храме с другими брахмачари, в Нью-Йорке, либо в любом другом месте, где тебе лучше. Если, однако, твоя жена оставит ребенка с тобой, тогда о нем можешь позаботиться ты, это будет хорошо. Но думаю, это будет очень трудно, потому что он еще недостаточно подрос. Так или иначе. Ни ты, ни твоя жена не должны думать о новом браке. Этого я не посоветую. Даже если твоя жена решит снова выйти замуж, сам ты должен об этом забыть. И если, по милости Кришны, ты сможешь спокойно жить без жены, полностью посвятив себя сознанию Кришны, это будет лучшая часть твоей жизни. Ты можешь перенести всю свою любовь и нежность на ребенка и постараться сделать его полностью сознающим Кришну. (ПШП Рупануге, 9 сентября 1967)
67-12 Станьте идеальной парой в своей стране. Полностью сознавайте Кришну в сотрудничестве друг с другом, и вы оба будете счастливы как в этой жизни, так и в следующей. (ПШП Кришне-деви, 16 декабря 1967)
68-06 Вчера вечером у нас была встреча и санкиртана, Брахмананда, Раярама и Джанардана говорили по пятнадцать-двадцать минут, и говорили неплохо. И поскольку ты тоже прогрессируешь там, в Буффало, как я понял из твоего письма, я все больше и больше наполняюсь энтузиазмом, видя, что мои духовные дети растут в сознании Кришны. Я надеюсь, что каждый из вас в будущем сможет проповедовать это трансцендентное послание. Я был очень рад узнать, что ты приезжаешь сюда со своим сыном, м-ром Эриком, я буду рад принять его здесь. Надеюсь, он повторяет «Харе Кришна», так как уже привык к этому. Обязанность матери и отца — просвещать детей в сознании Кришны и тем самым спасать их из когтей неминуемой смерти. Шримад-Бхагаватам утверждает, что человек не должен становиться отцом или матерью, если не может взять на себя эту ответственность — остановить колесо повторяющихся рождений и смертей для своих детей. (ПШП Рупануге, июнь 1968)
68-06Когда я первый раз приехал из Сан-Франциско в Нью-Йорк, и ты сообщил мне о перспективном бизнесе м-ра Кальмана, я очень сомневался в успехе этого плана. Поэтому я колебался. Так или иначе, что сделано, то сделано, сейчас постарайся отделаться от этого беспокойства, не портя отношений с м-ром Кальманом. Чайтанья Махапрабху особо предостерегал Своих преданных от общения с людьми, у которых мирское сознание. Поэтому, согласно ведическим принципам, только брахмачари, ванапрастхам и санньяси рекомендуется серьезно браться за сознание Кришны, то есть, освободиться от проблемы зарабатывания денег. Грихастхи должны поддерживать остальные три общественные группы. Так или иначе, лучшим источником дохода должны быть для нас пожертвования благорасположенных людей, а также продажа наших собственных книг и разной литературы. Это, конечно, тоже разновидность бизнеса, но ничего. Если уж мы беремся, то должны делать свой бизнес независимо, без поддержки посторонних. Мы можем принять денежную помощь со стороны в виде пожертвования или займа, но не должны входить во взаимоотношения с посторонними. Ведь их жизненные цели отличаются от наших.
Так что, пожалуйста, не волнуйтесь. Возьмитесь за дело с холодной головой, а если Пурушоттама чувствует себя неважно, ты можешь послать его на несколько дней сюда, пусть поживет со мной. Если он поедет сюда, путь захватит с собой мой желтый Бхагаватам в самодельном переплете. Теперь, имея некоторый опыт ведения дел с м-ром Кальманом, мы твердо знаем, что он преследует собственные деловые цели, действует ради собственной выгоды. Я уверен, что он и не думает помогать нам деньгами, как ты ожидаешь от него, в отношении издания «Учения Господа Чайтаньи». Поэтому его имя не должно упоминаться среди тех, кому мы выражаем признательность, как ты предлагал. Я был бы рад узнать, какое развитие получит эта ситуация. Но постарайся делать все спокойно, и в дальнейшем ты, возможно, будешь вести дела самостоятельно. (ПШП Брахмананде, 28 июня 1968)
68-08 Относительно вашего вопроса: «Как должен вести себя с противоположным полом строгий грихастха? Что такое духовное планирование семьи?» Человек не должен вступать в половые отношения, если он не собирается зачать ребенка. Лучше всего вообще забыть о сексе, однако сделать это сразу, внезапно — невозможно, особенно в западных странах, где половая жизнь ведется очень свободно. Поэтому, учитывая обстоятельства, человек должен стараться ограничить половые отношения только зачатием детей, и не вступать в них ни для каких других целей. Духовное планирование семьи заключается в том, что человек решительно настроен воспитать детей в сознании Кришны. Согласно Бхагавате, духовное планирование семьи состоит в том, что никто не должен становиться отцом или матерью, если он не способен привести своих детей к освобождению. Обязанность родителей — следить за тем, чтобы дети росли в достатке, не только материальном, но и духовном. Поэтому духовное обучение должно начинаться с самого рождения. Каумарам ачарет праджно — в Шримад-Бхагаватам Махараджа Прахлада говорит, что духовному сознанию или сознанию Кришны ребенка следует учить с самого начала жизни, подобно тому, как детям дают образование, начиная с раннего детства. (ПШП Даянанде и Нандарани, 24 августа 1968)
68-09 Что касается вашей поездки в Лондон, то я не думаю, что в ней есть необходимость. Потому что, как родители Ананды не одобряют его брака, так и отец Аннапурны может не одобрить ее выбора. Но в вашей стране юноша и девушка обычно сами выбирают себе партнера, поэтому, если вы решили пожениться, вы можете сделать это, не спрашивая согласия родителей. Но отец Аннапурны очень хочет ее видеть, так что в сложившихся обстоятельствах, если вы все же решите ехать, я не возражаю. Я тоже еду туда очень скоро, поскольку получил письмо от Малати, что они уже прибыли в Англию и получили визу на шесть месяцев. Так что я, может быть, поеду туда очень скоро. В общем, если вы решили пожениться, я думаю, вы должны заключить законный брак, без всяких формальностей в виде разрешения родителей. Выберите для своей семьи любое место проживания — это роли не играет. Вывод такой: вы должны заключить законный брак, и Ананда может работать, чтобы поддерживать центр в Ванкувере. Вот чего я хочу. А Аннапурна может продолжать заниматься перепечаткой рукописей. Если это по тем или иным причинам не получится, тогда будем решать, что делать дальше. (ПШП Аннапурне и Ананде, 4 сентября 1968)
68-09 Что касается вашего брака, я очень сожалею, что родители Аннапурны не хотят этой свадьбы. Теперь вам решать, жениться или нет. Но я думаю, что жениться надо. В сложившихся обстоятельствах вы должны заключить законный брак, согласно закону штата и получить свидетельство о браке. Ананда, ты должен постараться закрепиться в Ванкувере и устроиться на работу. Опираясь на заработанные при этом деньги, постарайтесь открыть в Ванкувере отделение нашего Общества, это будет очень хорошо. А когда я приеду в Ванкувер из Сиэтла, я благословлю вас во время церемонии, соответствующей нашей системе заключения брака. (ПШП Аннапурне и Ананде, 4 сентября 1968)
68-10 Животным, таким как олени, верблюды, ослы, обезьяны, даже мухи и змеи — им нельзя причинять зло. Даже если они забираются к нам в дома или на поля и пожирают нашу пищу, останавливать их нельзя. Потому что у них есть право питаться, пища дается Господом. Они не съедят больше, чем им положено, и не заберут еду к себе домой. Они лучше людей. Если человека пустит на поле или в сад, он постарается унести что-нибудь с собой, чтобы продать или запасти, а животные так не делают. Поэтому с невинными животными надо обращаться, как с детьми домохозяина. (ПШП Раяраме, 17 октября 1968)
68-11 Ты спрашиваешь, было ли мне трудно заниматься преданным служением, когда я был домохозяином. Да, было. В своей семейной жизни я строго следовал регулирующим принципам, но моя жена не желала поддерживать меня должным образом. Поэтому я был обязан оставить общение с ней. Постарайся, исполнив свои домашние обязанности, заботиться о Господе Джаганнатхе, насколько это возможно, но строго ты должна придерживаться только повторения шестнадцати кругов джапы. Это защитит тебя от всех отклонений. В жизни домохозяев иногда случаются отклонения от правил и предписаний, это ничего. Ты должна стараться изо всех сил, уповая на Кришну, и Кришна тебе поможет. Если ты будешь сохранять в сердце желание стать чистой и искренней преданной, ты обязательно станешь искренней преданной. И Кришна тебе поможет. Твое дело — хранить в своем сердце это желание. Надеюсь, и у тебя, и у ребенка все хорошо. (ПШП Малати, 23 ноября 1968)
68-12 Я доволен тем, сколько ты, Махапуруша и Мурари сделали для открытия нашего храма на Гавайях. Я также отметил, что ты готовишься принять меня в январе. Ты готовишься принять меня, но я думаю, что тебе следовало бы позаботиться также и о том, чтобы вызвать свою жену. Муж и жена должны жить вместе, чтобы помогать друг другу в развитии сознания Кришны. Думаю, ты мог бы написать своей жене и велеть ей приехать к тебе, в гавайский храм. (ПШП Гаурасундаре, 2 декабря 1968)
69-01 Я очень рад тому, что ты пишешь: что и ты, и Химавати жертвуете своим сном и поздно ложитесь. По милости Кришны, Химавати красива не только внешне, она красива и внутренне. Иначе разве она сказала бы, что у тебя есть разрешение на чувственное наслаждение, но что ты будешь делать с этим разрешением? Соблюдать целибат хорошо для брахмачари, но человек, который способен соблюдать целибат, имея красивую и покорную жену — это больше, чем брахмачари. Впрочем, тот, кто имеет только одну жену и верен ей, также считается брахмачари. Вы станете хорошим примером, если оба согласны больше не предаваться чувственному наслаждению, но при этом оставаться мужем и женой и жить вместе. Однако это возможно, только если вы оба будете сосредоточены на деятельности в сознании Кришны. Я очень благодарен вам за ваши искренние усилия в этом направлении. (ПШП Хамсадуте, 12 января 1969)
69-01 Очень хорошо, что Говинда-даси готовит тебе и следует моим наставлениям. Обязанность мужа — давать жене полную защиту, даже от материальной энергии, майи, а жена обязана заботиться о личных удобствах мужа. Так муж и жена должны в духе сотрудничества исполнять практику сознания Кришны. Я пришел ради этого. В вашей стране практически никто не ведет семейную жизнь. Движение сознания Кришны способно дать людям семейную жизнь и шанс жить в мире и согласии с женой и семьей. (ПШП Гаурасундаре, 16 января 1969)
69-01 В Лондоне три пары[КМ-д102] , которые трудятся там изо всех сил, завоевывают симпатии лондонцев. Своим характером, поведением и преданностью они привлекают людей к нашему Движению. Я хотел бы, чтобы у меня были тысячи таких пар учеников, чтобы проповедовать наше Движение по всему миру. (ПШП Говинда-даси, 26 января 1969)
69-02 Относительно твоего желания жениться и иметь семью в сознании Кришны — это хорошо. У тебя будет хорошая верная жена, и вы будете счастливы, соединив свои усилия для Кришны. Я никогда не протестовал против браков, при условии, что брак заключается для служения Кришне, а не ради половой жизни. Брак предназначен для высшей цели. В творении Господа есть женское и мужское начало, даже в духовном мире, и Он сотворил так, а не иначе, с определенной целью. Цель эта заключается в том, что мужское и женское начало могут соединяться — не для половой жизни, а для прославления Господа. Из Шримад-Бхагаватам мы узнаем, что на Вайкунтхе женщины значительно красивее — и фигурой, и одеждой, и улыбкой, и т.д. — но и мужчины, и женщины там так увлечены повторением «Харе Кришна», что не испытывают полового влечения, даже близко общаясь друг с другом. Здесь тоже можно увидеть порой хороший пример. Когда наши девушки и юноши танцуют вместе и поют «Харе Кришна», они — по крайней мере, на это время — забывают о половом влечении. Это совершенство жизни: быть так увлеченными Кришной, что все незначительные удовольствия совершенно забываются. (ПШП Уддхаве, 17 февраля 1969)
69-03 Что касается устройства жизни, грихастахам должна быть предоставлена возможность жить вместе, как муж и жена. Если же таких условий нет, то все девушки должны жить в одном месте, а все юноши — в другом. Что же касается брахмачари, то ты не сможешь предотвратить их общение с грихастхами, но жить они должны отдельно. (ПШП Хаягриве, 18 марта 1969)
69-05 Получив письма, и твое, и твоего мужа, я очень вдохновился. Самое важное в твоем письме — это описание деятельности твоей милой дочки. Я надеюсь, что все малыши, которых сейчас воспитывают наши семейные пары, в один прекрасный день совершат великие дела в сознании Кришны. В Шримад-Бхагаватам говорится, что никто не должен становиться отцом или матерью, если не может воспитать детей так, чтобы они достигли совершенства — освободились от повторяющихся рождений и смертей. Этот процесс повторения рождения и смерти можно остановить, лишь пробудив сознание Кришны. Как ты читала в Бхагавад-гите, просто поняв, как Кришна является и как творит Свои надмирные дела, человек становится достоин войти в обитель Кришны. А тот, кто вошел в эту обитель Кришны, никогда уже не возвращается и не страдает ни от каких материальных невзгод. Это исполненный радости процесс остановки повторяющихся рождений и смертей живого существа. Просто пробудив дремлющую любовь к Кришне, Который известен как Васудева, можно прекратить материальное осквернение души материальным телом. (ПШП Нандарани, 23 мая 1969)
69-05 Ты скучаешь по Сатсварупе. Это естественно — быть привязанной к мужу. Но Сатсварупа занят служением Кришне, и ты тоже занята служением Кришне, так что вы оба должны чувствовать духовное счастье. Когда ты поправишься, ты сразу же воссоединишься с мужем. (ПШП Джадурани, 26 мая 1969)
69-07 Я очень рад, что ты собираешься выйти замуж за Джагадишу и служить ему, помогая развивать сознание Кришны, на протяжение всей вашей жизни. Семейная жизнь в сознании Кришны — это идеал семейной жизни, потому что ее основной принцип заключается в том, что жена помогает мужу, чтобы он мог следовать путем сознания Кришны, а муж помогает жене развить сознание Кришны. Таким образом, оба, и муж, и жена обретают счастье, и жизнь их становится возвышенной. Если брак заключен в сознании Кришны, то о разводе не может быть и речи. Разногласия между мужем и женой не принимаются всерьез, подобно тому, как не принимаются всерьез ссоры детей. Причина в том, что в основе духовной семейной жизни лежит не игра вожделения, но вечный принцип несения преданного служения Кришне. Прилагаю инструкцию для Рупануги по проведению свадебной церемонии, а вам с Джагадишей даю все свои благословения на долгую и счастливую жизнь в сознании Кришны. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии. (ПШП Лакшмимони, 10 июля 1969)
69-07 По воле Кришны, вы хорошая пара. Так что продолжайте серьезно и искренне практиковать сознание Кришны и заботиться о своем ребенке, Моюрадвадже. Я очень надеюсь на Моюрадваджу. Он очень разумен, у него есть признаки великого преданного. Я особо прошу вас заботиться об этом ребенке очень тщательно, это великий сын, который прославит своих родителей. Я заметил, что у него есть врожденные представления о жизни в преданности, и сейчас его попечители должны как следует позаботиться о нем. (ПШП Вриндаванешвари, 28 июля 1969)
69-08 Да, как ты и предлагаешь, домохозяева должны взять на себя заботу о поддержании храма. Джая-Гопала полон энтузиазма. Его нужно всячески вдохновлять. Тогда он один справится со всеми делами. (ПШП Прадьюмне, 16 августа 1969)
69-11 Сюда приехал Тамала-Кришна, и он рассказывал про твою дочку, Чандрамукхи, как она чудесно поет «Чинтамани». Вы оба, и ты, и твоя жена, совершаете прекрасное служение Кришне, и Он послал вам прекрасную дочь. Будь счастлив со своей доброй семьей. Нароттама-дас Тхакур поет в одной из своих песен, что если человек погрузился в океан Движения сознания Кришны, основанного Господом Чайтаньей, то независимо от того, кто он — домохозяин или ведет отрешенный образ жизни — Нароттама-дас Тхакур ищет общества такого человека. (ПШП Даянанде, 13 ноября 1969)
70-02 Я также очень рад узнать, что ты счастливо живешь со своей женой, и вы ждете ребенка в июле. Теперь ты должен будешь особо позаботиться о том, чтобы воспитать этого ребенка чистым преданным Господа; в этом состоит ответственность родителей: сделать все для того, чтобы их дети вырвались из тисков майи. (ПШП Шачисуте, 14 февраля 1970)
70-03 Я очень рад, что твоя дочь Сарасвати хорошо развивается под твоей опекой. Следить, чтобы ребенок рос в полном сознании Кришны — это и есть правильная постановка семейной жизни. А когда твоя славная дочка уже не будет требовать такой постоянной заботы с твоей стороны, у тебя появится время повторять «Харе Кришна». Мать и дочь должны садиться вместе и повторять «Харе Кришна». (ПШП Малати, 6 марта 1970)
70-03 Я очень рад, что вы живете и работаете вместе, как грихастхи. Воспользуйтесь теми возможностями, которые дает семейная жизнь, не для наслаждения чувств, а для совместного труда, направленного на достижение совершенства в сознании Кришны. Я также рад, что вы полны решимости привести в сознание Кришны множество душ, это очень вдохновляющая программа, требующая большой ответственности. Даже одна добрая душа, полностью развившаяся и твердо убежденная в необходимости проповедовать сознание Кришны, может призвать к возвращению домой, к Богу, огромное количество падших душ. А лучший способ подготовить таких сознающих Кришну душ состоит в том, чтобы с рождения учить их следовать принципам сознания Кришны. Это возможно в общении с родителями-преданными, поэтому вы сами должны всегда поддерживать на должном уровне свою духовную силу, с верой следуя регулирующим принципам и ежедневно, без пропусков, повторяя на четках шестнадцать кругов джапы. Тогда Кришна даст вам еще больше разума, чтобы вы все больше и больше занимали себя в служении Ему, и ваша жизнь станет возвышенной. (ПШП Нара-Нараяне и Дина-даядри, 19 марта 1970)