Краткие сведения о наиболее выдающихся философах 25 страница
Пассионарии появляются не случайно и не в единичных случаях, а как популяции, которые образуются в результате своеобразного явления – пассионарного толчка. Особенность таких толчков – их кратковременность (приблизительно 1–5 лет, но не меньше одного года) и геометрия на поверхности Земли. За последние три тысячи лет достоверно зафиксировано пока девять пассионарных толчков: четыре до рубежа нашей эры и пять после11. Суть явления состоит в том, что в определенный момент времени… на узкой, шириной 200–300 км и вытянутой полосе поверхности Земли (полосы от толчка к толчку не совпадают), имеющей геометрию, близкую к геодезической линии, возникает серия пассионарных популяций, внутри которых начинаются бурные процессы этногенеза, приводящие к… появлению группы новых этнических систем, проходящих синхронно все последовательные стадии этногенеза (если процесс этногенеза не обрывается извне…). Через 1100–1500 с момента толчка пассионарный признак полностью устраняется из популяции, процесс этногенеза завершается и этнос либо исчезает (как система, но не обязательно как люди), либо существует неограниченно долго в состоянии равновесия с биоценозом своего ландшафта, в гомеостазе <…>.
Пассионарность – это эффект энергии живого вещества биосферы, описанной В. И. Вернадским, проявляющийся в психике людей. Пассионарность не возникает из тех или иных ландшафтных условий. Она возникает как новый признак, т. е. при изменении генотипа. Это явление хорошо известно и называется мутацией. Устраняется пассионарность естественным отбором как всякий экстремальный признак. …Первоначальный заряд энергии (биохимической, описанной В. И. Вернадским) расходуется вследствие сопротивления среды, что ведет к гомеостазу – равновесию этноса с ландшафтным и человеческим окружением, т. е. к превращению его в реликт, когда он находится в пережиточном (персистентном) состоянии, лишенном творческих сил. Именно благодаря высокому накалу пассионарности происходит взаимодействие между общественной и природной формами движения материи, подобно тому, как некоторые химические реакции идут лишь при высокой температуре и в присутствии катализаторов… Это позволяет сопоставить, разумеется метафорически, процесс этногенеза с явлением сукцессии, когда после какой-либо катастрофы, например лесного пожара, происходит постепенное восстановление прежней растительности через ряд промежуточных форм. Так и здесь. Этнос возвращается к гомеостазу, оставив после себя памятники культуры <…>.
Итак, этногенез – это природный процесс биосферы, возникающий иногда и являющийся одним из компонентов этнической истории наряду с тремя постоянно действующими факторами: 1) социально-политическим, ибо люди всегда устанавливали определенный порядок взаимоотношений в своем коллективе; 2) техническим, ибо нет и не было человека без орудий труда; 3) географическим, ибо средства к существованию черпаются из окружающей природы. Вот почему все этносы оригинальны и неповторимы, хотя процессы этногенеза сходны <…>.
В связи с этим напрашивается мысль восточной хронософии о цикличности процесса, подобной смене времен года или фаз Луны… Однако дело обстоит сложнее: цикличность в биосферных процессах (видообразование) в этногенезе не наблюдается. Обсуждаемый тип взаимодействия отвечает не ритму (повторению), а инерции эксцесса, при котором изменение потенциала описывается сложной кривой подъемов, спадов и зигзагов. Это кривая сгорающего костра, вянущего листа, взрыва порохового погреба…
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – 2-е изд., доп. –
М., 1989. – С. 252, 262, 267, 276, 297, 324;
Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. –
М., 1997. – С. 71, 386, 403, 429.
Раздел 18
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОСТИ
Когда вы убьете последнего зверя и отравите последний ручей, тогда вы поймете, что деньгами питаться нельзя.
Индийская пословица.
План
1. Проблемы международных отношений после «холодной войны».
2. Проблемы взаимосвязи человека и общества.
3. Пути решения глобальных проблем.
Теоретический итог:
– охарактеризуйте основные глобальные проблемы, стоящие перед человечеством на пороге ХХІ столетия;
– укажите ценностную основу и обрисуйте основные пути решения глобальных проблем современности;
– выскажите свою точку зрения: стоит ли материальный прогресс человечества обострения глобальных проблем современности.
Философский словарь:глобальные проблемы современности, «демографический взрыв», «возобновляемые» и «невозобновляемые» ресурсы, А. Швейцер.
Глобальные проблемы современности можно определить как самые важные и острые проблемы общепланетарного масштаба, затрагивающие во II половине ХХ ст. как все человечество в целом, так и каждого человека в отдельности. Выделяются следующие особенности глобальных проблем современности: 1) они затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбы человечества в целом; 2) для их преодоления требуются целенаправленные и объединенные усилия большинства населения планеты; 3) они являются одним из объективных факторов мирового развития, поэтому их воздействие нельзя игнорировать; 4) их нерешенность создает угрозу для жизни на Земле.
Одна из возможных классификаций глобальных проблем современности, в соответствии с которой подобраны тексты, такова:
1) проблемы международных отношений в конце ХХ ст., в частности, проблема войны и мира или проблема Севера и Юга – уменьшения разрыва в общем уровне развития между различными странами;
2) проблемы взаимодействия между природой и обществом, наиболее значительными среди которых являются: а) экологическая проблема, б) энергетическая и ресурсно-сырьевая проблема;
3) проблемы взаимосвязи между человеком и обществом – такие, как: а) демографическая проблема, б) продовольственная проблема, в) проблема образования, г) проблема здравоохранения.
Возникновение глобальных проблем современности большинством современных исследователей связывается с процессами глобализации, которые со все возрастающей скоростью пронизывают развитие человечества в последние два столетия его истории.
Помимо самих глобальных проблем в разделе освещаются и возможные пути их решения. Здесь основное внимание уделяется не столько практическим шагам, сколько философско-этическим основаниям нового гуманистического сознания. Это сознание, с одной стороны, призвано коренным образом перестроить доминирующее ныне потребительское отношение человека к миру, а с другой – объединить всех людей Земли, независимо от их государственной или национальной принадлежности, и тем самым поднять решение глобальных проблем современности на общепланетарный уровень, соответствующий масштабу этих проблем.
18.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ПОСЛЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
Окончание «холодной войны» с ее реальной угрозой гибели всего человечества в ядерной войне, которое наглядно продемонстрировало принципиальную возможность решения самых острых глобальных проблем, отнюдь не решило всех вопросов в области международных отношений. Самюэль Хантингтон – профессор Гарвардского университета, директор Института стратегических исследований при Гарвардском университете в работе «Столкновение цивилизаций» (1993) утверждает, что на смену конфликту национальных государств, а затем идеологических систем приходит более глубинный, а потому более острый и масштабный конфликт цивилизаций. С. Хантингтон рассматривает цивилизацию «как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей» (Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. – 1994. – № 1. – С. 34). Таким образом, полагает С. Хантингтон, «облик мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций. К ним относятся западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации» (Там же. – С. 35).
После выхода в свет этой работы и повсеместного признания изложенных в ней идей С. Хантигтон начал считаться крупнейшим экспертом в области международных отношений. Действительно, в пользу теории «столкновения цивилизаций» им были приведены весьма убедительные аргументы, с которыми вы можете познакомиться на основании приведенного ниже отрывка из его работы.
Вопросы и задания:
1. Какие аргументы в пользу неизбежности конфликта цивилизаций приводит С. Хантингтон?
2. Какая из указанных С. Хантингтоном причин столкновения цивилизаций представляется вам наиболее существенной?
3. На каких уровнях, как считает С. Хантингтон, происходит кофликт цивилизаций?
Идентичность на уровне цивилизации будет становиться все более важной… Самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями. Почему?
Во-первых, различия между цивилизациями не просто реальны. Они – наиболее существенны. Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное, – религии. Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различия складывались столетиями. Они не исчезнут в обозримом будущем. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами...
Во-вторых, мир становится более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации. Североафриканская иммиграция во Францию вызвала у французов враждебное отношение, и в то же время укрепила доброжелательность к другим иммигрантам – «добропорядочным католикам и европейцам из Польши»…
В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации–государства как источника идентификации. Образовавшиеся в результате лакуны по большей части заполняются религией, нередко в форме фундаменталистских движений…
В-четвертых, рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своего могущества, а с другой, и возможно как раз поэтому, среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням. На вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик…
В-пятых, культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу. В бывшем Советском Союзе коммунисты могут стать демократами, богатые превратиться в бедных, а бедняки – в богачей, но русские при всем желании не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы – армянами.
В классовых и идеологических конфликтах ключевым был вопрос: «На чьей ты стороне?» И человек мог выбирать – на чьей он стороне, а также менять раз избранные позиции. В конфликте же цивилизаций вопрос ставится иначе: «Кто ты такой?» Речь идет о том, что дано и не подлежит изменениям… Человек может быть полуфранцузом и полуарабом, и даже гражданином обеих этих стран. Куда сложнее быть полукатоликом и полумусульманином.
И наконец, усиливается экономический регионализм… С одной стороны, успех экономического регионализма укрепляет сознание принадлежности к одной цивилизации. А с другой – экономический регионализм может быть успешным, только если он коренится в общности цивилизации <…>.
Таким образом, конфликт цивилизаций разворачивается на двух уровнях. На микроуровне группы, обитающие вдоль линии разлома между цивилизациями, ведут борьбу, зачастую кровопролитную, за земли и власть друг над другом. На макроуровне страны, относящиеся к разным цивилизациям, соперничают из-за влияния в военной и экономической сфере, борются за контроль над международными организациями и третьими странами, стараясь утвердить собственные политические и религиозные ценности.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций
// Полис. – 1994. – № 1. – С. 35–37.
Из другого отрывка из статьи С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» вы узнает о выделяемых автором «линиях разлома между цивилизациями», которые затрагивают европейское сообщество.
Вопросы и задания:
1. Какие принципиальные «линии разлома», конфликтов между цивилизациями, обнаруживает автор?
2. Какая из рассмотренных автором статьи «линий разлома» между цивилизациями кажется вам наиболее опасной для сохранения геополитической стабильности в мире?
3. Вовлечена ли, по вашему мнению, Украина в столкновение цивилизаций?
…как только был ликвидирован идеологический раздел Европы, вновь возродился ее культурный раздел на западное христианство, с одной стороны, и православие и ислам – с другой. Возможно, что наиболее важной разделительной линией в Европе является, как считает У. Уоллис, восточная граница западного христианства, сложившаяся к 1500 г. Она пролегает вдоль нынешних границ между Россией и Финляндией, между прибалтийскими странами и Россией, рассекает Белоруссию и Украину, сворачивает западнее, отделяя Трансильванию от остальной части Румынии, а затем, проходя по Югославии, почти в точности совпадает с линией, ныне отделяющей Хорватию и Словению от остальной Югославии. На Балканах эта линия, конечно же, совпадает с исторической границей между Габсбургской и Османской империями. Севернее и западнее этой линии проживают протестанты и католики. У них – общий опыт европейской истории: феодализм, Ренессанс, Реформация, Просвещение, Великая Французская революция, промышленная революция. Их экономическое положение, как правило, гораздо лучше, чем у людей, живущих восточнее. Сейчас они могут рассчитывать на более тесное сотрудничество в рамках единой европейской экономики и консолидацию демократических политических систем. Восточнее и южнее этой линии живут православные христиане и мусульмане. Исторически они относились к Османской либо царской империи, и до них донеслось лишь эхо исторических событий, определивших судьбу Запада. Экономически они отстают от Запада, и, похоже, менее подготовлены к созданию устойчивых демократических политических систем. И сейчас «бархатный занавес» культуры сменил «железный занавес» идеологии в качестве главной демаркационной линии в Европе. События в Югославии показали, что это линия не только культурных различий, но временами и кровавых конфликтов.
Уже 13 веков тянется конфликт вдоль линии разлома между западной и исламской цивилизациями. Начавшееся с возникновением ислама продвижение арабов и мавров на Запад и на Север завершилось лишь в 732 г. …
По окончании Второй мировой войны настал черед отступать Западу. Колониальные империи исчезли. Заявили о себе сначала арабский национализм, а затем и исламский фундаментализм. Запад попал в тяжкую зависимость от стран Персидского залива, снабжавших его энергоносителями, – мусульманские страны, богатые нефтью, богатели деньгами, а если желали, то и оружием…
Эти отношения осложняются и демографическими факторами. Стремительный рост населения в арабских странах, особенно в Северной Африке, увеличивает эмиграцию в страны Западной Европы. В свою очередь наплыв эмигрантов, происходящий на фоне постепенной ликвидации внутренних границ между западноевропейскими странами, вызвал острое политическое неприятие. В Италии, Франции и Германии расистские настроения приобретают все более открытую форму, а начиная с 1990 г., постоянно нарастают политическая реакция и насилие в отношении арабских и турецких эмигрантов.
Обе стороны видят во взаимодействии между исламским и западным миром конфликт цивилизаций…
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций
// Полис. – 1994. – № 1. – С. 37–38.
Украина, ставшая независимым государством, помимо того, что волей-неволей сталкивается со всеми существующими в международных отношениях проблемами, вынуждена определять свое место в многополюсном мире. Западную точку зрения на Украину в качестве субъекта международных отношений высказывает в книге «Великая шахматная доска»самый авторитетный западный специалист по странам бывшего СССР и Восточной ЕвропыЗбигнев Бжезинский(род. 1928) – американский политик и обществовед, в 1977–1981 – помощник президента США по национальной безопасности.
Вопросы и задания:
1. Укажите на те геополитические факторы, которые по мнению З. Бжезинского, делают невозможным восстановление России как супердержавы имперского типа без Украины. Какие альтернативные пути для дальнейшего развития России видит З. Бжезинский в случае сохранения независимости Украины?
2. Какой геополитический выбор, с точки зрения З. Бжезинского, стоит перед независимой Украиной?
3. Попробуйте поддержать точку зрения З. Бзежинского с позиции тех сил в украинском обществе, которые выступают за прозападную позицию страны, и отвергнуть ее с позиции тех сил, которые ратуют за интеграцию славянских народов под эгидой России.
Появление независимого государства Украины не только вынудило всех россиян переосмыслить характер их собственной политической и этнической принадлежности, но и обозначило большую геополитическую неудачу Российского государства. Отречение от более чем 300-летней российской имперской истории означало потерю потенциально богатой индустриальной и сельскохозяйственной экономики и 52 млн человек, этнически и религиозно наиболее тесно связанных с русскими, которые способны были превратить Россию в действительно крупную и уверенную в себе имперскую державу. Независимость Украины также лишила Россию ее доминирующего положения на Черном море, где Одесса служила жизненно важным портом для торговли со странами Средиземноморья и всего мира в целом.
Потеря Украины явилась геополитически важным моментом по причине существенного ограничения геостратегического выбора России. Даже без Прибалтийских республик и Польши Россия, сохранив контроль над Украиной, могла бы все же попытаться не утратить место лидера в решительно действующей евразийской империи, внутри которой Москва смогла бы подчинить своей воле неславянские народы южного и юго-восточного регионов бывшего Советского Союза. Однако без Украины, с ее 52-миллионным славянским населением, любая попытка Москвы воссоздать евразийскую империю способствовала бы, по всей видимости, тому, что в гордом одиночестве Россия оказалась бы запутавшейся в затяжных конфликтах с поднявшимися на защиту своих национальных и религиозных интересов неславянскими народами; война с Чечней является, вероятно, просто первым тому примером <…>.
В связи с расширением ЕС и НАТО Украина сможет в конечном счете решить, желает ли она стать частью той или иной организации. Вероятно, для усиления своего особого статуса Украина захочет вступить в обе организации, поскольку они граничат с Украиной и поскольку вследствие происходящих на Украине внутренних перемен она получает право на членство в этих организациях. Хотя для этого потребуется определенное время, Западу не слишком рано – занимаясь дальнейшим укреплением связей в области экономики и безопасности с Киевом, – приступить к указанию на десятилетний период 2005–2015 гг. как на приемлемый срок инициации постепенного включения Украины, вследствие чего уменьшится риск возможного возникновения у украинцев опасений относительно того, что расширение Европы остановится на польско-украинской границе…
Главный момент, который необходимо иметь ввиду, следующий: Россия не может быть в Европе без Украины, также входящей в состав Европы, в то время как Украина может быть в Европе без России, входящей в состав Европы. Если предположить, что Россия принимает решение связать свою судьбу с Европой, то из этого следует, что в итоге включение Украины в расширяющиеся европейские структуры отвечает собственным интересам России. И действительно, отношение Украины к Европе могло бы стать поворотным пунктом для самой России. Однако это также означает, что определение момента взаимоотношений России с Европой – по-прежнему дело будущего («определение» в том смысле, что выбор Украины в пользу Европы поставит во главу угла принятие Россией решения относительно следующего этапа ее исторического развития: стать также частью Европы, либо европейским изгоем, т. е. по-настоящему не принадлежать ни к Европе, ни к Азии и завязнуть в конфликтах со странами «ближнего зарубежья»).
Бжезинский З. Великая шахматная доска.
Господство Америки и его геостратегические императивы. –
М., 1999. – С. 114–115, 146–147.
18.2 ПРОБЛЕМЫ взаимосвязи
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Если сущность основной проблемы взаимосвязи человека и общества – экологической – достаточно хорошо известна (искусственная среда обитания человека – ноосфера – развивается быстрее, чем ее природное окружение успевает воспроизводится, а потому медленно, но неуклонно поглощает его), то дискуссии по поводу «демографического взрыва» продолжаются до сих пор, поскольку во II половине ХХ ст. демографическая динамика изменяется каждое десятилетие. Для анализа этой проблемы предлагается реферат самого авторитетного официального ее научного обзора, подготовленного экспертами ООН.
Вопросы и задания:
1. Дайте определение «демографического взрыва» и укажите его причины.
2. Объясните, почему демографическая ситуация в мире продолжает оставаться острой, если темпы прироста населения Земли снижаются.
3. Каковы долгосрочные демографические тенденции? Являются ли эти тенденции едиными для разных регионов земного шара?
4. Как ученые оценивают позитивные и негативные последствия «демографического взрыва»?
5. Назовите известные вам демографические тенденции в Украине. В этой связи подумайте: в какой степени те тенденции, о которых шла речь в обзоре, затрагивают нашу страну.
«Демографический взрыв» – беспрецедентный рост численности населения Земли мира во II половине ХХ ст.
«Демографический взрыв» был вызван не столько ростом рождаемости, сколько беспрецедентным по срокам и масштабам снижением смертности в 50–60-е гг. «Демографический взрыв» в развивающихся странах частично совпал со «взрывом новорожденных» или «бэби-бумом» в развитых странах Запада, начавшемся еще в конце 40-х гг. Для Западной Европы и Северной Америки это было послевоенное компенсационное увеличение рождаемости, которое усилилось в связи с благоприятной экономической конъюнктурой. Уже в I пол. 60-х гг. «бэби-бум» в развитых странах пошел на убыль. В развивающемся мире «демографический взрыв» принял затяжной характер и в 60-е гг. темпы роста населения Земли достигли максимального за всю историю показателя – 2,1% в год.
Таким образом, период с конца 40-х и до начала 70-х гг. был периодом небывалого ранее нарастания темпов роста мирового населения. При этом рост в государствах «третьего мира» в эти годы в два раза превышал соответствующий показатель для развитых стран.
II половину 70-х гг. можно считать переломной в темпах роста мирового населения. Прогнозы, которые исходили из годовых темпов роста в 2% до конца века и удвоения численности населения земного шара за 35 лет, не оправдались. В конце 70-х гг. прежний прогноз был пересмотрен и удвоение населения перенесено на более поздний период – к 2015 г. Среди демографов из-за несбывшихся пророчеств наблюдалась даже некоторая растерянность, и 70-е гг. были названы периодом «колоссальной неопределенности» в отношении демографического прогнозирования.
На самом деле «неопределенность» проистекала по той причине, что нарастающие темпы роста населения земного шара сменились на сокращающиеся. К концу 70-х гг. стало ясно, что «пик» прироста населения нашей планеты остался позади. Социально-экономические преобразования, в результате которых началась трансформация традиционных представлений о размерах семьи, в сочетании с мероприятиями демографической политики в развивающихся государствах и расширяющимися контактами со странами Запада привели к тому, что в одних странах значительно, в других – умеренно, в третьих – совсем немного снизились показатели рождаемости и темпы роста населения. Замедление последних продолжалось и в 80–90-е гг., достигнув по миру в целом 1,5% в год.
Снижение темпов роста населения не означает, что абсолютные цифры прироста численности землян сокращаются. Более того, ежегодная «прибавка» даже выше, чем в 60-х и 70-х гг., в связи с ростом общей численности жителей Земли. Так, если в 60-е гг. население мира ежегодно увеличивалось в среднем на 67 млн., в 70-е гг. – более чем на 75 млн., в 80-е гг. эта цифра приблизилась к 80 млн., в 90-е гг. абсолютный глобальный прирост составлял 90 млн. человек в год. Это максимальные абсолютные цифры годового прироста за всю историю Земли.
В ХХІ в. темпы роста численности землян будут и дальше медленно сокращаться, постепенно снизится и абсолютный прирост. В начале следующего столетия заметное уменьшение темпов наступит в развивающихся странах, когда скажутся результаты сегодняшних социально-экономических преобразований и усилий по проведению программ планирования семьи. К первой четверти ХХІ в. темпы роста мирового населения должны опуститься до 1% в год. К 2095 г. темпы роста населения Земли, по прогнозам, достигнут почти нулевой отметки – 0,14% в год.
В 1980 г. население Земли насчитывало 4,4 млрд. чел., в 2000 г. составит более 6,1 млрд. чел. От 8,2 до 9,2 млрд. будет в 2025 г. К концу ХХІ в. население Земли достигнет от 10,2 до 14,2 млрд. чел.
Таким образом, за 70 лет – с 1980 по 2050 г. население нашей планеты более чем удвоится, и почти 85% предстоящего увеличения за 115-летний период (с 1980 по 2095 г.) придется на эти первые 70 лет. Таковы кратко-, средне- и долгосрочные демографические прогнозы ООН, сделанные в середине 80-х гг.
В целом рост населения Земли, а также та численность, которая установится к моменту стабилизации, зависят прежде всего от темпов увеличения населения развивающегося мира. А эти темпы должны складываться из разности двух показателей – рождаемости и смертности. Фактор миграции не имел до сих пор большого значения для динамики численности населения освободившихся стран. Смертность в Азии, Африке и латинской Америке еще имеет резервы для снижения, однако, сокращение рождаемости ожидается более интенсивным, нежели смертности.
Сейчас 80% населения развивающегося мира проживает в странах, правительства которых хотят снизить темпы роста населения. И только 3% населения являются жителями стран, где правительства желают их повысить.
Ряд западных исследователей полагают, что стабилизация численности населения произойдет под давлением сил природы. В последнем случае имеется в виду неизбежное увеличение через одно-два поколения смертности, как следствия высокой степени загрязнения окружающей среды и острого недостатка продовольствия (в основном в Африке и Азии). Помимо экологической катастрофы налицо и опасность вымирания людей от надвигающейся эпидемии СПИДа.
По сравнению с 60-ми гг. разрыв в темпах роста населения развивающихся и развитых стран в I пол. 80-х гг. не только не уменьшился, а даже возрос – с 2-х до 3-х с лишним раз. Увеличение разрыва вызвано тем, что рождаемость в развитых странах со II половины 60-х гг. пошла резко на убыль, а смертность почти не менялась, в то время как в развивающихся странах весьма умеренный спад рождаемости сопровождался дальнейшим снижением смертности, что приводило к незначительному сокращению темпов естественного прироста.
Подобная тенденция сохранится и в будущем. Население развивающихся стран будет расти не менее 1% в год. Мировым лидером по темпам роста населения будет оставаться Африка (не менее 2% в год), в Латинской Америке, несмотря на заметный спад рождаемости (в два раза), темпы роста населения останутся высокими из-за одновременного значительного сокращения смертности, заметное сокращение темпов роста населения произойдет в Азии благодаря в основном продуманной демографической политике в Китае. И без того невысокий показатель динамики численности населения развитых стран (около 0,5% в год) продолжит уменьшаться (до 0,3%).
Среди зарубежных ученых нет единого мнения по вопросу о последствиях «демографического взрыва». Одни считают, что растущее население является благом для общества, другие утверждают, что это тяжкое бремя. Первые полагают, что лишние головы – это, возможно, новые гении, таланты и новые рабочие руки. Вторые возражают: это только лишние рты, которые надо накормить, лишние люди, которых надо одеть, согреть, обучить.
Первые соглашаются с тем, что большое количество детей является источником серьезных (однако краткосрочных) проблем для нации. И что через несколько лет эти дети уже смогут трудиться на полях, внося свой вклад в долгосрочное благополучие.
Сторонники необходимости стабилизировать численность населения Земли верят в закон «сокращающегося возмещения издержек», поскольку большая часть ресурсов населения планеты истощается. Защитники необходимости роста населения основывают свои взгляды на концепции «экономии на масштабах», утверждая, что большее число людей сможет использовать ресурсы более эффективно.