Структурная модель психики
Позднее Фрейд предложил такую структуру психики:
Эго («Я»)
Суперэго («Сверх-Я»)
Ид («Оно»)
3. инстинкт бессознательного
4. эго, супер эго, оно
5. подавление инстинктов
II. получение наслаждения
1.Эпикур
2. гедонизм
этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни
3. какую роль чувства меры отводит автор?
Чувство меры играет важную роль в получении наслаждения( выпил вина –хорошо, выпил много вина-плохо; встретил друга на полчаса –хорошо, приехал друг на неделю-плохо)
5. Разновидности гедонизма – эвдемонизм, стоицизм, киники…
Эвдемони́зм (греч. ευδαιμονία — процветание, блаженство, счастье) — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.
Основатель стоицизма в философии — Зенон из Кития на Кипре. Стоики считали, что путь к блаженству в беспристрастии. Они уделили пристальное внимание анализу страстей, требуя их подчинения разуму. Страсти делились при этом на четыре вида: печаль, страх, вожделение и удовольствие. Стоики учили умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы. Они провозглашали: будь человеком и в бедности, и в богатстве, сохраняй свое достоинство и честь, чего бы это тебе не стоило, если судьба предназначила тебе бедность, нездоровье, бесприютность, переноси их без стенаний, если ты богат, красив, умен, будь умерен в пользовании этими благами, помни, что завтра ты можешь оказаться нищим, больным, гонимым
КИНИЗМ философское учение, согласно которому наилучшая жизнь - это естественное, свободное от обладания чем бы то ни было, избавленное от условностей и прочих искуственных сложностей существование, подобное жизни собаки.
5. современная молодежь – прагматики - это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов.
Билет
1. 1) Сенсуализм (эмпиризм) – направление философии, представители которого считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.
Рационализм – течение философии, сторонники которого полагали, что истинное знание может быть выведено только из разума и не заввисит от чувственного опыта.
2) представители – сенсуализм (Ф.Бэкон), рационализм (Декарт)
3) Какие направления гносеологии еще существуют?
· Иррационализм – (Ницше, Шопенгауэр) - особое направление, сторонники которого считали, что мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно никогда не будет познан разумом.
· Гностицизм (материалисты) – философское течение, сторонники которого считают, что мир познаваем и возможности познания не ограничены.
· Агностицизм – (Кант и др.) – направление, представители которого считают, что мир непознаваем, а возможности познания ограничены познавательными способностями человеческого разума.
4) Вопросы познавательной деятельности рассматриваются Марксом и Энгельсом в неразрывной связи с предметно-практической деятельностью людей. Она, по мнению Маркса, является подлинной сущностью общественного человека. Исходя из формулы "бытие определяет сознание" Маркс уверен, что субъект познания есть производное от субъекта практики, что познание не исходное и не единственное отношение человека к миру. Марксистская теория познания исходит из того, что знание есть не какой-то самостоятельный предмет, вклинивающийся между субъектом и объектом, а форма кристаллизации осуществившейся познавательной деятельности и форма возможного ее будущего протекания.
5) что преобладает во врачебной деятельности чувства, разум или интуиция?
2. Атомы движутся в пустоте бесконечное время. Атомы это субстанции, рассеянные в пустоте они умудряются наскакивать друг на друга и потом происходит ….. водою, огнем… человеком.
1) Что это такое? Атомистический материализм.
2) Представитель стихийного материализма Демокрит.
3) Основные понятия в его концепции – пустота, атомы, пространство, время.
4) в какой период времени теория атома была господствующей? Теория атома была господствующей до конца 19 века, вплоть до того, как удалось доказать, что атом делится.
5) чем отличаются современные представления об атомах от взглядов Демокрита?
Демокрит считал, что атом – мельчайшая, неделимая частица. В конце 19 века доказали, что атом делится. Хотя слово атом в первоначальном значении обозначало частицу, которая не делится на меньшие части, согласно научным представлениям он состоит из более мелких частиц, называемых субатомными частицами. Атом состоит из электронов, протонов, нейтронов.
Билет.
1. Абсолютный дух, который является высшей субстанцией всякого бытия. Это дух, опускающийся, чтобы принять образ непосредственного контакта с природой, познается как решающий (Гегель)
1) направление – объективный идеализм
2) Выписать термины (абсолютный дух, свободно отчуждающий себя, инволюция, возвращение к первичному состоянию)
АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ понятие философии Гегеля, характеризующее абс. идею на той стадии ее развития, на к-рой она, пройдя ступени логики и природы, осуществляет познание самой себя посредством разума человека.
Инволюция (от лат. involutio — изгиб, завиток, свёртывание), регресс (биологический), редукция или утрата в процессе эволюции отдельных органов, упрощение их организации и функций (например, разные степени редукции кишечника у некоторых паразитических червей, членистоногих и т. д.).
свободно отчуждающий себя-перенос свойств АД в природу,историю. отчуждение — это реализация и овнешнение Абсолютного Духа.
3) Что собой представляет природа, т.е. непосредственно бытие, по мнению этого автора?
Природа выступает Абсолютным духом, который Бог создал для того, чтобы из нее возникли человек и человеческий дух.
4)Что собой представляет концепция развития автора?
у Г. Гегеля Триада (Т) становится основным диалектическим принципом развития. По Гегелю, у которого Т. выступает также и как способ построения философской системы, всякий процесс развития проходит три ступени: тезис, антитезис, синтез. Антитезис отрицает тезис, синтез, в свою очередь, отрицает антитезис, соединяя, однако, в себе особенности предыдущих ступеней развития.
2. а) почитай отца и мать, не прелюбодействуй, не укради….. (Библия)
Б) «Что хорошо? – Всё, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия. Слабые и неудачники должны погибнуть… и им должно ещё помочь в этом. Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым – Христианство». (Фридрих Ницше «Антихрист. Проклятие христианству»)
1)Кто сказал? А) Библия Б) Фридрих Ницше
2) какой …. Выражает …(там вроде про Ницше). Центральная проблема Ницше – воля. Н. видел средство спасения жизни в воле к власти. Воля к власти – основа права сильного. Ее подрывают доминирование интеллекта; мораль, проповедующая любовь к ближнему; социализм, декларирующий равенство между людьми. Н. стремился создать основы новой морали «сверхчеловека» взамен христианской. Относительно христианской религии Н.говорил, что она исчерпала себя и не способна решить кардинальные проблемы жизни.
3) в чем их противоречие?
Библия преподает человеколюбие, альтруизм, гуманизм. Нигилизм же все сводит к биологическим законам. «Выживает сильнейший», слабый должен умереть, тем самым общество станет сильнее.
4) в каких движениях 20 века отразилось второе высказывание? (Гитлер, Сталин – уничтожение христианства)
5) правильно ли автор оценивает социальную роль христианства? (это свое мнение)
Билет.
1.«человек от животного мира», «преступность поведения лиц», «про муравейник»
1) биологическое и социальное в человеке (психофизиологические особенности).
2)концепции существования человека? Марксистская(Материализм — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя)
, религиозная(объективный идеализм — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух))
3)современная наука о происхождении человека? Пока еще придерживается теории дарвина или принцип антропогенеза - Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид,человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
4)концепция антропосоциогенеза. проблемы отчуждения.
Концепция антропосоциогенеза состоит в том, что происхождение человека заключается в появлении человека от природы (т.е. от обезьян), а потом произошло отчуждение от природы и человек стал существом биосоциальным..
5)этология – о сходстве поведения человека и животного
Преобразование соц связей в мире животных
2.«все состоит в природе тела и пространства»
1)Лукреций Карп, во времена античности (так же считали Эпикур, Маркс, Демокрит)
2)античный материализм
3)Основные понятия - тело, пространство, атомы, природа, первоначало
4) Как менялись взгляды на природу. Поначалу Аристотель создал биологию как науку, придерживался взглядов самопроизвольного происхождения, в Античности природу ставили на первое место, потом в средние века уже начали все изучать с научной точки зрения…
5)современные теории происхождения человека - т.супер струн, т.большого взрыва, т.реликтового излучения
Билет 16.
1 часть, наука - раковая клетка на теле человека.
1. Антисциентизм — философско-мировоззренческая идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и её роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру. Концепции, учения и деятельность радикальной антисциентистской направленности носят обобщённое наименование «антинаука».
2. сциентизм — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.
3. Свое мнение. При всей противоположности позиции сциентизма и антисциентизма заключают в себе и нечто общее. Сциентизму свойственно слепое преклонение перед наукой; враждебность антисциентизма по отношению к науке также замешена на слепом, безотчетном страхе перед ней. Чего не хватает обеим этим позициям и что так необходимо сегодня не только ученому, но и каждому человеку, со всех сторон окруженному порождениями научно-технического прогресса, — это прежде всего рационального отношения к науке и научному мышлению.
4. Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.
5. НТР влияние.
Бурный, беспрецедентный по своим темпам и размаху научно-технический прогресс является одной из наиболее очевидных реальностей нашего времени. Наука колоссально повышает производительность общественного труда, расширяет масштабы производства. Она добилась ни с чем не сравнимых результатов в овладении силами природы. Именно на науку опирается сложный механизм современного развития, так что страна, которая не в состоянии обеспечить достаточно высокие темпы научно-технического прогресса и использования его результатов в самых разных сферах общественной жизни, обрекает себя на состояние отсталости и зависимое, подчиненное положение в мире.
Вместе с тем наука выдвигает перед человечеством немало новых проблем и альтернатив. Еще в недавнем прошлом было принято безудержно восхвалять научно-технический прогресс как чуть ли не единственную опору общего прогресса человечества.
Научно-технический прогресс, как таковой, подобно любому историческому развитию, необратим, и всякие заклинания по этому поводу не в состоянии его остановить. Единственное, что они могут породить, — это накопление и закрепление отсталости, слаборазвитости в обществе, где такие заклинания приобретают вес. Но это никоим образом не значит, что людям остается лишь безропотно подчиняться развитию науки и техники, по возможности приспосабливаясь к его негативным последствиям. Конкретные направления научно-технического прогресса, научно-технические проекты и решения, затрагивающие интересы и ныне живущих, и будущих поколений, — вот что требует широкого, гласного, демократического и вместе с тем компетентного обсуждения, вот что люди могут принимать либо отвергать своим волеизъявлением.
2 часть. что то про озарение в науке..
Интуиция дает возможность видеть истину
1. Павел Флоренский
2. рационализм, творчество и интуиция – одно ли и то же?
ТВО́РЧЕСТВО (см. Творение) — формующая деятельность духа, интеллектуальная активность человека, непреложное явление природы, являющееся отражением вечного процесса Божественного Творения.
ИНТУИ́ЦИЯ (от лат. intueor — пристально смотреть) — понятие, означающее способность непосредств. познания истины без обоснования с помощью доказательства.
3. Основные концепции истины.
Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта познания
1. Классическая (традиционная, соответствия) концепция истины как соответствия знаний действительности была впервые сформулирована в античной философии Платоном и Аристотелем.
2. Когерентная концепция истины. Под когерентностью понимают сцепление и непротиворечивость суждений. Концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию.
3. . Прагматическая концепция истины как полезности. С точки зрения прагматизма, человеческие знания напрямую не зависят от практической деятельности и влияют на последующие действия, дают им направления, указывают средства, ведущие достижению намеченной цели.
4. Марксистская концепция истины, появившаяся в средине XIX века, не отменяет, а углубляет классическую историю истины. Для марксизма истина объективна, представляет диалектическое единство относительной и абсолютной истины исторична, социальна, имеет классовый характер и должна проверяться на практике.
5. Онтологическая концепция истины была предложенная немецким философом XX века Мартином Хайдеггером. С его точки зрения, истина находится не в суждениях, а в самом бытии. Предшествующая фипософия, трактовавшая истину как принадлежащую сфере гносеологии, не смогла обнаружить подлинный смысл истины. Истина - это не тайна, не загадка, которую необходимо насильно вырвать из бытия.
6. 6. Экзистенциальная концепция истины. Иногда данный подход называют психологической интерпретацией истины. Истина рассматривается какпсихологическое состояние человека. Истинным является то, что значимо для человека, пережито и осознано, экзистенциально важно. Данная концепция субъективизируются представление об истине.
7. 7. Плюралистическая концепция, сторонниками которой выступают Ф. Ницше и философия постмодернизма, полагает, что абсолютной истины не существует, истина относительна.
Сократ- , Платон – истина на небе, Аристотель – истина в вещах
5. Интуиция - чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, обоснованное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.
Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Интуитивное познание. Интуитивное познание — это неосознанно полученное непосредственное знание.
Интуитивное познание делится:
— на чувствительное (интуиция — мгновенное чувство);
— рациональное (интеллектуальная интуиция);
— эйдетическое (зрительная интуиция).
Билет 17.
1.Текст про западные цивилизации. Западные цивилизации как аномалия. С эпохи ренессанса как регрессия. Рене Генон(про него ничего не нашлось,видимо по-другому пишется)
1)какое отношение к идее прогресса? (плохое)
2)разн. Восточные и европейские цивилизации (ответ уже)
3)эпоха возрождения? Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.
В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику - природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.
Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.
4)Синтизм или антисинтизм? (ответ подчеткнут) Основа синто(в синтоизме=синтизме) состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность
5)В тексте интеллектуальная или духовная регрессия?
2. Качество порождает пространство идей – первичное качество
1) Гоббс, материалист
2)вторичное качество – Первичные и вторичные качества - термины, употребляемые для различения качеств (свойств) вещей по признаку объективности. Локк к первичным, или объективным, качествам относил движение, непроницаемость, плотность, сцепление частиц, фигуру, объем и др.; к вторичным, или субъективным, качествам - цвет, запах, вкус, звук. Все свойства, к-рые не поддавались объяснению с т. зр. механики, объявлялись Локком вторичными, определяемыми лишь организацией и состояниями субъекта. (Термины введены Локком, хотя такое различие проводили до него Демокрит, Галилей, Декарт, Гоббс)
3) рационализм или эмпиризм? (ответ подчеркнут)
4) объективизм или субъективизм? (ответ подчеркнут)
5) зависимость между первым и вторым качествами? (вроде так) Судя по Локку, вторичные качества позволяют осуществлять первичные.
Билет 18.
1.Существование человека,не есть абстракция
1)маркс,материализм
2)Кто еще совместно с марксом были? энгельс,ленин
3)смысл концепции социализации
4)отчуждение-?формы отчуждения-?это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут. Для Маркса отчуждение — это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма.
5)существовние человека
2. «человек знает, что в основе теория (вроде это слово) лежит предназначение, гипотезы»
«объект и объективная реальность (то ли в объект. реальности) – не одно и то же»
1)отличие гипотезы от теории? Главное отличие теории от гипотезы - достоверность, доказанность. Теория в строго научном смысле - это система уже подтвержденного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и теорий.
ТЕОРИЯ - научно доказанное научное положение, имеющее как теоретические, так и экспериментальные подтверждения, это Закон природы. ГИПОТЕЗА - это научное предположение, пока не имеющее ни теоретических, ни экспериментальных доказательств. Если ГИПОТЕЗА доказана, она становится ТЕОРИЕЙ, и либо становится частью другой, более крупной ТЕОРИИ, или опровергает старую ТЕОРИЮ, занимая её место.
2) все ли предположения - гипотеза? Ответ - нет.Гипотеза - выраженное в форме суждения (или суждений) предположение или предугадывание чего-либо: например, «предугадывание природы» в формулировке естественнонаучных законов.
3) требования гипотезы? Основана на фактах, должна быть проверяемой, не должна быть логически противоречивой, должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой.
4)отличие эмпирической от научной теорий?
5) классическое (из одного факта вытекает одна теория) и постклассичекое (на основе плюрализма,т.е. из оного факта может быть несколько теорий) понимание факта.
Билет 19.
1.Высказывание про бессмертие души.
1) Платон.
2)Понятия основные - душа бессмертна, добродетель, припоминание
3)Объективный идеализм
4)По Сократу - душа не материальна, она не может погибнуть.
5)Есть ли близость с Декартом?(близость есть) Р.Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность.
2. Отказ науки от абсолютной истины, замена ее технич.истиной
1)Почему отказалась наука от абсолютной истины? Технич.изобретения, базирующиеся на устарелых теориях, свидетельствуют о том, что эти теории все-таки содержали в себе какую-то практическую истину. Наука, таким образом, отказывается от поиска абсолютной истины и заменяет ее «технической» принадлежащей любой теории, которая успешно используется в предсказаниях или в изобретениях. Техническая истина относительна:теория, которая предполагает более удачные изобретения и лучше предсказвыает, обладает большей истинностью.
2)Класическое определение научной истины – объект, относительность, проверка на практике
Научная истина - это знание, которое отвечает двойному требованию: во-первых, оно соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности. К этим критериям относится: логическая стройность; эмпирическая проверяемость, в том числе проверка временем; возможность предсказывать на основе этих знаний новые факты; непротиворечивость тем знаниям, чья истинность уже достоверно установлена и прочее.
3)основные концепции истины: прагматическая (истина состоит в полезности знания, его эффективности), по Аристотелю (истина - это соответствие знания объекту, действительности.), по Сократу. По Платону (и Гегелю - истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира), конвенциональная концепция (считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения.)
4)почему победила прогматика? Люди выбирают такие ценности, чтобы можно было пощупать,потрогать
5) истина -? Продукт ума (п.флоренский) Истина - это цель, к которой устремлено познание, справедливо писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно.