Эмпирическая бессмыслица и метафизический смысл драки 3 страница
Готовность принять вызов требует выдержки перед лицом врага: возобновление этого самого драгоценного из утраченных качеств предоставляет шанс вовремя очнуться от обморока глобализации. Прийти в сознание означает отказаться от заклинаний и отдать себе отчет в неизменности некоторых вещей. Прежде всего, необходимо устранить ложную оппозицию, будто противник, бросивший мне вызов, является либо порождением зла (и тогда нужно поскорее нажать все красные кнопки), либо врагом по недоразумению (значит, с ним можно договориться). Враг жесток и непримирим, но, безусловно, отважен, и в этой отваге есть нечто чарующее. У него есть своя правда, ради которой он готов отдать свою жизнь, но прежде, конечно, потребовать мою. И он не пойдет на переговоры до тех пор, пока не увидит во мне встречной готовности. Наше противостояние неустранимо – но не потому, что он исчадие ада, а потому, что «Боливар не вынесет двоих», – не помогут никакие уступки до тех пор, пока мы не поймем друг друга как враг врага. Россия осознала эту простую истину на одно историческое мгновение раньше, чем Европа и Америка, – и именно это осознание является сейчас самым общезначимым глобальным процессом, процессом стряхивания наваждения.
Переоценка ценностей не имеет ничего общего с мужскими играми, решающая роль принадлежит как раз слову женщины. Нет ничего важнее, чем напутствия матерей воюющим детям, в том числе и в обеспечении жизнеспособности гражданского общества. Отправлять «необученных восемнадцатилетних мальчиков» в действующую армию (да хоть бы и в бездействующую) очень не хочется. Но шестнадцатилетние чеченские мальчики воюют и погибают – не как мальчики, а как воины; и это тоже вызов, который необходимо принять к сведению, не пряча голову в песок. Пока политики мечутся между истерикой и капитуляцией, законы войны выпадает постигать женщине и поэту:
Всецело постигать ее законы
и с кровью передать своим потомкам,
чтобы они, томимы этой жаждой,
своих младенцев вкладывали в ножны,
о, поле брани! Всяк на нем калека.
Ты нива брани, я тебе послушна.
Эти строки Ларисы Тихомировой повествуют о реальности, которая обнаружилась в разломе, разделившем две эпохи. Стихии, бушевавшие под хрупкой корочкой цивилизации, теперь вырвались на поверхность, и их не загнать обратно заклинаниями. Но омовение в первоначальных стихиях человеческого бытия отрезвляет и освежает. Слишком долго мы шли по дороге, вымощенной благими намерениями, хотя и догадывались, куда она ведет. Настало, наконец, время, перезаключить общественный договор на трезвую голову, не отказываясь от избранных ценностей и не делая позорных уступок, но реализация этой возможности зависит от длины пройденного пути. Ясно одно: присоединиться сейчас к прежнему курсу глобализации – все равно, что купить билет на отплывающий «Титаник», уже зная, что его ждет.
А пока предстоит выучить немало трудных уроков, причем используя врага в роли наставника и экзаменатора. Шамиль Басаев, отвечая на вопрос корреспондента, как он себя чувствует после ампутации стопы, сказал: «Чувствую себя прекрасно, ведь одной ногой я уже в раю». Его противник, из числа российских солдат или офицеров, мог бы по достоинству оценить остроумие моджахеда. И при этом заметить: «Что ж, я помогу тебе перебраться туда окончательно, чтобы ты мог стоять двумя ногами в своем шахидском раю». Примерно так, с улыбкой и непреклонностью, отвечал бы воин, соучредитель нового государства. А на груди его светилась медаль за город Гудермес.
СОВРЕМЕННОСТЬ КАК ОПЫТ
КОЛЛЕКТИВНЫХ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ
За последние полтора месяца в Москве раскупи, ли весь тираж Корана, разошлись и жизнеописания пророка Мухаммеда. Схоластический межконфессиональный спор, долгие годы бывший уделом специалистов, теперь вырвался из-под завесы политкорректности и стал предметом эмоционального обсуждения на всех уровнях. Впервые излюбленные аспекты глобализации – Всемирная паутина, транснациональная экономика и самочувствие овечки Долли – отступили на второй план. Приподнялась чадра, и вместо милого личика бесправной Гюльчатай миру предстал грозный лик уверенного в себе фанатика, выносящего приговор проекту глобализации.
В чем секрет силы этой религии – вот что хотели бы знать люди иных вероисповеданий (равно как и атеисты), покупая Коран и биографию пророка. Вся Европа сегодня в чем-то похожа на Главного Буржуина, допытывающегося у Мальчиша-Кибальчиша военной тайны: у нас ведь есть и бочка варенья, и корзина печенья – так что ж нам никак не победить эту армию, идущую под зеленым знаменем пророка?
Внимательный читатель сакральных текстов должен сделать, по крайней мере, один бесспорный вывод: ничто в содержании вероучения не объясняет его победной поступи; записанные там мудрые мысли и строгие заповеди встречаются и в других священных книгах, да и не только в священных. Тем не менее, рост числа верующих мусульман значительно опережает рост приверженцев других конфессий, причем виной тому не один лишь демографический фактор. Мы наблюдаем стремительную исламизацию традиционно христианских регионов Африки, постепенную, но неуклонную исламизацию «черной» Америки – да и Европа (стоит уточнить: европейская Европа) потихоньку обнаруживает аналогичную тенденцию, по крайней мере, среди интеллектуалов. Одним из первых, кто принял ислам, был французский философ-традиционалист Рене Генон, автор нескольких десятков книг. Стал мусульманином небезызвестный Роже Гароди, с которым полемизировал еще лично товарищ Сталин. Сегодня перечислять новообращенных пришлось бы долго, даже если ограничиться профессорами и преподавателями Сорбонны.
Но если содержание не имеет отношения к «главной военной тайне», может, все дело в молодости ислама как религии? Ислам еще юн, свеж и полон сил, а христианство уже обременено грузом времени, уже успело порастратить свой запал... Такое объяснение сейчас достаточно популярно, но не слишком убедительно с исторической точки зрения. Конечно, ислам возник на шесть столетий позже, чем христианство (насколько это существенно для истории – другой вопрос), но зато распространение ислама в качестве всемирной религии началось раньше, чем массовая христианизация Европы. Изгнание арабов из Испании в Средние века воспринималось как торжество юной, наступательной веры над закосневшей книжной мудростью последователей пророка. Любопытно, что французское Просвещение считало ислам безнадежно старой формой вероучения, уже не способной ни к какому развитию. Кстати, степень веротерпимости в крупнейшей мусульманской державе того времени, Османской империи, можно сопоставить только с веротерпимостью современной Европы.
Таким образом, хронологический возраст не дает ответа на вопрос об источнике силы. На протяжении истории сменяющие друг друга поколения считывают одни и те же заповеди по-разному. Поскольку во всех священных текстах упоминаются и мир, и меч, очень важным оказывается механизм избирательной слепоты, позволяющий в упор не видеть утверждений, не соответствующих внутренней цензуре сегодняшнего дня (например, правилам политкорректности). Причем одно дело, когда уважаемые муфтии и улемы подыскивают подходящие цитаты из Корана для широкой гяурской общественности (тут не слепота, а как раз прозорливость) , и другое – когда римский понтифик ездит по миру в мучительных поисках, у кого бы еще попросить прощения. Времена индульгенций вернулись как фарс: когда-то Католическая Церковь торговала прощением за еще несовершенные грехи, теперь пытается получить прощение за чужую вину.
Сегодня большинство приверженцев христианства (будь они православными, католиками или, скажем, баптистами) искренне полагают, что кротость, милосердие и готовность все прощать составляют самую суть их вероучения. Между тем подобная трактовка не имеет ничего общего с каноном. Одно дело – смирение, стремление к покаянию, и совсем другое – всепрощение. Всепрощение является такой же исключительной прерогативой Бога, как и функция Верховного Судии, как всеведение и всеблагость. Это прекрасно понимали теологи далекого и недавнего прошлого (можно вспомнить хотя бы Николая Кузанского и Мартина Лютера), но для современных христианских философов греховность человеческой претензии на всепрощение почему-то оказалась в зоне избирательной слепоты. В основе христианства, равно как и любой другой всемирной религии, лежит незыблемый принцип: существуют силы, примирение с которыми невозможно. Эти начала именуются адскими, дьявольскими, инфернальными – верующий может и должен им противостоять, но попытка их обращения, или, как принято сейчас говорить, диалога, находится принципиально за пределами человеческой компетенции. Преступающий эту черту совершает не просто серьезное прегрешение, он безусловно отпадает от Бога как еретик. И вот начиная с середины XX столетия мы наблюдаем, как укореняется и распространяется новая массовая ересь в христианстве – ересь всепрощения. Любопытно, что и разжиженное христианство, и абсолютно светский гуманизм (в его современной ипостаси) полностью едины в прогрессирующем сострадательном уклоне, который на первый взгляд кажется даже невинным: подумаешь, переборщить в сострадании. Тут большой беды не будет, не в жестокости же... Однако есть основания предположить, что ересь всепрощения еще более губительна по своим экзистенциальным и социальным последствиям, чем гордыня богоборчества, характерная, например, для раннего героического гуманизма. Мы помним, что Иаков боровшийся с Богом, был отмечен хромотой, но узурпатор эксклюзивного божественного всепрощения не отделается так дешево – ему не миновать полного паралича воли. В значительной степени наказание уже стало свершившимся фактом. Все сферы гражданского общества, от экономики до собственной повседневной мифологии, перенасыщены абсурдом: принцип реальности едва различим среди ярких и эффектных образов коллективной галлюцинации. Апофеозом воспаленного воображения стал проект глобализации, одним из главных провозвестников которого выступил японоамериканец Френсис Фукуяма, провозгласивший «конец истории». У футуролога были для этого некоторые основания, ибо мир все еще пребывал в упоении политкорректностью (высшая светская форма всепрощенческой ереси). Даже сейчас, когда уже появились первые трещины от столкновения с реальностью, контуры мира, явившегося в бреду, по-прежнему затмевают невзрачную и, как водится, суровую действительность. Попробуем взглянуть на них в истинном свете, отказавшись от избирательной слепоты.
ЭКОНОМИКА
Примерно три года назад стало ясно, что мир вступил в полосу нового экономического кризиса, сравнимого по своим масштабам с Великой депрессией 20-х – 30-х годов. Это, как всегда, произошло неожиданно: казалось, что мировая экономика, опутанная сетью Internet, контролируемая индексами деловой активности и международными рейтинговыми агентствами, надежно защищена от прорывов иррациональной стихии (для того, кто погружен в грезы, иррациональными становятся все «остаточные явления» реальности).
Отметим, прежде всего, что экономическая катастрофа, разразившаяся на планете (а мы пока присутствуем лишь при первых толчках), явно не похожа на классические кризисы перепроизводства, описанные еще Марксом; не вписывается она и в знаменитую «теорию волн» Кондратьева. С традиционными показателями состояния экономики – производительностью труда, соотношением спроса и предложения, средней нормой прибыли и т. п. – как будто бы ничего не произошло. Первыми знаками беды стали другие индикаторы – падение котировок акций и обвалы национальных валют – то, что принято называть интегральными показателями состояния экономического организма. Аналогия с организмом представляется очень удобной для понимания первопричины кризиса, особенно для объяснения одной странной вещи: почему все косвенные индикаторы (биржи, финансовые институты, настроения инвесторов) вдруг стали зашкаливать и перегорать как бы сами собой, не столько отражая реальные поломки в системе хозяйствования, сколько опережая и провоцируя их. Сработал эффект «взбесившегося термометра».
Представим себе медицинское учреждение, где пациенты лечатся и проходят профилактику. Сначала доктора по старинке расспрашивают больных, измеряют давление, прощупывают пульс, берут мочу на анализ. Потом начинают пользоваться рентгеновскими снимками, флюорограммами, томографами: появляются специалисты, которые уже не сталкиваются лицом к лицу с больными, – именно им все чаще доверяют решающее слово при вынесении вердикта о состоянии здоровья. Теперь предположим, что у всех потенциальных пациентов появились датчики – что-то вроде наручных часов, способных считывать информацию о состоянии организма и регулярно передавать ее на центральный пульт. За пультом приглядывают люди, по традиции все еще именующиеся врачами. Они иногда вмешиваются в работу компьютера, но главным образом наблюдают. И вот от избытка досуга кому-то приходит в голову идея создать «сводную картину городского здоровья». Сказано – сделано: показатель готов, и скоро он становится определяющим. Медицинские факультеты учат, как разбираться в базе данных, медицинские светила работают с «индексом самочувствия Великобритании» и т. д. Словом, виртуальная медицина процветает. И тут вдруг обнаруживается какая-нибудь странность. Например, выясняется, что две болезни способны «компенсировать» друг друга, и при этом датчик выдает информацию «пациент здоров». Одновременно возникают и другие паразитарные искажения. Сразу же начинается неизбежная паника, все говорят о мировом медицинском кризисе. Население избавляется от датчиков, а заодно и от врачей, знакомых с «картиной болезни» только по дисплеям. Из чуланов срочно достают запыленные стетоскопы – да уж не найти тех, кто умел ими пользоваться...
Если мы теперь заменим медицину экономикой, то получим точный диагноз современного экономического кризиса, кризиса репрезентации, обессмысливания датчиков, реагирующих на производные пятого-шестого порядка. Разумеется, «странность», обнаружившаяся в экономике, является лишь частным проявлением общего наваждения – характер проблем всюду один и тот же.
В свое время Ходжа Насреддин изрек: тот, кто продает запах шашлыка, получает в уплату звон монет. Он, однако, вряд ли предполагал, что однажды это занятие так увлечет человечество, что составит целую эпоху виртуальной экономики, когда вазелин с каким-нибудь экзотическим названием заботится о вашей коже, а кухни заполняются мыслящими сковородками – «Тефаль» думает о вас (или за вас?). Теперь, при начинающейся абстиненции, нужно отдать должное лучшим игрокам, и, прежде всего истинному гроссмейстеру виртуальной экономики Джорджу Соросу – это имя навсегда останется в истории. Пока мы наблюдаем бегство капиталов из дальневосточного региона и провалы химерных проектов вроде национального индонезийского автомобиля. В скором будущем следует ожидать последовательного развала всей измерительной инфраструктуры, висящей в воздухе. Быть может, в итоге у Индонезии и Таиланда останется один брокер на двоих, и трудно даже предположить, какую экономику (какого века) будут представлять уцелевшие институты. Все случившееся даст обильную пищу для размышлений умным тефлоновым сковородкам, но вот с пищей их владельцев будут проблемы – да еще какие.
Те, кто считал себя «экономистами» или даже «деловыми людьми», будучи при этом работниками рейтинговых агентств, биржевыми консультантами и т. п., потеряют работу. Теперь им придется дома играть в компьютерные игры, и даже когда новая, более реалистическая модель мирового хозяйства будет восстановлена, их услуги, скорее всего, уже не понадобятся. Значительная часть рабочих мест будет упразднена вообще, как это произошло когда-то с заклинателями дождя и извозчиками.
Кризис вновь ставит во главу угла фигуру предпринимателя, восстанавливает роль духовной составляющей, описанной когда-то Максом Вебером под именем протестантской этики. Речь идет о персональной инициативе, сопровождаемой длительным и методичным трудовым усилием и остающейся в пределах собственной компетенции. Силовые линии такого предпринимательства образуют малую автономную экономику внутри огромной пустотелой, раздутой экономики, похожей на мыльный пузырь, сверкающий всеми цветами радуги. Наличие подобной автономной экономики под скорлупой общества потребления, как теперь выяснилось, является главным достоянием любой нации. Ее субъект, тот самый средний класс, всегда сможет прокормить себя и немалую часть создателей духовного продукта, но он больше не станет оплачивать многомиллионную армию химеропроизводителей. По-видимому, в ходе массового отрезвления пострадает и какая-то здоровая часть экономической инфраструктуры, но в любом случае общества, сохранившие ядро, смогут ее быстро восстановить, а обществам с искусственно вживленной экономикой она долго еще не понадобится. Этим лопнувшим мыльным пузырям придется десятилетиями «жить по средствам» и начинать возведение здания благополучия с фундамента, а не с антенны на крыше.
ПОЛИТИКА
В сферу политики не проникло столько буйных фантазий, как в экономику, философию и господствующую мораль. Но принцип реальности, конечно, сместился под натиском продуцируемых иллюзий: понятие высшей справедливости, незаконно заимствованное из сферы исключительной компетенции Бога, попытались применить для регулирования отношений внутри Царства кесарева. Разумеется, ничего, кроме членовредительства для собственного социального тела, из таких попыток возникнуть не могло. Кульминацией членовредительства (торжества абстрактных принципов над собственными национальными интересами) стало создание новых мусульманских государств в Европе в результате вооруженного вмешательства НАТО. Когда-нибудь политологи будут приводить этот случай, как пример политической невменяемости, хотя он является лишь частным симптомом более общего глубокого помешательства.
Кажется, политические лидеры и профессиональные политики большинства стран Запада сделали из сентябрьских событий доступный их разумению вывод. Очевидно, косовский сценарий не будет реализован в Палестине (а ведь к тому все склонялось под давлением мирового общественного мнения), по отношению к талибам не проявят сентиментальности, а чеченским формированиям не придется более рассчитывать на широкую поддержку все той же прогрессивной общественности. Геополитические союзы будут определяться исключительно национальными интересами, а не химерами глобализации. Впрочем, сфера политики не является столь автономной, как экономика; политический лидер далеко не всегда может руководствоваться здравым смыслом. Решающую роль играют господствующие в обществе мифы и идеологемы, а над ними по-прежнему властвует воспаленное воображение больного гражданского общества.
МОРАЛЬ И САМОСОЗНАНИЕ
Нигде последствия всепрощенческой ереси не оказались такими разрушительными, как в этой области. Смягчение нравов, о котором мечтала эпоха Просвещения, вне всякого сомнения, свершилось. Правда, вслед за этим наступило и размягчение мозгов. Философия, когда-то считавшаяся «служанкой богословия», быстро сменила хозяина и стала служанкой партии «зеленых» (как, впрочем, и само богословие). Но теперь партию пора наконец переименовать: зеленые побеги давно подросли и превратились в овощи.
И вот, пролетая над гнездом кукушки (над общеевропейским домом), нетрудно заметить важные перемены, произошедшие в его устройстве. Палата для буйных практически ликвидирована – за неимением буйных (остался только изолятор на Балканах). Зато все остальное заведение переполнено тихими маразматиками: кому не нравится слово «овощи», могут воспользоваться другим термином: плоды просвещения. Неутомимые искатели компромиссов, они предаются грезам, напоминающим описания Даниила Андреева, представлявшего, как в светлом будущем волки откажутся от поедания зайчиков и станут питаться травой. Любопытно, что единственный случай, когда прогрессивная (то есть экологическая) общественность выступила против европейских мусульман, был вызван жестоким обращением с животными – традиционным мусульманским праздником жертвоприношения Курбан-байрам. Впрочем, возмущение было довольно робким, и можно представить себе презрительную усмешку правоверных, предельно далеких от ереси всепрощения. Тем временем подспудно формировалась и новая мифология. Если сконцентрировать ее рассеянные повсюду крупицы, получится что-то вроде следующего:
Новая версия Олимпийского мифа. Коварный Зевс, преисполнившись зависти к орлу, решил наказать гордую птицу. В качестве ширмы Зевс выбрал известного экологического преступника Прометея, снабдившего людей новыми средствами насилия над природой. Зевс лишил орла его естественной кормовой базы, оставив бедняге единственный источник питания – печень вышеуказанного негодяя Прометея.
Орел был вынужден клевать отвратительную на вкус печень под насмешки садистов с Олимпа. Птица, конечно, предпочла бы умереть, чем питаться такой гадостью, но орел был осужден на вечные муки, и, по крайней мере, раз в сто лет непререкаемый зов желудка заставлял орла прервать добровольную голодовку.
Нашелся, однако, гордый воитель, бросивший вызов Зевсу, – это был вскормленный овсяными хлопьями богатырь Геркулес. Геркулес вел добродетельную жизнь, ухаживая за животными на конюшне, но, узнав о преступлении Зевса, герой не стал медлить и отправился в путь.
Долго стоял воитель, глядя на мучения орла, скупые мужские слезы ручьем текли по его щекам. Наконец герой всхлипнул и произнес:
– Птичку жалко...
И ощутил Геркулес прилив сил, и согнал впавшего в манию величия воришку Прометея с пьедестала. Тут заклятие Зевса рухнуло, и несчастная птица вновь воссоединилась с природой.
Состояние полной духовной демобилизации, в котором пребывает сегодня гражданское общество Запада, было предсказано еще Фридрихом Ницше. Ницше говорил о наступающем торжестве нигилизма, но был неверно понят: под нигилистами тогда разумели бунтовщиков, бросающих вызов общепризнанным ценностям. Однако эти насмешники, революционеры и бомбисты отнюдь не были слугами Ничто (Nihil), ими двигала своеобразно понятая идея, некая воля, способная вызвать даже уважение на фоне современного безволия. Настоящие нигилисты (ничтожники) представлены вполне мирными обывателями, для которых идеи утратили всякий смысл и были вытеснены грезами; это их мнение выразил американский философ Ричард Рорти, заявивший, что главный метафизический принцип состоит в том, чтобы не причинять друг другу боли... Неудивительно, что корабль западной цивилизации, дрейфующий от духовного минимализма к духовному ничтожеству, покидают и потенциальные попутчики, и члены собственной команды. И у каждого покинувшего дрейфующие просят персонального прощения.
Крайне печальна сегодняшняя участь европейской метафизики. Из всего арсенала этого великого духовного произведения идеологи «открытого общества» выбрали наиболее бессодержательные фрагменты эпигонов французского Просвещения; выбрали, чтобы синтезировать из них специфические наркотики – благовестазу и всепростин. Соответственно, главный вопрос любого консилиума, собравшегося бы по поводу бреда глобализации, должен быть поставлен так: удастся ли соскочить с иглы? Столкновение с принципом реальности наконец произошло, но достаточно ли этого урока, чтобы стряхнуть наваждение?
Говорящие о необходимости взаимоуважения между различными культурами и конфессиями допускают элементарную логическую ошибку: ведь, чтобы добиться взаимоуважения, мало уважать другого, необходимо еще, чтобы и он уважал тебя. А за что, собственно? За малодушие, за отказ от собственного права жить так, как хочется, за прекраснодушные галлюцинации? Большинство рассуждающих на эту тему всячески призывают понять позицию исламских фундаменталистов и радикалов – и мне в связи с этим вспомнился старый еврейский анекдот:
Мойше приходит из школы и приносит отцу записку от учительницы: «Мальчика следует почаще мыть, от него неприятно пахнет». Немного поразмыслив, отец передает ответную записку, которая гласит: «Мойше не нужно нюхать, Мойше нужно учить».
А ведь если вдуматься, великолепная подсказка для западной цивилизации. Террористов, будь они хоть трижды правоверными последователями пророка, не нужно пытаться понять, во что бы то ни стало. Их нужно учить.
ПРОСТОТА И ВОРОВСТВО
(экономика как функция памяти)
Клубок причин, определяющих плачевное положение дел в российской действительности, безнадежно запутан. Можно потянуть за любую торчащую нить, и клубок пошевелится: здесь и дураки, и дороги, и тяжелое наследие советского прошлого, а также коррупция (лучше сказать, встроенная вороватость), огромные просторы страны и многое другое. Беспорядочность нитей сплетается кое-как в ткань повседневности, демонстрируя особенности нашего всего – охоты и неохоты, хозяйственности и бесхозяйственности, политики и прочих сфер совместного бытия.
Сейчас я хотел бы обратить внимание на одно обстоятельство, определившее целый пучок причин, а главное – саму спутанность происходящего в нашей стране. Спросим себя, например, что случилось с последним кредитом МВФ, полученным правительством Кириенко? Без малейшего риска ошибиться мы можем сказать, что изрядная его часть разворована – однако, не будем прибегать к дежурным заклинаниям о коррупции, неизменным в течении многих веков, еще с тех времен, когда коррупция именовалась лихоимством.
Я рискну предположить, что вопрос о том, кто и каким образом присвоил деньги, не является главным. Такая же беда приключалась и с предыдущими кредитами, и с аккумулированными деньгами вкладчиков, и со взносами благотворительных фондов. Мне представляется гораздо более важным другой вопрос: что стало с неукраденной частью кредита? В итоговом отчете МВФ, подписанном господином Стенли Фишером, сказано, что эта часть кредита «нерационально использована».
Понятно, что формулировка тут применена исключительно мягкая – на то и официальный документ. Фактически речь идет о том, что деньги (и немалые) растрачены зря – именно это обстоятельство и является самым печальным. Дело в том, что кредиторы МВФ и МБРР – люди далеко не наивные; выделяя деньги таким странам, как Чад, Камерун, Россия или Гаити, они, безусловно, вводят поправку на встроенную вороватость, понимая, что часть займа будет присвоена «ответственными работниками». По некоторым сведениям (согласно рейтингам страховых рисков), квота разворовывания, предусмотренная для России, еще не самая большая. Однако пресловутое «нерациональное использование» того, что осталось, полная беспомощность всех попыток (очень вялых) заставить деньги работать – вот что, воистину, может вызвать изумление. Вновь повторяется хроническая российская ситуация, когда из столь обширных возможностей извлекается столь ничтожная польза – даже желающими нагреть руки.
Я не нахожу лучшей иллюстрации для обобщения происходящего, чем известный анекдот о шариках. Вот он.
Любознательные инопланетяне, прибыв на Землю, решили исследовать менталитет некоторых земных народностей – в их числе и русских. Условия эксперимента в анекдоте предлагаются следующие. Представитель страны помещается на некоторое время в изолированную камеру, где ему предлагается набор прозрачных шариков, что очень важно – сверхпрочных. Пришельцев интересует, что же будут делать с шариками подопытные.
Приходит время подводить итоги эксперимента. Выясняется, что немец построил из шариков пирамидку, француз выложил их в шахматном порядке, американец тоже какой-то орнамент соорудил. В камере у русского шарики были просто раскатаны по всему полу, при этом нескольких штук не хватало. Изумленные до предела инопланетяне обращаются к россиянину за разъяснениями: где, дескать, сверхпрочные шарики? Тот виновато улыбается и разводит руками:
– Понимаете, я их просто... проебал (пардон, «нерационально использовал»).
Российская действительность, конечно, недотягивает до чистоты эксперимента: нет замкнутого пространства (вспомним безбрежные российские просторы), да и материалы, из которых изготовлены различные блага, не столь прочны. Поэтому соотношение предъявленного и нерационально использованного бывает прямо противоположным: хорошо, если обнаружится хоть что-нибудь из вложенного и ассигнованного, хоть в каком-нибудь материализованном виде, хоть пара шариков, валяющихся на полу...
Прослеживая судьбу траншей, полученных на правительственном уровне за последние пять лет, так и хочется спросить: где же та траншея, в которой они зарыты? Ну, несколько предприятий, остающихся на плаву, несколько культурных проектов, несколько коттеджей и «мерседесов» у ответственных работников. А остальное??? И некому даже развести руками... Аналогична и судьба частных капиталовложений: очередные промежуточные итоги, подведенные после августа, выявили целую вереницу опустошений – сгоревших компаний, обледеневших холдингов, лопнувших банков и прочих разбитых корыт. Спрашивать, почему Россия не обустроилась, было бы смешно. Но почему не обустроилось и подавляющее большинство тех, кто приложил руку к «обустраиванию» (в самом широком смысле – от лихоимства до крохоборства)? Где их дворцы или хотя бы частные владения с хоть сколько-нибудь гарантированным будущим? Где их бизнес, который можно вручить наследникам, где коллекции предметов старины, собранные библиотеки, полученные и удостоверенные дипломами знания? Где, наконец, их счастливые лица? Так, несколько шариков...
Обращаясь к российской науке, мы видим, что и она несет в себе родовые черты менталитета. Возьмем расхожий стереотип: российский ученый совершает открытие, но не находит признания у себя на родине. Признание приходит косвенным путем, после того как Запад «ухватывается за идею» и извлекает из нее практическую пользу – мы же закупаем теперь то, что могли бы продавать. Несмотря на элементы мифологизации, история в целом соответствует действительности. Чего нельзя сказать о делаемых из нее выводах насчет «превосходства русского ума», «эксплуатации наших интеллектуальных ресурсов» и т. п. Вот, дескать, если бы не косная бюрократия, да не дураки и не дороги...