К постнеклассической науке
Классическая наука
Изменение образа науки в целом отражается в понятиях «классическая», «неклассическая», «постнеклассическая» наука (фиксация, выделение и описание которых основательно осуществлено, прежде всего, в работах В.С. Степина).
Необходимо кратко остановиться на общих характеристиках классической, неклассической и постнеклассической науки, выделенных В.С. Степиным. Согласно данной концепции, после научной революции XVII в. сложилось классическое естествознание как совокупность норм и идеалов исследования, обеспечивающих исключение субъекта исследования при описании объекта исследования. Классическая наука (XVII в. – конец XIX в.) характеризуется объективностью и предметностью научного знания, которое достигается, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности[33]. Объектом исследования выступают малые системы, характеризующиеся взаимодействиями и жестко детерминированными связями.
Ряд западных исследователей (например, И. Шеффлер, М. Малкей) подобное понимание науки называют «стандартной концепцией науки». Стандартная концепция требует, прежде всего, чтобы мир природных явлений рассматривался как реально существующий и объективный. Характеристики этого мира не зависят от предпочтений или намерений наблюдателей, однако они могут быть описаны с большей или меньшей точностью. Процессы социального развития не определяют содержание развития науки. Цель науки, по мнению М. Малкея, состоит «в точном и тщательно разработанном описании и объяснении объектов, процессов и взаимосвязей, имеющих место в природе… Научное знание независимо от субъективных факторов, подобных личной предубежденности, эмоциональной включенности и узколичной заинтересованности, которые могли бы исказить восприятие учеными внешнего мира»[34]. Как отмечает М. Малкей, социальное происхождение научного знания почти не связано с его содержанием, ибо последнее определено лишь природой самого физического мира. Эта стандартная эпистемологическая позиция, разделяемая позитивизмом, а позднее неопозитивизмом, в наиболее четкой форме, как отмечает М. Малкей, была сформулирована американским социологом Ж. де Гре. К сказанному можно добавить, что абсолютно нейтральными и объективными считались не только естественные науки, но и социальные науки.
Неклассическая наука
На формирование неклассического естествознания во многом такие фундаментальные открытия, в основном в естественных науках, как открытие делимости атома, квантовая механика, формирование концепции нестационарной вселенной, возникновение квантовой химии, генетика, кибернетика и теория систем. Неклассическая наука (конец XIX в. – середина XX в.) принимает такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Наука перешла к исследованию объектов микромира, законы которых существенно отличаются от тех, которые описывали мир классической науки. Квантовая механика обострила проблемы субъект-объектных отношений, объективности, истинности знания, правомерности множественности теоретических подходов и концепций.
В стандартной интерпретации квантовой механики подвергся сомнению и даже отрицанию один из основополагающих законов нашего мышления – закон достаточного основания. Е.А. Мамчур приводит следующий аргумент для подтверждения сказанного: «Известно, что квантовая теория в своей стандартной интерпретации не дает объяснения тому, почему один из атомов, в упаковке атомов радиоактивного урана, распадается в данный момент, а другой – пролежит не распавшимся тысячи лет. Причем… этого не знает не только познающий субъект, но и сама Природа. Утверждение о том, что Природа не знает причин рассматриваемого явления, равносильно тому, что никаких разумных оснований для такого поведения квантовых объектов не существует. А это и означает отказ от принципа достаточного основания»[35]. Если бы причины и основания такого вероятностного поведения радиоактивного атома знала Природа, то была бы надежда, что и человек когда-либо сможет это понять и объяснить. Согласно стандартной интерпретации квантовой механики, свойства квантово-механической системы имеют смысл и существование только в отношении к измерительному прибору и экспериментальной ситуации, фиксирующих эти свойства. Мир, как он существует сам по себе, не может быть представлен квантовой механикой.
Неклассическая наука утверждает относительную истинность теорий, допускает истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания. Вырабатываются новые представления о субъекте познания. Познающий субъект находится внутри предметного мира, составляет его часть, понимает, переживает этот мир, следовательно, его знание субъективно. Однако признание такого рода субъективности не равнозначно субъективизму. Например, Е.А. Мамчур предлагает различать такие понятия, как «релятивизм» и «релятивность», а также «объектность» и «объективность» знания[36]. «Релятивность – это относительность наших знаний к той или иной парадигме или культуре…Релятивность… присуща научному знанию. Известно, например, что в различных культурах, на разных этапах развития науки существовали различные понятия числа, так же как и различные концепции атомистики. Релятивность превращается в релятивизм, когда утверждают, что концепции числа или концепции атома, сформулированные в различных культурах, равноценны, и среди них нет преимущественной»[37]. Неклассическая методология предлагает такое средство преодоления субъективизма, как учет особенностей средств и методов познавательной деятельности, ограничений, накладываемых ими в теоретических описаниях. Осуществляется рефлексия над методами познавательной деятельности. Поиск истины по-прежнему рассматривается учеными как основная цель научного исследования.
В.С. Степин отмечает, что «ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности[38]. Объектом исследования становятся сложные саморегулирующиеся системы. Они отличаются уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Объект рассматривается не как самотождественная вещь, а как процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния и изменчивый в ряде других характеристик.
Философы приходят к выводу, что беспредпосылочного знания не существует. Классическая наука традиционно полагалась ценностно нейтральной. В неклассической науке высказывается мысль, что ценностная нейтральность науки – это миф, наука ценностно нагружена, фундаментальная наука несет такую же ответственность за деструктивные приложения научных открытий, как и прикладная. Между познаваемыми объектами (к какому бы уровню организации материи они ни принадлежали) и познающим субъектом стоят мировоззренческие, культурные и ценностные предпосылки познавательной деятельности, влияющие на интерпретацию и истолкование фактов и даже на содержание теоретических принципов и постулатов научных теорий. М Малкей приходит к выводу, что «в противоположность стандартной концепции науки, научное знание не обладает смысловой неизменностью, не независимо от социального контекста и не удостоверено с помощью приложения общепринятых процедур верификации»[39].
Данная эпистемологическая особенность также характерна и для социальных наук, ведь социальный теоретик является членом общества, он вынужден учитывать не только этос науки (т. е. стремиться к универсальности и незаинтересованности, как утверждал Р. Мертон), но и давление на него государства, культурных традиций, социального окружения, своеобразия социальных процессов в стране.
Постнеклассическая наука
Постнеклассическая наука возникает в последней трети XX в. Она характеризуется выдвижением на передний план междисциплинарных и проблемно-ориентированных форм исследовательской деятельности; проникновением в науку идей эволюции и историзма. Объектами исследования становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Саморазвивающиеся системы обладают синергетическими эффектами, принципиальной необратимостью процессов. «Постнеклассическая картина мира характерна тем, что включает в себя человека, призванного осознать свою роль и ответственность в «сотворчестве» с природой, необходимость подчиняться законам коэволюции с ней, но для этого ему необходимо лучше понять и мир, и себя, свой природный и социальный генезис, законы мышления; отрефлексировать, как он понимает и моделирует реальность»[40]. Постнеклассическая наука использует такие категории, как стохастичность, неопределенность, нелинейность, поливариативность и др.
Постнеклассическая наука предъявляет новые требования к субъекту познания. В одной из своих работ В.С. Степин отмечает, что «при описании познавательных ситуаций постнеклассической науки требуется значительно расширить набор признаков, существенно характеризующих познающий субъект. Он должен не только ориентироваться на неклассические идеалы и нормативы объяснения и описания, обоснования и доказательности знания, но и осуществлять рефлексию над ценностными основаниями научной деятельности, выраженными в научном этосе»[41]. И далее философ подчеркивает, что «такого рода рефлексия предполагает соотнесение принципов научного этоса с социальными ценностями, представленными гуманистическими идеалами, и затем введение дополнительных этических обязательств при исследовании и технологическом освоении сложных человекоразмерных систем»[42]. В стратегиях деятельности со сложными, человекоразмерными системами возникает новый тип интеграции истины и нравственности.
На становление постнеклассической науки большое влияние оказала теория синергетики, появившаяся во второй половине XX в.
Авторами теории синергетики (от греч. «συνεργία» – сотрудничество, содействие) явились бельгийский физик русского происхождения, лауреат Нобелевской премии 1977 г. по неравновесной термодинамике И. Пригожин (1917-2003), И. Стенгерс, Г. Хакен (род в 1927 г.). Сам термин «синергетика» был введен в 1969 г. немецким физиком Г.Хакеном.
Одна из центральных работ И. Пригожина по синергетике, написанная в соавторстве с И. Стенгерс, называется «Порядок из хаоса»[43]. Синергетика является общей теорией самоорганизации материальных систем. Она формулирует общие принципы самоорганизации, действительные для всех структурных уровней материи, описывает механизмы структурогенеза на языке математики. Синергетика полагает, что способность к самоорганизации является атрибутивным свойством материальных систем.
Синергетика постулирует, что природные процессы неравновесны и нелинейны. Дело в том, что традиционная наука в изучении мира акцент делала на замкнутых системах, обращая внимание на устойчивость, порядок, однородность. Однако кроме замкнутых систем в природе существуют открытые системы. В этих открытых системах, являющихся неравновесными и нелинейными, при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Синергетика изучает открытые системы, характеризующиеся неупорядоченностью, неустойчивостью, неравновесностью, нелинейными отношениями.
Свое понимание феномена самоорганизации И. Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры, спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах. Классическими примерами таких структур являются такие явления, как «химические часы», турбулентное движение. После своего возникновения такая структура не теряет резонансного возбуждения, которое ее и порождает; материальная система такого рода включается в процесс структурогенеза или самоорганизации.
Иными словами, пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, ее элементы ведут себя независимо друг от друга, как бы в состоянии гипнотического сна. К образованию упорядоченных структур в силу такой независимости элементы неспособны. Но если эта система под воздействием энергетических взаимодействий с окружающей средой переходит в неравновесное, «возбужденное состояние», то элементы такой системы начинают действовать согласованно. Так возникает диссипативная структура.
Синергетика полагает, что именно неравновесность является естественным состоянием всех процессов действительности, и неравновесные процессы стремятся к самоорганизации. Принципиальная новизна в понимании процессуальности материальных систем вела к выработке новой научной картины мира и пересмотру многих фундаментальных принципов естествознания (необходимость, случайность, энтропия, пространство, время).
Синергетика стимулировала исследования в области теории происхождения жизни, антропогенеза. Западный ученый М. Эйген, опираясь на исследования И. Пригожина, развил принципиально новую теорию биогенеза.
Большую роль в становлении постнеклассической науки сыграла также модель глобального эволюционизма, возникшая в 80-х гг. XX в. и основанная на достижениях науки второй половины XX в.
Глобальный эволюционизм – это интегральное направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею единства мира и представление об универсальности эволюции. Глобальный эволюционизм охватывает четыре типа эволюции: космическую, химическую, биологическую, социальную, объединяя их генетической и структурной преемственностью. Обоснованию этой концепции способствовали три фундаментальных научных достижения: теория нестационарной вселенной, концепция биосферы и ноосферы, теория синергетики. Влияние на эту модель оказал также антропный принцип, фиксирующий связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной (Метагалактики) и существованием в ней человека, наблюдателя.
Таким образом, классическая, неклассическая и постнеклассическая наука изучают разные типы объектов (простые, сложные саморегулирующиеся, сложные саморазвивающиеся), предполагают различные типы рефлексии субъекта познания над деятельностью. В классической науке из процедур объяснения элиминируется все, что не относится к объекту исследования. В неклассической науке осмысливается соотнесенность объясняемых характеристик объекта с особенностями средств и операций деятельности. В постнеклассической науке ценностно-целевые ориентации субъекта научной деятельности соотносятся с социальными целями и ценностями. Следовательно, одним из критериев выделения этапов развития науки является, с точки зрения В.С. Степина, различная глубина рефлексии по отношению к самой научной деятельности.
Также важно отметить, что с возникновением дисциплинарно организованной науки (конец XVIII в. – первая половина XIX в.) в рамках ее отдельных отраслей создаются особые образы предмета исследования – дисциплинарные онтологии. Каждая наука формирует свою особую дисциплинарную онтологию. Например, в физике во второй половине XVII в. сложилась механическая картина мира, содержащая следующие идеи: мир состоит из неделимых корпускул, корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени, обосновывается принцип дальнодействия. В химии XVIII в. в качестве фундаментальных объектов считали ряд простых химических элементов и сложных соединений (например, флогистон, теплород), взаимодействие которых в абсолютном пространстве и абсолютном времени порождает все известные типы сложных химических соединений.
Итак, как мы уже отмечали в своей работе, «каждый определенный этап развития науки характеризуется особым объектом исследования, особыми дисциплинарными онтологиями, определенной идеализацией познающего субъекта, определенными субъект-объектными отношениями, специфической эпистемологией и основаниями науки. Каждый конкретный этап науки задает ориентиры для ученых: что познавать? как и какими методами познавать? каково взаимоотношение субъекта и объекта познания? какова взаимосвязь внутринаучных и социальных ценностей?»[44]
Типология развития науки, предложенная В.С. Степиным, была рассмотрена им на материале естественных наук, прежде всего физики. Поэтому неслучайно в своей работе «Философская антропология и философия науки» философ говорит о классическом, неклассическом и постнеклассическом естествознании.
В числе отечественных философов, разрабатывавших философию и методологию науки, необходимо назвать Е.П. Никитина, В.А. Лекторского,
Е.А. Мамчур, Л.А. Микешину, А.П. Огурцова, В.С. Швырева[45]. В коллективной работе, посвященной отечественной философии науки, Е.А. Мамчур, Н.Ф. Овчинников, А.П. Огурцов отмечают, что в советский период в основном разрабатывались онтологические проблемы науки, а гносеологические и методологические проблемы попадают в центр внимания философов с 70-х гг. XX века.
В последние десятилетия мы наблюдаем поворот от исследования строения и структуры научного знания к исследованию его генезиса и развития[46]. Кроме того, растет интерес к методологии социально-гуманитарного познания. В рамках данной области исследований работают П.К. Гречко, В.А. Нехамкин,
А.М. Орехов, А.И. Ракитова, Ю.М. Резник, В.Г. Федотова и другие мыслители.
Исследование науки становится более конкретным. Пожалуй, на первое место следует поставить продолжающееся вот уже несколько десятилетий обсуждение в философии науки «case studies» – каких-то конкретных эпизодов развития науки с целью более глубокого понимания механизмов научного открытия и факторов, влияющих на концептуальные изменения в науке.
Контрольные вопросы
1. Какую роль сыграл кризис в физике конца XIX в. – начала XX в. в развитии науки XX в.?
2. Какова роль личности в научном познании?
3. Каковы особенности классической науки?
4. Каковы особенности неклассической науки?
5. Каковы особенности постнеклассической науки?
6. Каковы взаимоотношения субъекта и объекта познания в неклассической и постнеклассической науках?
7. Как трактуется истина в неклассической и постнеклассической науках?