Немецкая классическая философия (конец XVIII — первая половина XIX в.). Ее и торическое значение состоит: в систематической разработке диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о закономерностях процесс развития; в переориентации философских исследований на сущность человека его разум; в понимании истории как целостного процесса; в обосновании ид социального прогресса и свободы и т. п. |
|
ДУАЛИЗМ |
Иммануил Кант (1724-1804) |
▫ сочетание идей материализма, идеализма и агностицизма ▫ смещение оси философских исследований с природы, человека на познавательную деятельность, законы разума, его границы и обоснование гносеологии как первого и основного элемента теоретической философии ▫ систематическая разработка диалектических идей и подрыв основ метафизического миропонимания |
|
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ |
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) |
▫ систематизация и концептуальное изложение диалектического миропонимания и соответствующего ему диалектического метода ▫ обоснование диалектики как философской науки, обобщающей всю историю познания и исследующей наиболее общие закономерности развития объекта ной действительности |
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) |
▫ разработка философии природы ▫ введение диалектики в рассмотрение природы ▫ сочетание идей крайнего рационализма, иррационализма и мистики |
|
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ |
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) |
▫ обоснование философии как науки, наукоучения (в качестве теоретической «науки о науке» философия должна указать основоположение всякого знания) разработка теории познания на субъективно-идеалистической теории бытия |
|
МАТЕРИАЛ ИЗ М |
Людвиг Фейербах (1804-1872) |
▫ обоснование антропологического материализма ▫ разработка основоположений материалистического понимания природы ▫ материалистически-сенсуалистической теории познания ▫ критика идеалистической философии и религии |
Теория познания И. Канта
| | Трансцендентальное | | Трансцендентное |
| | | | |
Три основные познавательные способности: ▫ разум ▫ рассудок ▫ чувствительность | | Разум — способность к умозаключениям доходящим до «идей». «Идея понятие разума» в безусловном единстве всех обусловленных явлений | | «Вещь в себе» (внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом) |
| Рассудок — способности к понятиям и суждениям | |
| Чувствительность - способности к ощущениям | |
| | | | |
| | Познаваемое | | Непознаваемое |
Трансцендентальный(от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы): 1) в схоластике — предельно общие понятия, 2) в философии И. Канта - априорные (доопытные) познавательные формы, организующие эмпирическое познание. В этом смысле трансцендентальные формы чувственности — пространство и время, категории — субстанция, причинность и др. Трансцендентный предмет— предмет, запредельный по отношению к миру явлений и недоступный теоретическому познанию |
Этические идеи И. Канта
Императив(форма повеления) |
Гипотетический | | Категорический |
▫ Поступок хорош только в качестве средства для чего-нибудь другого ▫ Поступок хорош для какой-нибудь цели, возможной или действительной | | ▫ Поступок представляется как хороший сам по себе или необходимый для воли, а сама воля согласуется с разумом ▫ Поступок необходим объективно, безотносительно к какой бы то ни было цели |
| | |
Основные особенности этики И. Канта | | Категорический императив И. Канта |
▫ Формальный характер этики ▫ Отказ от построения этики, как учения об условиях и средствах, ведущих человека к счастью ▫ Противопоставление нравственного долга влечению, прежде всего чувственной склонности | | ▫ «Поступай так, чтобы всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему, только как к средству» |
Философия И.Г. Фихте
ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (1762-1814) - представитель немецкой классической философии, ученик и сторонник И. Канта. Главный труд - «Наукоучение» (1794) |
|
Общая характеристика философии И.Г. Фихте |
▫ Свою философию И. Фихте называет «наукоучением» и ставит перед ней две задачи. В области теоретической — обосновать все частные науки, т. е. философия должна указать основоположение всякого знания; в области практической — определить высшие цели человеческой жизни. ▫ В субъективно-идеалистической системе И. Фихте ставится задача: вывести весь мир (все «не-Я») из субъективной деятельности «Я» (под последним имеется в виду не индивидуальный, а абсолютный субъект). ▫ Первичная, всеобъемлющая, определяющая реальность — это абсолютное «Я». Этот идеалистически понимаемый субъект есть «дух в его оторванности от природы». Кроме исходного «Я» должно быть предположено и какое-то «не-Я», иначе говоря, кроме «сознания» должна быть «природа», кроме «субъекта» — «объект». По И. Фихте, это «не-Я», эта «природа», этот «объект» не только должны быть признаны как существующие, но и как действующие на «Я» и в какой-то мере определяющие его деятельность. ▫ Рассматривая все сущее как продукт деятельности, И. Фихте в самой человеческой деятельности различает два вида: деятельность практически-нравственную и деятельность теоретико-познавательную. Первая — первична и определяет последнюю. Цель нравственной деятельности человека — исполнение закона морали, выполнение долга. Этому исполнению противодействует физическая природа человека, связанная со всем миром. Это и есть «не-Я», противостоящее «Я» и побуждающее его к действованию. Условием выполнения нравственного закона может быть лишь победа над чувственными склонностями. ▫ В рамках субъективного идеализма И. Фихте развивает диалектическое понимание процесса деятельности. Деятельность «Я» всегда приводится в движение и побуждается к действию чем-то противоположным. Поэтому деятельность «Я» есть противоречивый процесс между деятельностью и решаемой ею задачей: едва преодолено одно противоречие, как тотчас возникает другое и т. д. Способом решения этих противоречий является антитетический метод (метод И. Фихте). |
Наши рекомендации